Рефераты. Традиционные методы прогнозирования

Полученные данные можно отразить на графике (рис 6).

[pic]

Рис. 6. Метод экспоненциального сглаживания

Как видно из графика, кривая прогнозов представляет собой сглаженную

тенденцию по сравнению с кривой фактических продаж.

В прогнозировании методы экстраполяционных трендов дополняются методами

корреляции трендов, в рамках которых исследуется взаимосвязь между

различными тенденциями в целях установления их взаимного влияния и,

следовательно, повышения качества прогнозов.

Корреляционный анализ может исследовать взаимосвязь между двумя

показателями (парная корреляция) или между многими показателями

(множественная корреляция).

Специалистами по планированию Хиггинсом и Финном был проведен опрос о

применении методов прогнозирования в британских фирмах. Результаты опроса

отражены в таблице 2.

Таблица 2

|Методы прогнозирования |Процент |Процент компаний, |

| |компаний, |полагающихся |

| |применяющих |исключительно на |

| |метод |данный метод |

|Субъективные оценки |73 |14 |

|Статистическая экстраполяция |76 |16 |

|Исследование операций или |44 |7 |

|экономические модели | | |

|Технологическое |29 |6 |

|прогнозирование | | |

Как видно из таблицы, даже в условиях развитой рыночной экономики

большинство компаний предпочитают относительно простые и традиционные

методы прогнозирования – субъективные оценки и экстраполяцию трендов.

Полезными эти методы будут и для российских предприятий по двум причинам:

. не требуют от ослабленных или только становящихся на ноги фирм

значительных затрат;

. не требуют привлечения дорогостоящих специалистов;

В силу чрезвычайно высокой неопределенности внешней среды большинство

предприятий российской экономики ориентированы, скорее, на краткосрочные

цели. А методы экстраполяции оказываются наиболее эффективными именно в

условиях краткосрочного планирования.

2.4 Методы регрессионного анализа

Регрессионный анализ исследует зависимость определенной величины от

другой величины или нескольких других величин.

Регрессионный анализ применяется преимущественно в среднесрочном

прогнозировании, а также в долгосрочном прогнозировании. Средне- и

долгосрочный периоды дают возможность установления изменений в среде

бизнеса и учета влияний этих изменений на исследуемый показатель

Для осуществления регрессионного анализа необходимо:

. наличие ежегодных данных по исследуемым показателям;

. наличие одноразовых прогнозов, то есть таких прогнозов, которые не

поправляются с поступлением новых данных.

Регрессионный анализ обычно проводится для объектов, имеющих сложную,

многофакторную природу таких, как:

. объем инвестиций;

. прибыль;

. объемы продаж и др.

2.5 Методы экономико-математического моделирования

Во внутрифирменном прогнозировании используются:

1. модели внутренней среды фирмы, так называемые корпоративные модели;

2. макроэкономические модели, к которым относят

. эконометрические модели;

. модели “затраты-выпуск”.

Корпоративные модели обычно представляют собою набор формул

(уравнений), которые выражают отношения ряда переменных к определенному

объекту, например к объему продаж.

Помимо формульных моделей во внутрифирменном планировании могут

использоваться матричные модели (модели в виде таблиц), структурно-

иерархические модели – описывающие внутреннюю структуру и взаимосвязь в

рамках экономической организации.

При использовании корпоративных моделей полезно делать не только

перспективные, но и ретроспективные (обращенные в прошлое) прогнозы.

Сравнение данных ретроспективного прогноза и фактических данных за прошлый

период позволяет сделать вывод о надежности моделей.

Большая часть математических моделей имеет форму компьютерных программ.

Находясь в процессе выполнения, такие программы позволяют исследовать

развитие внутрифирменных взаимосвязей, то есть придают моделям динамический

характер.

К недостаткам применения методов экономико-математического

моделирования в рамках прогнозирования будущего экономической организации

можно отнести:

. необходимость серьезных затрат на организацию исследовательской работы и

оплату труда специалистов;

. невозможность охватить в моделях все наиболее существенные тенденции

развития;

. высокую вероятность внезапных изменений, разрушительных событий,

существенно снижающих полезный эффект модели.

