Рефераты. Проблема искусственного интеллекта

Проблема искусственного интеллекта

Содержание

Содержание 1

Введение 2

Механический подход. 2

Электронный подход. 3

Кибернетический подход. 4

Нейронный подход. 4

Появление перцептрона. 5

Искусственный интеллект и теоретические проблемы психологии. 5

Заключение 7

Литература: 7

Введение

С конца 40-х годов ученые все большего числа университетских и

промышленных исследовательских лабораторий устремились к дерзкой цели:

построение компьютеров, действующих таким образом, что по результатам

работы их невозможно было бы отличить от человеческого разума.

Терпеливо продвигаясь вперед в своем нелегком труде, исследователи,

работающие в области искусственного интеллекта (ИИ), обнаружили, что

вступили в схватку с весьма запутанными проблемами, далеко выходящими за

пределы традиционной информатики. Оказалось, что прежде всего необходимо

понять механизмы процесса обучения, природу языка и чувственного

восприятия. И тогда многие исследователи пришли к выводу, что пожалуй самая

трудная проблема, стоящая перед современной наукой - познание процессов

функционирования человеческого разума, а не просто имитация его работы. Что

непосредственно затрагивало фундаментальные теоретические проблемы

психологической науки. В самом деле, ученым трудно даже прийти к единой

точке зрения относительно самого предмета их исследований - интеллекта.

Некоторые считают, что интеллект - умение решать сложные задачи;

другие рассматривают его как способность к обучению, обобщению и аналогиям;

третьи - как возможность взаимодействия с внешним миром путем общения,

восприятия и осознания воспринятого.

Механический подход.

Идея создания мыслящих машин "человеческого типа", которые казалось бы

думают, двигаются, слышат , говорят, и вообще ведут себя как живые люди

уходит корнями в глубокое прошлое. Еще древние египтяне и римляне

испытывали благоговейный ужас перед культовыми статуями, которые

жестикулировали и изрекали пророчества (разумеется не без помощи жрецов). В

средние века и даже позднее ходили слухи о том, что у кого-то из мудрецов

есть гомункулы (маленькие искусственные человечки) - настоящие живые,

способные чувствовать существа. Выдающийся швейцарский врач и

естествоиспытатель XVI в Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (более известный

под именем Парацельс) оставил руководство по изготовлению гомункула, в

котором описывалась странная процедура, начинавшаяся с закапывания в

лошадиный навоз герметично закупоренной человеческой спермы. "Мы будем как

боги, - провозглашал Парацельс. - Мы повторим величайшее из чудес господних

- сотворение человека!".

В XVIII в. благодаря развитию техники, особенно разработке часовых

механизмов, интерес к подобным изобретениям возрос, хотя результаты были

гораздо более "игрушечными", чем это хотелось бы Парацельсу. В середине

1750-х годов Фридрих фон Кнаус, австрийский автор, служивший при дворе

Франциска I, сконструировал серию машин, которые умели держать перо и могли

писать довольно длинные тексты.

Успехи механики XIX в. стимулировали еще более честолюбивые замыслы.

Так, в 1830-х годах английский математик Чарльз Бэббидж задумал, правда,

так и не завершив, сложный цифровой калькулятор, который он назвал

Аналитической машиной; как утверждал Бэббидж, его машина в принципе могла

бы рассчитывать шахматные ходы. Позднее, в 1914 г., директор одного из

испанских технических институтов Леонардо Торрес-и-Кеведо действительно из

готовил электромеханическое устройство, способное разыгрывать простейшие

шахматные эндшпили почти также хорошо, как и человек.

Электронный подход.

Однако только после второй мировой войны появились устройства,

казалось бы, подходящие для достижения заветной цели - моделирования

разумного поведения; это были электронные цифровые вычислительные машины.

"Электронный мозг", как тогда восторженно называли компьютер, поразил в

1952 г. телезрителей США, точно предсказав результаты президентских выборов

за несколько часов до получения окончательных данных. Этот "подвиг"

компьютера лишь подтвердил вывод, к которому в то время пришли многие

ученые: наступит тот день, когда автоматические вычислители, столь быстро,

неутомимо и безошибочно выполняющие автоматические действия, смогут

имитировать невычислительные процессы, свойственные человеческому мышлению,

в том числе восприятие и обучение, распознавание образов, понимание

повседневной речи и письма, принятие решений в неопределенных ситуациях,

когда известны не все факты.

