Полученные данные можно отразить на графике (рис 6).
[pic]
Рис. 6. Метод экспоненциального сглаживания
Как видно из графика, кривая прогнозов представляет собой сглаженную
тенденцию по сравнению с кривой фактических продаж.
В прогнозировании методы экстраполяционных трендов дополняются методами
корреляции трендов, в рамках которых исследуется взаимосвязь между
различными тенденциями в целях установления их взаимного влияния и,
следовательно, повышения качества прогнозов.
Корреляционный анализ может исследовать взаимосвязь между двумя
показателями (парная корреляция) или между многими показателями
(множественная корреляция).
Специалистами по планированию Хиггинсом и Финном был проведен опрос о
применении методов прогнозирования в британских фирмах. Результаты опроса
отражены в таблице 2.
Таблица 2
|Методы прогнозирования |Процент |Процент компаний, |
| |компаний, |полагающихся |
| |применяющих |исключительно на |
| |метод |данный метод |
|Субъективные оценки |73 |14 |
|Статистическая экстраполяция |76 |16 |
|Исследование операций или |44 |7 |
|экономические модели | | |
|Технологическое |29 |6 |
|прогнозирование | | |
Как видно из таблицы, даже в условиях развитой рыночной экономики
большинство компаний предпочитают относительно простые и традиционные
методы прогнозирования – субъективные оценки и экстраполяцию трендов.
Полезными эти методы будут и для российских предприятий по двум причинам:
. не требуют от ослабленных или только становящихся на ноги фирм
значительных затрат;
. не требуют привлечения дорогостоящих специалистов;
В силу чрезвычайно высокой неопределенности внешней среды большинство
предприятий российской экономики ориентированы, скорее, на краткосрочные
цели. А методы экстраполяции оказываются наиболее эффективными именно в
условиях краткосрочного планирования.
2.4 Методы регрессионного анализа
Регрессионный анализ исследует зависимость определенной величины от
другой величины или нескольких других величин.
Регрессионный анализ применяется преимущественно в среднесрочном
прогнозировании, а также в долгосрочном прогнозировании. Средне- и
долгосрочный периоды дают возможность установления изменений в среде
бизнеса и учета влияний этих изменений на исследуемый показатель
Для осуществления регрессионного анализа необходимо:
. наличие ежегодных данных по исследуемым показателям;
. наличие одноразовых прогнозов, то есть таких прогнозов, которые не
поправляются с поступлением новых данных.
Регрессионный анализ обычно проводится для объектов, имеющих сложную,
многофакторную природу таких, как:
. объем инвестиций;
. прибыль;
. объемы продаж и др.
2.5 Методы экономико-математического моделирования
Во внутрифирменном прогнозировании используются:
1. модели внутренней среды фирмы, так называемые корпоративные модели;
2. макроэкономические модели, к которым относят
. эконометрические модели;
. модели “затраты-выпуск”.
Корпоративные модели обычно представляют собою набор формул
(уравнений), которые выражают отношения ряда переменных к определенному
объекту, например к объему продаж.
Помимо формульных моделей во внутрифирменном планировании могут
использоваться матричные модели (модели в виде таблиц), структурно-
иерархические модели – описывающие внутреннюю структуру и взаимосвязь в
рамках экономической организации.
При использовании корпоративных моделей полезно делать не только
перспективные, но и ретроспективные (обращенные в прошлое) прогнозы.
Сравнение данных ретроспективного прогноза и фактических данных за прошлый
период позволяет сделать вывод о надежности моделей.
Большая часть математических моделей имеет форму компьютерных программ.
Находясь в процессе выполнения, такие программы позволяют исследовать
развитие внутрифирменных взаимосвязей, то есть придают моделям динамический
характер.
К недостаткам применения методов экономико-математического
моделирования в рамках прогнозирования будущего экономической организации
можно отнести:
. необходимость серьезных затрат на организацию исследовательской работы и
оплату труда специалистов;
. невозможность охватить в моделях все наиболее существенные тенденции
развития;
. высокую вероятность внезапных изменений, разрушительных событий,
существенно снижающих полезный эффект модели.
