Рефераты. Многоагентные системы. Процесс самоорганизации в многоагентных системах

умственных операций - действий с образами объектов (понятиями), которые

изменяют состояния сцены и, тем самым, ограничивают применение дедуктивных

рассуждений. Используемая при этом логика действий также существенно

отличает предлагаемую модель от традиционных дедуктивных систем.

Еще одна важная особенность предлагаемой модели - ориентация на выявление

противоречий. В рассмотренной выше системе деятельности типовыми являются

противоречия между знаниями и орудиями, целями и средствами деятельности,

сценариями действий индивида и его внутренними интериоризованными

способностями и ряд других.

Типология этих противоречий исходно задается в системе и далее постоянно

пополняется.

Процесс самоорганизации в мультиагентной системе

Для моделирования процесса переговоров между членами временно организуемых

рабочих групп или их Агентами в разрабатываемой мультиагентной системе

реализуется виртуальный круглый стол. Виртуальный круглый стол может

реализовываться как через локальную, так и через глобальную сети (рис. 7).

[pic]

Процедура согласования решений организуется следующим способом:

1) конфигурируется начальная сцена общего для всех Агентов Мира действий и

задаются цели (задача), общие ресурсы и ограничения;

2) каждый из Агентов считывает состояние сцены и запускает процесс

восприятия, планирования действий и их исполнения (при этом загружаются и

перезагружаются необходимые Миры знаний и строится модель исходной сцены в

этих Мирах); первый из Агентов, спланировавший свою деятельность делает

первый ход, предлагая первое действие из своего сценария;

3) если действие удовлетворяет общим ограничениям и не вызывает

противоречий с планами других Агентов, оно считается предварительно

принятым. Если нарушены общие ограничения, Агент обязан поменять свои

планы, если эти ограничения не нарушены, необходимо решить, кто будет

вынужден изменять свои планы: первый Агент или другие, сделавшие свои ходы

ранее;

4) очередные Агенты делают свои ходы, выполняя очередные действия из своих

сценариев. Если какой-либо Агент вынужден поменять свое решение на каком-

либо ходу, делается откат всего процесса переговоров для этого этапа и весь

процесс согласования начинается вновь и т.д.

5) процесс согласования заканчивается, когда достигнута заданная цель.

Очевидно, что данная процедура связана с возможным перебором всех вариантов

решений - скорость ее сходимости зависит от глубины базы знаний и

интеллектуальных способностей Агентов. Для людей подобная процедура

оказывается слишком трудоемкой. В данном же случае, один и тот же Агент

менеджера или специалиста может принимать участие одновременно в целом ряде

рабочих совещаний.

Чтобы в полной мере ощутить проблему, достаточно представить себе объем

согласований, выполняемых, например, при разработке месторождений нефти,

когда за круглым столом могут оказаться геофизик и бурильщик, специалист по

прокладке трубопроводов и строитель, экономист и социолог, специалист по

охране окружающей среды и т.д. Что будет, если спустя полгода общих усилий

выясняется, что один из проектировщик заложил в сценарий неверные данные и

всем другим также придется начинать заново? Не меньше согласований

происходит при подготовке больших сделок и в рассматриваемых примерах, если

в этот процесс вовлекаются все потенциальные участники кооперации.

Несмотря на наличие множества других сложностей, связанных со сходимостью

данного процесса, разрабатываемая система не знает этой главной проблемы и

реализует его, например, через Internet, независимо от местоположения

участников переговоров.

