отнести:
. возможность создания ЭУ лицами, которые не являются
квалифицированными программистами;
. существенное сокращение трудоемкости и сроков разработки ЭУ;
. невысокие требования к компьютерам и программному обеспечению.
Вместе с тем ИСОН имеют ряд недостатков, таких как:
. далеко не дружественный интерфейс;
. меньшие, по сравнению с мультимедиа и гипермедиа системами,
возможности;
. отсутствие возможности создания программ дистанционного обучения.
В нашей стране существует множество отечественных ИСОН: Адонис,
АосМикро, Сценарий, ТесСис, Интегратор и др.
1.2.3. СРЕДСТВА МУЛЬТИМЕДИА
Еще до появления новой информационной технологии эксперты, проведя
множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения
материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время
спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около 1\4 его
объема. Если информация была представлена визуально – около 1\3. При
комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось
до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе
изучения, то усвояемость материала повышалось до 75%.
Итак, мультимедиа означает объединение нескольких способов подачи
информации - текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии),
движущиеся изображения (мультипликация и видео) и звук (цифровой и MIDI) -
в интерактивный продукт.
Аудиоинформация включает в себя речь, музыку, звуковые эффекты.
Наиболее важным вопросом при этом является информационный объем носителя.
По сравнению с аудио видеоинформация представляется значительно большим
количеством используемых элементов. Прежде всего, сюда входят элементы
статического видеоряда, которые можно разделить на две группы: графика
(рисованные изображения) и фото. К первой группе относятся различные
рисунки, интерьеры, поверхности, символы в графическом режиме. Ко второй -
фотографии и сканированные изображения.
Динамический видеоряд практически всегда состоит из последовательностей
статических элементов (кадров). Здесь выделяются три типовых элемента:
обычное видео (около 24 фото в секунду), квазивидео (6-12 фото в секунду),
анимация. Использование видеоряда в составе мультисреды предполагает
решение значительно большего числа проблем, чем использование аудио. Среди
них наиболее важными являются: разрешающая способность экрана и количество
цветов, а также объем информации.
Характерным отличием мультимедиа продуктов от других видов
информационных ресурсов является заметно больший информационный объем,
поэтому в настоящее время основным носителем этих продуктов является
оптический диск CD-ROM стандартной емкостью 640 Мбайт. Для профессиональных
применений существует ряд других устройств (CD-Worm, CD-Rewritaeble, DVD и
др.), однако они имеют очень высокую стоимость.
1.2.4. ГИПЕРТЕКСТОВЫЕ И ГИПЕРМЕДИА СРЕДСТВА
Гипертекст – это способ нелинейной подачи текстового материала, при
котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие
привязку к определенным текстовым фрагментам. Таким образом, пользователь
не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от
линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управляет процессом
выдачи информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут
использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику,
видеофрагменты, звук.
Использование гипертекстовой технологии удовлетворяет таким
предъявляемым к учебникам требованиям, как структурированность, удобство в
обращении. При необходимости такой учебник можно “выложить” на любом
сервере и его можно легко корректировать. Но, как правило, им свойственны
неудачный дизайн, компоновка, структура и т.д.
В настоящее время существует множество различных гипертекстовых
форматов (HTML, DHTML, PHP и др.).
1.3. КРИТЕРИИ ВЫБОРА СРЕДСТВ
При выборе средств необходима оценка наличия:
. аппаратных средств определенной конфигурации;
. сертифицированных программных систем;
. специалистов требуемого уровня.
Кроме того, необходимо учитывать назначение разрабатываемого ЭУ,
необходимость модификации дополнения новыми данными, ограничение на объем
памяти и др.
Благодаря бурно развивающейся технологии средства мультимедиа и
гипермедиа становятся достаточно дешевыми, чтобы устанавливать их на
большинство персональных компьютерах. Кроме того, мощность и быстродействие
аппаратных средств позволяют использовать вышеупомянутые средства.
3. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО
УЧЕБНИКА
На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число
обучающих программ, электронных учебников и т.п. Одновременно не утихают
споры о том, каким должен быть "электронный учебник", какие функции
"вменяются ему в обязанность". Традиционное построение ЭУ: предъявление
учебного материала, практика, тестирование.
В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:
1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и
представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых
понятий.
2. Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в
аудио- или видеовиде ("живые лекции"). Обязательным элементом интерфейса
для живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с
любого места.
3. Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций.
4. На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства,
должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с
движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы,
чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).
5. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными
ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а
также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть
подключение специализированного толкового словаря по данной предметной
области.
6. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые
трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты времени для
пользователей в пять-десять раз меньше по сравнению с традиционным
учебником. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их
не видавшему (водопад, огонь и т.д.). Видеоклипы позволяют изменять масштаб
времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной
съемке.
7. Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является основной
и порой незаменимой содержательной частью учебника.
3.2. РЕЖИМЫ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА
Можно выделить 3 основных режима работы ЭУ:
1. обучение без проверки;
2. обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа)
обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих
определить степень усвоения материала;
3. тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с
выставлением оценки.
структурированность, удобство в обращении, наглядность изложенного
материала. Чтобы удовлетворить вышеперечисленные требования, целесообразно
использование гипертекстовой технологии.
Электронный вариант учебника вмещает в себе и средства контроля, так
как контроль знаний является одной из основных проблем в обучении. Долгое
время в отечественной системе образования контроль знаний, как правило,
проводилось в устной форме. На современном этапе применяются различные
методы тестирования. Многие, конечно, не разделяют этой позиции, считая,
что тесты исключают такие необходимые навыки, как анализирование,
сопоставление и т.д. В системах дистанционного обучения применение новых
технологии дает возможность качественно по-новому решить проблему. Мы
заложили в электронный вариант учебника Таким образом, можно надеяться,
что применение новых информационных технологий способствуют повышению
эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом при
самостоятельной подготовке обучающегося.
Известно, что для активного овладения конкретной предметной областью
необходимо не только изучить теорию, но и сформировать практические навыки
в решении задач. Для этого нужно научиться строить математические модели
изучаемых процессов и явлений, проектировать алгоритмы решения и
реализовывать их в виде программ. Для достижения этой цели в состав ЭУ
включена серия модельных программ, обеспечивающих графическую иллюстрацию
структуры и работы алгоритмов, что позволяет не только повысить степень их
понимания, но и способствует развитию у студента интуиции и образного
мышления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная степень развития коммуникационных ресурсов открыла перед
разумным человечеством новые горизонты на поле образовательной
деятельности, но при этом поставила и новые задачи. Решение одной из них -
суть проделанной работы.
Бурное развитие информационных технологий, медленное, но неуклонное
превращение компьютера из сакрального предмета, доступного лишь узкому
кругу посвященных, в явление повседневной обыденности, появление Internet и
т.д. – все это рано или поздно должно было затронуть и такую традиционно
консервативную область, как отечественное образование. В последние годы все
мы стали свидетелями появления сначала англоязычных, а затем и
отечественных электронных энциклопедий, предоставляющих пользователям
принципиально новые "степени свободы" нежели их традиционные, "бумажные"
аналоги. Отсюда уже один шаг оставался до попыток создать принципиально
новые учебные пособия – электронные учебники. В настоящее время, когда
процесс создания таких учебников уже вышел за рамки отдельных частных
экспериментов, когда предпринимаются активные попытки внедрить их в учебный
процесс, и на этом пути уже накоплен некоторый опыт, можно, наконец,
говорить о том, что определение самого термина "электронный учебник" и его
концепция, которую первопроходцы-энтузиасты нащупывали практически вслепую,
начинает, наконец, проясняться.
Результат проделанной работы - электронный учебник, выполненный в двух
вариантах: для открытого доступа через глобальную компьютерную сеть
Internet и использования в процессе аудиторного обучения (для локальной
сети). Он обладает современным дизайном и соответствует эргономическим и
кинесиологическим требованиям к компьютерным средствам обучения. . Первое,
это возможность включать в них современные (в том числе мультимедийные)
способы представления информации, в виде обучающих программ, использующих в
том числе средства анимации. Второе, возможность включать интерактивные
средства контроля знаний для проверки, в том числе и самопроверки, и
третье, при сегодняшнем сложном состоянии с учебниками, электронную версию
легко “сбросить” на дискету и пользоваться им на домашнем компьютере. Если
при этом учебник положить на сервер, то к нему может быть обеспечен
неограниченный доступ.
Страницы: 1, 2