Многие изобретатели компьютеров и первые программисты развлекались

составляя программы для отнюдь не технических занятий, как сочинение

музыки, решение головоломок и игры, на первом месте здесь оказались шашки и

шахматы. Некоторые романтически настроенные программисты даже заставляли

свои машины писать любовные письма.

К концу 50-х годов все эти увлечения выделились в новую более или

менее самостоятельную ветвь информатики, получившую название "искусственный

интеллект". Исследования в области ИИ, первоначально сосредоточенные в

нескольких университетских центрах США - Массачусетском технологическом

институте, Технологическом институте Карнеги в Питтсбурге, Станфордском

университете, - ныне ведутся во многих других университетах и корпорациях

США и других стран. В общем исследователей ИИ, работающих над созданием

мыслящих машин, можно разделить на две группы. Одних интересует чистая

наука и для них компьютер - лишь инструмент, обеспечивающий возможность

экспериментальной проверки теорий процессов мышления. Интересы другой

группы лежат в области техники: они стремятся расширить сферу применения

компьютеров и облегчить пользование ими. Многие представители второй группы

мало заботятся о выяснении механизма мышления - они полагают, что для их

работы это едва ли более полезно, чем изучение полета птиц и

самолетостроения.

В настоящее время, однако, обнаружилось, что как научные так и

технические поиски столкнулись с несоизмеримо более серьезными трудностями,

чем представлялось первым энтузиастам. На первых порах многие пионеры ИИ

верили, что через какой-нибудь десяток лет машины машины обретут высочайшие

человеческие таланты. Предполагалось, что преодолев период "электронного

детства" и обучившись в библиотеках всего мира, хитроумные компьютеры,

благодаря быстродействию точности и безотказной памяти постепенно

превзойдут своих создателей-людей. Сейчас мало кто говорит об этом, а если

и говорит, то отнюдь не считает, что подобные чудеса не за горами.

Несмотря на многообещающие перспективы, ни одну из разработанных до

сих пор программ ИИ нельзя назвать "разумной" в обычном понимании этого

слова. Это объясняется тем, что все они узко специализированы; самые

сложные экспертные системы по своим возможностям скорее напоминают

дрессированных или механических кукол, нежели человека с его гибким умом и

широким кругозором. Даже среди исследователей ИИ теперь многие сомневаются,

что большинство подобных изделий принесет существенную пользу. Немало

критиков ИИ считают, что такого рода ограничения вообще непреодолимы.

К числу таких скептиков относится и Хьюберт Дрейфус, профессор

философии Калифорнийского университета в Беркли. С его точки зрения,

истинный разум невозможно отделить от его человеческой основы, заключенной

в человеческом организме. "Цифровой компьютер - не человек, говорит

Дрейфус. - У компьютера нет ни тела, ни эмоций, ни потребностей. Он лишен

социальной ориентации, которая приобретается жизнью в обществе, а именно

она делает поведение разумным. Я не хочу сказать, что компьютеры не могут

быть разумными. Но цифровые компьютеры, запрограммированные фактами и

правилами из нашей, человеческой, жизни, действительно не могут стать

разумными.

Кибернетический подход.

Попытки построить машины, способные к разумному поведению, в

значительной мере вдохновлены идеями профессора МТИ Норберта Винера. Винер

был убежден, что наиболее перспективны научные исследования в так

называемых пограничных областях, которые нельзя конкретно отнести к той или

иной конкретной дисциплины. Они лежат где-то на стыке наук, поэтому к ним

обычно не подходят столь строго. Винеру и его сотруднику Джулиану Бигелоу

принадлежит разработка принципа "обратной связи", который был успешно

применен при разработке нового оружия с радиолокационным наведением.

Принцип обратной связи заключается в использовании информации, поступающей

из окружающего мира, для изменения поведения машины. В основу разработанных

Винером и Бигелоу систем наведения были положены тонкие математические

методы; при малейшем изменении отраженных от самолета радиолокационных

сигналов они соответственно изменяли наводку орудий, то есть - заметив

попытку отклонения самолета от курса, они тотчас расчитывали его дальнейший

путь и направляли орудия так, чтобы траектории снарядов и самолетов

пересеклись.

В дальнейшем Винер разработал на принципе обратной связи теории как

машинного так и человеческого разума. Он доказывал, что именно благодаря

обратной связи все живое приспосабливается к окружающей среде и добивается

своих целей.

Нейронный подход.

К этому времени и другие ученые стали понимать, что создателям

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.