Архитектура и интерфейс мультиагентной системы

Предлагается следующая архитектура интеллектуальной системы поддержки

согласованной кооперативной работы, позволяющая моделировать деятельность и

рассуждения специалистов или менеджеров с целью выявления потенциальных

конфликтов между ними (рис. 8):

База знаний СД - содержит описания среды деятельности, целей и задач,

знаний и орудий, сценариев действий, а также всех других компонент

рассмотренной выше структуры систем деятельности;

Моделирующая подсистема - позволяет моделировать процессы деятельности

(поведения субъектов деятельности);

Подсистема расчетов и рассуждений - позволяет моделировать процессы

рассуждений (мышления субъектов деятельности);

Управляющая подсистема - реализует процессы поддержки согласования решений

(процедуры виртуального круглого стола - процедуры коммуникации субъектов

деятельности). Кроме того, данная подсистема выполняет функции конструктора

Миров и конструктора сцен Миров;

Интерфейсная подсистема - обеспечивает взаимодействие с пользователем;

Сцены СД - текущие сцены деятельности.

Как видно из предлагаемой схемы, основные компоненты структуры системы

связаны с основными моделируемыми компонентами деятельности: поведением,

мышлением и коммуникацией.

Аналогичным образом устроен и интерфейс системы (рис. 9), в котором

выделены следующие основные поля:

[pic]

Поле задания - формализованная постановка задачи;

Поле действия - рабочее поле для построения сценариев действий (здесь

представлен интерфейс одной из подсистем для моделирования деятельности

коммерческой компании, работающей в сфере агропродукции), в котором

создаются и моделируются сцены общего Мира действий и индивидуальных Миров

рассуждений;

Поле Агентов - здесь отображаются Агенты текущей рабочей группы, которые

либо сами активизируются при совершении каких-либо действий или

рассуждений, либо могут быть активизированы по инициативе пользователя;

Магазин объектов - список возможных партеров по кооперации (или внутренних

подразделений компании), которые могут быть размещены в рабочем поле;

Магазин договоров - список возможных отношений между компаниями (договора

учредительские, кредитные и лизинговые, договора реализации, договора купли-

продажи и т.д.) и т.д.

В рассматриваемой подсистеме пользователь может вызвать в начальный момент,

например, пиктограмму (модель) банка, птицефабрики, торгового дома и

магазина. Далее конфигурировать начальную сцену для моделирования, описав

интересующие его отношения между ними. Например. торговый дом может взять

кредит в банке, осуществить оптовую закупку товара на птицефабрике, отдать

товар на реализацию в магазин. При появлении крупного оптового покупателя

товара птицефабрики, он вводится в систему и при этом моделируется

возможность успешной реализации соответствующей сделки.

Все операции осуществляются путем активизации соответствующих пиктограмм,

что открывает для каждого объекта его индивидуальное поле действий. При

этом, например, можно в ручном режиме осуществить взятие кредита или

отгрузку товара, приобрести акции какого-либо предприятия и т.п.

В системной части меню имеются клавиши доступа к базе знаний (для режимов

просмотра и дообучения), конфигурирования моделируемых параметров, помощи

пользователю и ряд других.

Примеры применения многоагентной системы

В настоящее время выполняется несколько проектов по разработке

многоагентной системы моделирования процессов кооперации и самоорганизации.

В этих проектах участвуют следующие компании:

. Компания по разработке мультимедиа компакт-дисков со смежным

производством печатной и видео продукции.

. Крупная коммерческая компания, занимающаяся экспортом и импортом

продуктов питания, а также инвестициями в производство агропродукции.

. Холдинговая компания, владеющая крупным магазином бытовой электроники,

рестораном и сервис-центром.

Главная задача этих систем – организация деятельности круглых столов с

привлечением специалистов из различных подразделений компании и поддержка

процесса переговоров между ними.

Ниже приведены примеры взаимодействия между системами, создаваемыми для

различных компаний и их работниками.

Пример 1

Менеджер по маркетингу обнаруживает, что на рынке вот-вот появится компакт-

диск. аналогичный недавно запущенному в производство в компании. Ввод этой

информации в систему, актуализирует весь ряд подразделений компании,

связанных с расчетом прибыльности проекта, его реализацией, рекламой

продукта и т.п.

