Рефераты. Электронный учебник с применением мультимедийных технологий

отнести:

. возможность создания ЭУ лицами, которые не являются

квалифицированными программистами;

. существенное сокращение трудоемкости и сроков разработки ЭУ;

. невысокие требования к компьютерам и программному обеспечению.

Вместе с тем ИСОН имеют ряд недостатков, таких как:

. далеко не дружественный интерфейс;

. меньшие, по сравнению с мультимедиа и гипермедиа системами,

возможности;

. отсутствие возможности создания программ дистанционного обучения.

В нашей стране существует множество отечественных ИСОН: Адонис,

АосМикро, Сценарий, ТесСис, Интегратор и др.

1.2.3. СРЕДСТВА МУЛЬТИМЕДИА

Еще до появления новой информационной технологии эксперты, проведя

множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения

материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время

спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около 1\4 его

объема. Если информация была представлена визуально – около 1\3. При

комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось

до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе

изучения, то усвояемость материала повышалось до 75%.

Итак, мультимедиа означает объединение нескольких способов подачи

информации - текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии),

движущиеся изображения (мультипликация и видео) и звук (цифровой и MIDI) -

в интерактивный продукт.

Аудиоинформация включает в себя речь, музыку, звуковые эффекты.

Наиболее важным вопросом при этом является информационный объем носителя.

По сравнению с аудио видеоинформация представляется значительно большим

количеством используемых элементов. Прежде всего, сюда входят элементы

статического видеоряда, которые можно разделить на две группы: графика

(рисованные изображения) и фото. К первой группе относятся различные

рисунки, интерьеры, поверхности, символы в графическом режиме. Ко второй -

фотографии и сканированные изображения.

Динамический видеоряд практически всегда состоит из последовательностей

статических элементов (кадров). Здесь выделяются три типовых элемента:

обычное видео (около 24 фото в секунду), квазивидео (6-12 фото в секунду),

анимация. Использование видеоряда в составе мультисреды предполагает

решение значительно большего числа проблем, чем использование аудио. Среди

них наиболее важными являются: разрешающая способность экрана и количество

цветов, а также объем информации.

Характерным отличием мультимедиа продуктов от других видов

информационных ресурсов является заметно больший информационный объем,

поэтому в настоящее время основным носителем этих продуктов является

оптический диск CD-ROM стандартной емкостью 640 Мбайт. Для профессиональных

применений существует ряд других устройств (CD-Worm, CD-Rewritaeble, DVD и

др.), однако они имеют очень высокую стоимость.

1.2.4. ГИПЕРТЕКСТОВЫЕ И ГИПЕРМЕДИА СРЕДСТВА

Гипертекст – это способ нелинейной подачи текстового материала, при

котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие

привязку к определенным текстовым фрагментам. Таким образом, пользователь

не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от

линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управляет процессом

выдачи информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут

использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику,

видеофрагменты, звук.

Использование гипертекстовой технологии удовлетворяет таким

предъявляемым к учебникам требованиям, как структурированность, удобство в

обращении. При необходимости такой учебник можно “выложить” на любом

сервере и его можно легко корректировать. Но, как правило, им свойственны

неудачный дизайн, компоновка, структура и т.д.

В настоящее время существует множество различных гипертекстовых

форматов (HTML, DHTML, PHP и др.).

1.3. КРИТЕРИИ ВЫБОРА СРЕДСТВ

При выборе средств необходима оценка наличия:

. аппаратных средств определенной конфигурации;

. сертифицированных программных систем;

. специалистов требуемого уровня.

Кроме того, необходимо учитывать назначение разрабатываемого ЭУ,

необходимость модификации дополнения новыми данными, ограничение на объем

памяти и др.

Благодаря бурно развивающейся технологии средства мультимедиа и

гипермедиа становятся достаточно дешевыми, чтобы устанавливать их на

большинство персональных компьютерах. Кроме того, мощность и быстродействие

аппаратных средств позволяют использовать вышеупомянутые средства.

3. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО

УЧЕБНИКА

На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число

обучающих программ, электронных учебников и т.п. Одновременно не утихают

споры о том, каким должен быть "электронный учебник", какие функции

"вменяются ему в обязанность". Традиционное построение ЭУ: предъявление

учебного материала, практика, тестирование.

