Рефераты. Искусственный интеллект и теоретические вопросы психологии

Искусственный интеллект и теоретические вопросы психологии

Министерство общего и профессионального

Образования РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

СТАЛИ И СПЛАВОВ

(ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Старооскольский филиал

Кафедра автоматизации и промэлектроники

[pic]

Реферат

по русскому языку и культуре речи

на тему: Искусственный интеллект и теоретические вопросы психологии.

Выполнил: студент группы ИС-03-2д

Сухоруков Сергей

Приняла: Анпилова Л.Н.

Старый

Оскол 2003 г.

В книге «Искусственный интеллект и теоретические вопросы психологии»,

за1992 год, рассматриваются проблемы создания искусственного интеллекта,

создания машины подобной человеку, которая могла бы сама мыслить,

имитировать не вычислительные процессы, свойственные человеческому

мышлению, в том числе восприятие и обучение, распознавание образов,

понимание повседневной речи и письма, принятие решений в

неопределенных ситуациях, когда известны не все факты, и быстро,

неутомимо и безошибочно производить сложные задачи как электронная

вычислительная машина.

Автором этой книги является Тихомиров О.К. - известный ученый, который в

своих трудах описал различные подходы к изучению искусственного интеллекта.

Книга, которую написал Олег Константинович называется «Искусственный

интеллект и теоретические вопросы психологии»,потому что в ней

рассматриваются тенденции развития механических , а потом электронных

машин, которые умеют «мыслить».Так же он описал вопросы о психологии,

чтобы показать все эмоциональные проявления людей в различных ситуациях

,которые отличают и будут отличать человека от интеллектуальной машины.

Основная тема этой книги рассказать что же такое искусственный интеллект

,показать его с разных подходов: механического, электронного,

кибернетического и нейронного.

В книге рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для развития науки

и техники, делается оценка возможности ил невозможности создания разумного

прототипа человека и дается краткая изложение развития интеллектуальных

систем.

Сущность проблемы сводиться к осуществлению взаимодействия между

исследованиями искусственного интеллекта и психологической наукой,

заключается в том, чтобы создать «электронный мозг» который будет иметь

эмоции и будет уметь думать, как человек.

Книга делится на несколько частей : первая - подходы к изучению

Искусственного интеллекта, вторая - проблемы психологии .

Книга начинается с развития еще в древние времена механических прототипов

человека, такие как механический музыкант, играющий 12 мелодий. И

заканчивается обсуждением проблемы взаимодействия Искусственного интеллекта

с психологической наукой.

После краткого обзора хочу представить главное содержание некоторых глав

из этой книги.

Механический подход

В XVIII в. благодаря развитию техники, особенно разработке часовых

механизмов, интерес к подобным изобретениям возрос, хотя результаты были

гораздо более "игрушечными", чем это хотелось бы Парацельсу. В1736 г.

французский изобретатель Жак де Вокансон изготовил механического флейтиста

в человеческий рост, который исполнял двенадцать мелодий, перебирая

пальцами отверстия и дуя в мундштук, как настоящий музыкант. В середине

1750-х годов Фридрих фон Кнаус, австрийский автор,служивший при дворе

Франциска I, сконструировал серию машин, которыеумели держать перо и

могли писать довольно длинные тексты. Другой мастер, Пьер ЖакДроз из

Швейцарии, построил пару изумительных по сложности механических кукол

размером с ребенка: мальчика, пишущего письма и девушку, играющую на

клавесине.

Успехи механики XIX в. стимулировали еще более честолюбивые замыслы. В

1914 г., директор одного из испанских технических институтов Леонардо

Торрес-и-Кеведо из готовил электромеханическое устройство,способное

разыгрывать простейшие шахматные эндшпили почти также хорошо, как и

человек.

Электронный подход.

Однако только после второй мировой войны появились устройства, казалось

бы, подходящие для достижения заветной цели - моделирования разумного

поведения; это были электронные цифровые вычислительные машины.