В качестве отдельной отрасли экономического прогнозирования на уровне
фирмы выделяют прогнозирование продаж (сбыта).
В прогнозировании продаж применяется большинство названных здесь
методов.
3. Технологическое прогнозирование
Технологическое прогнозирование возникло позже экономического. Его
необходимость обусловили серьезные сдвиги в технологии, постоянно
происходящие в современной экономике.
Технологическое прогнозирование имеет значение в первую очередь для
подготовки стратегии исследований и разработок (стратегического плана
НИОКР). Здесь технологические прогнозы находят свое выражение в решениях о
том, на каких технологиях должна сосредоточиться фирма и от каких
технологий отказаться.
При помощи технологических прогнозов формируется объем потенциальных
технологий, который позднее, при разработке стратегии НИОКР, подвергнется
отбору и селекции.
Технологические прогнозы находят свое применение также в краткосрочном
планировании для оценки используемой технологии, Используя технологические
прогнозы, можно определить возможности текущей технологии, потолок ее
использования и необходимость в срочной смене технологии.
Техническое прогнозирование имеет наиболее важное значение для фирм,
которые являются технологическими лидерами в отрасли и нацелены на
дальнейший рост. Менее важно участие в технологическом прогнозировании для
компаний, ориентированных на выживание. Вместе с тем выживание огромного
числа современных российских предприятий связано в первую очередь с
переориентацией производства и приспособлением его к рыночному спросу. А
такая переориентация практически невозможна без технологической
перестройки, перехода к новым, прогрессивным способам производства товаров.
Поэтому специалисты по управлению рекомендуют создание технологических
прогнозов даже небольшим предприятиям, не имеющим собственных подразделений
НИОКР. Источниками информации для них могут стать публикации в специальной
литературе, сведения, предоставляемые поставщиками и крупными клиентами, и
т.д.
В целом роль технологического прогнозирования гораздо шире, чем только
при подготовке стратегии НИОКР. Результаты технологического прогнозирования
влияют на формирование новых взглядов в общем управленческом мышлении,
оказывают воздействие на подготовку различных функциональных стратегий
фирмы, например стратегии маркетинга.
Традиционная концепция маркетинга предполагает, что фирма адаптируется
к уже сформировавшимся потребностям показателя. Вместе с тем сами
потребности покупателей отстают от быстро меняющихся технологий. Многие
товары не успевают завершить свой жизненный цикл и вытесняются с рынка под
напором субститутов – технологических новинок. Следовательно, фирмы должны
. уметь предусматривать возможные изменения в технологии;
. уметь создавать новые потребности у покупателей, чтобы покупатели
были готовы к восприятию товаров-новинок.
Технологическое прогнозирование способствует выработке новой концепции
маркетинга, заключающейся в подготовке потребителей к будущим изменениям,
ознакомлении и обучении потенциальных покупателей новых товаров.
Такой подход к воздействию фирмы на свой рынок не означает давление на
потребителей и контроль над ними с целью заставить их изменить свои
потребности, напротив, он приводит к сохранению существующих потребностей и
обогащению их новыми, то есть к увеличению потребностей покупателей.
Как показывает опыт рыночной экономики, технологическое прогнозирование
наиболее часто применяется в компьютерной, телекоммуникационной,
нефтехимической, транспортной отраслях.
Рис. 7. Технологическое прогнозирование и подготовка стратегического
плана
Технологическое прогнозирование широко использует методы, сложившиеся в
общем экономическом прогнозировании, особенно:
. метод подготовки сценариев;
. метод Дельфи;
. методы экстраполяции трендов и некоторые другие.
Вместе с тем для технологического прогнозирования характерны некоторые
специфические методы, среди них:
. морфологический анализ;
. анализ перекрестного влияния.
На схеме (рис. 7) показана взаимосвязь методов технологического
прогнозирования и подготовки стратегического плана предприятия.
Большой популярностью у фирм, занимающихся технологическим
прогнозированием, пользуются сценарии. Широко известны сценарии,
разработанные для фирм, работающих в отраслях:
. генной инженерии;
. системы телекоммуникаций;
. автомобилестроения;
. техники и технологии для фармацевтической промышленности;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6