Система ведет список подразделений, согласовывающих решение и состояние

этого вопроса. По мере движения вопроса по подразделениям, система

пересматривает важность других дел сотрудников в соответствии с их

должностными инструкциями, отдавая приоритет решению данного вопроса.

В результате проводимых обсуждений данный проект может быть остановлен

вовсе, либо, наоборот, завершен в ускоренные сроки с привлечением

дополнительных внешних специалистов и концентрацией других ресурсов, что в

свою очередь вносит существенные коррективы в деятельность всех

подразделений.

Организованные системой рабочие группы представлены на рисунке 10.

[pic]

Пример 2

Менеджеры, ежедневно заключающие контракты на оптово-розничную продажу

продуктов питания, открывая систему, видят все множество заключенных

контрактов с состоянием каждого из них, а также складывающуюся общую

ситуацию на рынке и в компании. Цель каждого из них - максимизировать

прибыль по своей сделке (от сумм которых они получают комиссионные).

Однако, в ряде случаев, максимизация прибыли по одной из сделок, может

принести убытки компании в целом.

Во избежании этой ситуации каждый из менеджеров должен промоделировать свою

сделку на фоне общей деятельности, задавая планируемый сценарий по шагам.

Результаты моделирования каждого шага показывают, насколько соотносится

сделка с имеющимися в распоряжении менеджера кредитными ресурсами,

складскими помещениями, холодильниками, транспортом и т.д. В случае

возникновения противоречий, сделки ранжируются и заново пересогласовываются

с другими менеджерами и ответственными за соответствующие ресурсы, а далее

утверждаются и окончательно упорядочиваются по времени.

Рабочие группы ("круглые столы"), организованные системой в процессе

решения этой проблемы представлена на рисунке 11.

[pic]

Пример 3

Менеджер сервис-центра, готовящий ежемесячный баланс по отремонтированному

оборудованию, обнаруживает расхождение между оформленными бланками заказов

и имевшимся в начале месяца на складе запасными частями, например, по

ассортименту или количеству.

Менеджер вызывает систему и дает формализованное описание проблемы.

Анализируя сложившуюся проблемную ситуацию, система приходит к выводу, что

причина либо в неверном заполнении бланков заказов на работы приемщицами

центра или ошибка в только что внедренной программе. Для разрешения этой

проблемы система активизирует создание рабочей группы, включающей

менеджера, программиста, приемщиц и кладовщика, каждый из которых должен

проверить свои действия (обратим внимание, что каждый - из своего

подразделения).

Пусть в результате обнаруживается ошибка в программе подготовки отчетов,

вызванная методикой учета товара на складе. Изменение этой методики, в свою

очередь, должно быть согласовано с бухгалтером центра (и, возможно, с

лиректором), а если изменения коснулись технологии заполнения бланка,

менеджер и приемщицы должны быть заново обучены программистом. Это вызывает

организацию новых временных рабочих групп, которые действуют до момента

восстановления ситуации.

Вся эта процедура может потребовать как полного блокирования всех действий

по оформлению заказ-нарядов, так и осуществляться в фоновом режиме.

Рабочие группы, сформированные системой в процессе решения этой проблемы

представлены на рисунке 12.

[pic]

Заключение

В этой статье представлен мультиагентный подход к моделированию процессов

самоорганизации и кооперации в современных компаниях.

Особенности подхода связаны с конструированием виртуальных миров

деятельности специалистов и созданием интеллектуальных агентов для этих

специалистов. Первый опыт экспериментальной разработки позволяет надеяться

на успешную реализацию предлагаемого подхода для решения актуальных задач

развития компаний.

Список литературы

1. V. A. Vittikh Multi-agent systems for modeling of self-organization

and cooperation processes //

http://www.cs.brandeis.edu/dept/faculty/mataric

2. Project of multi-agent technology in difficult systems // Open

University of the Netherlands http://www.ouh.nl/

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.