В качестве отдельной отрасли экономического прогнозирования на уровне

фирмы выделяют прогнозирование продаж (сбыта).

В прогнозировании продаж применяется большинство названных здесь

методов.

3. Технологическое прогнозирование

Технологическое прогнозирование возникло позже экономического. Его

необходимость обусловили серьезные сдвиги в технологии, постоянно

происходящие в современной экономике.

Технологическое прогнозирование имеет значение в первую очередь для

подготовки стратегии исследований и разработок (стратегического плана

НИОКР). Здесь технологические прогнозы находят свое выражение в решениях о

том, на каких технологиях должна сосредоточиться фирма и от каких

технологий отказаться.

При помощи технологических прогнозов формируется объем потенциальных

технологий, который позднее, при разработке стратегии НИОКР, подвергнется

отбору и селекции.

Технологические прогнозы находят свое применение также в краткосрочном

планировании для оценки используемой технологии, Используя технологические

прогнозы, можно определить возможности текущей технологии, потолок ее

использования и необходимость в срочной смене технологии.

Техническое прогнозирование имеет наиболее важное значение для фирм,

которые являются технологическими лидерами в отрасли и нацелены на

дальнейший рост. Менее важно участие в технологическом прогнозировании для

компаний, ориентированных на выживание. Вместе с тем выживание огромного

числа современных российских предприятий связано в первую очередь с

переориентацией производства и приспособлением его к рыночному спросу. А

такая переориентация практически невозможна без технологической

перестройки, перехода к новым, прогрессивным способам производства товаров.

Поэтому специалисты по управлению рекомендуют создание технологических

прогнозов даже небольшим предприятиям, не имеющим собственных подразделений

НИОКР. Источниками информации для них могут стать публикации в специальной

литературе, сведения, предоставляемые поставщиками и крупными клиентами, и

т.д.

В целом роль технологического прогнозирования гораздо шире, чем только

при подготовке стратегии НИОКР. Результаты технологического прогнозирования

влияют на формирование новых взглядов в общем управленческом мышлении,

оказывают воздействие на подготовку различных функциональных стратегий

фирмы, например стратегии маркетинга.

Традиционная концепция маркетинга предполагает, что фирма адаптируется

к уже сформировавшимся потребностям показателя. Вместе с тем сами

потребности покупателей отстают от быстро меняющихся технологий. Многие

товары не успевают завершить свой жизненный цикл и вытесняются с рынка под

напором субститутов – технологических новинок. Следовательно, фирмы должны

. уметь предусматривать возможные изменения в технологии;

. уметь создавать новые потребности у покупателей, чтобы покупатели

были готовы к восприятию товаров-новинок.

Технологическое прогнозирование способствует выработке новой концепции

маркетинга, заключающейся в подготовке потребителей к будущим изменениям,

ознакомлении и обучении потенциальных покупателей новых товаров.

Такой подход к воздействию фирмы на свой рынок не означает давление на

потребителей и контроль над ними с целью заставить их изменить свои

потребности, напротив, он приводит к сохранению существующих потребностей и

обогащению их новыми, то есть к увеличению потребностей покупателей.

Как показывает опыт рыночной экономики, технологическое прогнозирование

наиболее часто применяется в компьютерной, телекоммуникационной,

нефтехимической, транспортной отраслях.

[pic]

Рис. 7. Технологическое прогнозирование и подготовка стратегического

плана

Технологическое прогнозирование широко использует методы, сложившиеся в

общем экономическом прогнозировании, особенно:

. метод подготовки сценариев;

. метод Дельфи;

. методы экстраполяции трендов и некоторые другие.

Вместе с тем для технологического прогнозирования характерны некоторые

специфические методы, среди них:

. морфологический анализ;

. анализ перекрестного влияния.

На схеме (рис. 7) показана взаимосвязь методов технологического

прогнозирования и подготовки стратегического плана предприятия.

Большой популярностью у фирм, занимающихся технологическим

прогнозированием, пользуются сценарии. Широко известны сценарии,

разработанные для фирм, работающих в отраслях:

. генной инженерии;

. системы телекоммуникаций;

. автомобилестроения;

. техники и технологии для фармацевтической промышленности;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.