Рефераты. Традиционные методы прогнозирования

Различная длительность прогнозов определяется существованием различных

горизонтов планирования: от краткосрочного до долгосрочного.

Существуют прогнозы на очень короткий период времени – сроком до

месяца. К таким прогнозам относятся месячные и недельные прогнозы движения

наличности.

Краткосрочные прогнозы обычно применяются при составлении годичных

планов.

Средние и долгосрочные прогнозы иначе называют перспективными.

Во-вторых, прогнозы делятся по типам прогнозирования на поисковые,

нормативные и основанные на творческом видении.

В-третьих, в связи с возможностью воздействия фирмы на своё будущее

прогнозы делятся на пассивные и активные.

Пассивный прогноз – исходит из того, что фирма в силу ряда причин

(отсутствие необходимых средств, наличие благоприятных тенденций развития и

т.д.) не намерена воздействовать на свою среду и предполагает возможность

самостоятельного, не зависимого от действий фирмы развития внешних

процессов.

Активный прогноз – предусматривает возможность активных действий фирмы

по проектированию собственного будущего, её реальное воздействие на внешнюю

среду.

В заключении можно отметить некоторые источники ошибок применения

методов прогнозирования среды бизнеса и способы их преодоления.

Основными источниками могут быть названы:

1. простое перенесение (экстраполяция) данных из прошлого в будущее

(например, отсутствие у фирмы иных вариантов прогноза, кроме 10% роста

продаж).

2. невозможность точного определить вероятность события и его воздействия

на исследуемый объект.

3. непредвиденные трудности (разрушительные трудности), влияющие на

осуществление плана, например, внезапное увольнение начальника отдел

сбыта.

Ошибки первой категории могут быть сужены путем применения методов

регрессионного анализа, криволинейного сглаживания и других техник.

Ошибки второй категории частично могут быть преодолены при помощи

метода Дельфи, сценариев, моделей, анализа модели жизненного цикла.

В целом точность прогнозирования повышается по мере накопления опыта

прогнозирования и отработки его методов.

*Например, предприятие, выпускающее известь, столкнулось с насыщением

спроса на свою продукцию на рынке строительных материалов. Пассивный

прогноз в этом случае предположил бы сохранение тенденции падения спроса на

известь, а значит, сокращение ее производства. Активный прогноз напротив,

мог бы включить дополнительные усилия фирмы по стимулированию спроса на

известь, например, за счет проведения агрессивной рекламной кампании на

рынке товаров для садоводов с акцентом на универсальное применение извести

на их участках. Тогда в рамках активного прогноза могло бы быть высказано

суждение о возможном сохранении или даже увеличении спроса на известь. *

В-четвертых, прогнозы делятся на вариантные и инвариантные в

зависимости от степени вероятности будущих событий.

Если вероятность прогнозируемых событий велика, или, другими словами,

фирма рассчитывает на высокую степень определенности будущей среды, то

прогноз включает в себя только один вариант развития, то есть является

инвариантным. Обычно инвариантный прогноз основывается на экстраполятивном

подходе, простом продолжении сложившейся тенденции.

Вариантный прогноз основан на предположении о значительной

неопределенности будущей среды и, следовательно, наличии нескольких

вероятных вариантов развития.

Таким образом, в рамках вариантного прогноза описывается несколько

вероятных состояний фирмы в будущий период времени (рис. 3).

[pic]

Рис. 3. Вариантный прогноз

Каждый из вариантов развития учитывает специфическое состояние будущей

среды фирмы и, исходя из этого, определяет основные параметры данного

бизнеса. Такого рода вариант будущего состояния фирмы называют сценарием.

В-пятых, прогнозы подразделяются по способу представления результатов

на точечные и интервальные.

Точечный прогноз предполагает, что данный вариант включает единственное

значение прогнозируемого показателя. Например, через 6 месяцев цены на

фотоаппараты вырастут на 10%.

[pic]

Рис. 4. Точечный и интервальный прогнозы

Интервальный прогноз – это такое предсказание будущего, в котором

предлагается некоторый интервал, диапазон значений прогнозируемого

показателя (рис. 4). Например, через 6 месяцев цены на фотоаппараты

вырастут на 10-15%.

2. Методы прогнозирования деловой среды

Первоначально прогнозирование в рамках фирмы возникло как предсказание

экономических параметров длительности бизнеса (как внешних по отношению к

фирме, так и внутренних).