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:

1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и

представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых

понятий.

2. Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в

аудио- или видеовиде ("живые лекции"). Обязательным элементом интерфейса

для живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с

любого места.

3. Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций.

4. На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства,

должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с

движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы,

чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).

5. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными

ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а

также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть

подключение специализированного толкового словаря по данной предметной

области.

6. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые

трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты времени для

пользователей в пять-десять раз меньше по сравнению с традиционным

учебником. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их

не видавшему (водопад, огонь и т.д.). Видеоклипы позволяют изменять масштаб

времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной

съемке.

7. Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является основной

и порой незаменимой содержательной частью учебника.

3.2. РЕЖИМЫ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА

Можно выделить 3 основных режима работы ЭУ:

1. обучение без проверки;

2. обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа)

обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих

определить степень усвоения материала;

3. тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с

выставлением оценки.

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:

структурированность, удобство в обращении, наглядность изложенного

материала. Чтобы удовлетворить вышеперечисленные требования, целесообразно

использование гипертекстовой технологии.

Электронный вариант учебника вмещает в себе и средства контроля, так

как контроль знаний является одной из основных проблем в обучении. Долгое

время в отечественной системе образования контроль знаний, как правило,

проводилось в устной форме. На современном этапе применяются различные

методы тестирования. Многие, конечно, не разделяют этой позиции, считая,

что тесты исключают такие необходимые навыки, как анализирование,

сопоставление и т.д. В системах дистанционного обучения применение новых

технологии дает возможность качественно по-новому решить проблему. Мы

заложили в электронный вариант учебника Таким образом, можно надеяться,

что применение новых информационных технологий способствуют повышению

эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом при

самостоятельной подготовке обучающегося.

Известно, что для активного овладения конкретной предметной областью

необходимо не только изучить теорию, но и сформировать практические навыки

в решении задач. Для этого нужно научиться строить математические модели

изучаемых процессов и явлений, проектировать алгоритмы решения и

реализовывать их в виде программ. Для достижения этой цели в состав ЭУ

включена серия модельных программ, обеспечивающих графическую иллюстрацию

структуры и работы алгоритмов, что позволяет не только повысить степень их

понимания, но и способствует развитию у студента интуиции и образного

мышления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная степень развития коммуникационных ресурсов открыла перед

разумным человечеством новые горизонты на поле образовательной

деятельности, но при этом поставила и новые задачи. Решение одной из них -

суть проделанной работы.

Бурное развитие информационных технологий, медленное, но неуклонное

превращение компьютера из сакрального предмета, доступного лишь узкому

кругу посвященных, в явление повседневной обыденности, появление Internet и

т.д. – все это рано или поздно должно было затронуть и такую традиционно

консервативную область, как отечественное образование. В последние годы все

мы стали свидетелями появления сначала англоязычных, а затем и

отечественных электронных энциклопедий, предоставляющих пользователям

принципиально новые "степени свободы" нежели их традиционные, "бумажные"

аналоги. Отсюда уже один шаг оставался до попыток создать принципиально

новые учебные пособия – электронные учебники. В настоящее время, когда

процесс создания таких учебников уже вышел за рамки отдельных частных

экспериментов, когда предпринимаются активные попытки внедрить их в учебный

процесс, и на этом пути уже накоплен некоторый опыт, можно, наконец,

говорить о том, что определение самого термина "электронный учебник" и его

концепция, которую первопроходцы-энтузиасты нащупывали практически вслепую,

начинает, наконец, проясняться.

Результат проделанной работы - электронный учебник, выполненный в двух

вариантах: для открытого доступа через глобальную компьютерную сеть

Internet и использования в процессе аудиторного обучения (для локальной

сети). Он обладает современным дизайном и соответствует эргономическим и

кинесиологическим требованиям к компьютерным средствам обучения. . Первое,

это возможность включать в них современные (в том числе мультимедийные)

способы представления информации, в виде обучающих программ, использующих в

том числе средства анимации. Второе, возможность включать интерактивные

средства контроля знаний для проверки, в том числе и самопроверки, и

третье, при сегодняшнем сложном состоянии с учебниками, электронную версию

легко “сбросить” на дискету и пользоваться им на домашнем компьютере. Если

при этом учебник положить на сервер, то к нему может быть обеспечен

неограниченный доступ.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.