Позднее фирмы освоили прогнозирование технологического (технологическое

прогнозирование), а также социального и политического компонентов

(социально-политическое прогнозирование) своей среды.

Поэтому общие, наиболее распространенные методы прогнозирования

возникли в рамках экологического прогнозирования, однако позднее они нашли

свое применение также и в технологическом, и в социально-политическом

прогнозировании. Кроме того, для технологического и социально-политического

прогнозирования характерны собственные, специфические методы исследования.

Общие методы прогнозирования можно разделить на четыре крупные группы-

. методы экспертных оценок;

. методы экстраполяции трендов;

. методы регрессионного анализа;

. методы экономико-математического моделирования.

Методы экстраполяции трендов и методы регрессионного анализа объединяют

в общее понятие “методы анализа временных рядов”.

Методы регрессионного анализа и метод экономико-математического

моделирования вместе составляют понятие “методы анализа причинных связей”.

2.1 Методы экспертных оценок

Эта группа методов прогнозирования предполагает учет субъективного

мнения экспертов о будущем состоянии дел. Для экспертных оценок характерно

предсказание будущего на основе как рациональных доводов, так и

интуитивного знания. Методы экспертных оценок, как правило, имеют

качественный характер. Экспертные оценки разделяют на индивидуальные и

коллективные.

К индивидуальным экспертным оценкам относят:

. сценарии;

. метод “интервью”

. аналитические докладные записки.

Метод “интервью” предполагает беседу организатора прогнозной

деятельности с прогнозистом-экспертом, в которой ставятся вопросы о будущем

состоянии фирмы и ее среды.

Метод аналитических докладных записок означает самостоятельную работу

эксперта над анализом деловой ситуации и возможных путей ее развития.

Коллективные экспертные оценки можно назвать комплексными методами

прогнозирования, поскольку они включают:

. подготовку и сбор индивидуальных экспертных оценок;

. статистические методы обработки полученных материалов.

Коллективные экспертные оценки включают:

. метод “комиссий”

. метод “мозговых атак”;

. метод Дельфи.

Метод “комиссий” может означать организацию “круглого стола” и других

подобных мероприятий, в рамках которых происходит согласование мнений

экспертов.

Для метода “мозговых атак” характерны:

. коллективная генерация идей

. творческое решение проблем.

Мозговая атака представляет собой свободный, неструктурированный процесс

генерирования любых идей по избранной теме, которые спонтанно высказываются

участниками встречи. Оптимальное число участников -6-12 человек,

желательно, чтобы это были люди, имеющие различные профессии и

специализации.

Метод Дельфи был разработан известным экспертом из исследовательской

корпорации “РЭНД” Олафом Хельмером, математиком по образованию. Может быть,

поэтому в методе Дельфи сочетаются творческий подход к решению проблемы и

достаточная точность прогноза.

Свое название метод получил по древнегреческому городу Дельфи,

прославившемуся своими предсказателями.

Суть метода Дельфи состоит в проведении анкетных опросов специалистов

выбранной области знаний (наиболее часто этот метод используется в

технологическом прогнозировании, при предсказании открытий и нововведений в

области технологии). Полученные анкетные данные подвергаются статистической

обработке, в результате которой формируется диапазон мнений экспертов,

отражающий их коллективное мнение по избранной проблеме.

Обычно после первого опроса наблюдается значительный разброс мнений.

Поэтому процедура осуществления метода Дельфи предполагает проведение еще

трех-четырех опросов, в преддверии которых каждого из экспертов знакомят с

итогами предыдущего опроса, но не для того, чтобы оказать на него давление,

а для того, чтобы эксперт мог получить дополнительную информацию о предмете

опроса. Идеально опрос повторяется до совпадения мнений экспертов,

реально – до получения наиболее узкого диапазона мнений.

Из всех перечисленных методов экспертных оценок очень высокую

популярность в последние десятилетия получил метод составления сценариев.

Рассмотрим его более подробно.

2.2 Метод составления сценариев

Впервые термин “сценарий” был употреблен в 1960 г. футурологом Х. Каном

при разработке картин будущего, необходимых для решения стратегических

вопросов в военной области.

Сценарий – это описание (картина) будущего, составленное с учетом

правдоподобных предположений. Как правило, для прогноза ситуации характерно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.