"Электронный мозг", как тогда восторженно называли компьютер, поразил в

1952 г. телезрителей США, точно предсказав результаты президентских выборов

за несколько часов до получения окончательных данных.Этот "подвиг"

компьютера лишь подтвердил вывод, к которому в то время пришли многие

ученые: наступит тот день, когда автоматические вычислители, столь быстро,

неутомимо и безошибочно выполняющие автоматические действия, смогут

имитировать не вычислительные процессы, свойственные

человеческому мышлению, в том числе восприятие и обучение, распознавание

образов, понимание повседневной речи и письма, принятие решений в

неопределенных ситуациях, когда известны не все факты. Таким образом

"заочно" формулировался своего рода "социальный заказ" для психологии,

стимулируя различные отрасли науки. Многие изобретатели компьютеров и

первые программисты развлекались составляя программы для отнюдь не

технических занятий, как сочинение музыки, решение головоломок и игры, на

первом месте здесь оказались шашки и шахматы. Некоторые романтически

настроенные программисты даже заставляли свои машины писать любовные

письма.

К концу 50-х годов все эти увлечения выделились в новую более или менее

самостоятельную ветвь информатики, получившую название "искусственный

интеллект". Исследования в области ИИ, первоначально сосредоточенные в

нескольких университетских центрах США - Массачусетском

технологическом институте, Технологическом институте Карнеги в

Питтсбурге, Станфордском университете, - ныне ведутся во многих других

университетах и корпорациях США и других стран. В общем исследователей ИИ,

работающих над созданием мыслящих машин, можно разделить на две группы.

Одних интересует чистая наука и для них компьютер - лишь инструмент,

обеспечивающий возможность экспериментальной проверки теорий процессов

мышления. Интересы другой группы лежат в области техники: они стремятся

расширить сферу применения компьютеров и облегчить пользование ими. Многие

представители второй группы мало заботятся о выяснении механизма мышления -

они полагают, что для их работы это едва либолее полезно, чем изучение

полета птиц и самолетостроения.

На протяжении всей своей короткой истории исследователи в области ИИ

всегда находились на переднем крае информатики. Многие ныне обычные

разработки, в том числе усовершенствованные системы программирования,

текстовые редакторы и программы распознавания образов, в значительной

мере рассматриваются на работах по ИИ. Короче говоря, теории, новые

идеи, и разработки ИИ неизменно привлекают внимание тех, кто стремится

расширить области применения и возможности компьютеров, сделать их более

"дружелюбными" то есть более похожими на разумных помощников и активных

советчиков, чем те педантичные и туповатые электронные рабы, какими они

всегда были.

Несмотря на многообещающие перспективы, ни одну из разработанных до

сих пор программ ИИ нельзя назвать "разумной" в обычном понимании этого

слова. Это объясняется тем, что все они узко специализированы; самые

сложные экспертные системы по своим возможностям скорее напоминают

дрессированных или механических кукол, нежели человека с его гибким умом

и широким кругозором.

Кибернетический подход.

Попытки построить машины, способные к разумному поведению, в

значительной мере вдохновлены идеями профессора МТИ Норберта Винера, одной

из выдающихся личностей в интеллектуальной истории Америки. Помимо

математики он обладал широкими познаниями в других областях, включая

нейропсихологию, медицину, физику и электронику.Винер был убежден, что

наиболее перспективны научные исследованиия в так называемых пограничных

областях, которые нельзя конкретно отнести к той или иной конкретной

дисциплины. Они лежат где-то на стыке наук, поэтому к ним обычно не

подходят столь строго. "Если затруднения врешении какой-либо проблемы

психологии имеют математический характер,пояснял он, - то десять несведущих

в математике психологов продвинуться не дальше одного столь же

несведущего".

Винеру и его сотруднику Джулиану Бигелоу принадлежит разработка

принципа "обратной связи", который был успешно применен при разработке

нового оружия с радиолокационным наведением. Принцип обратной связи

заключается в использовании информации, поступающей из окружающего мира,

для изменения поведения машины. В основу разработанных Винером и

Бигелоу систем наведения были положены тонкие математические методы;при

малейшем изменении отраженных от самолета радиолокационных сигналов они

соответственно изменяли наводку орудий, то есть - заметив попытку

отклонения самолета от курса, они тотчас расчитывали его дальнейший путь

и направляли орудия так, чтобы траектории снарядов и самолетов пересеклись.

В дальнейшем Винер разработал на принципе обратной связи теории как

машинного так и человеческого разума. Он доказывал, что именно благодаря

обратной связи все живое приспосабливается к окружающей среде и

добивается своих целей. "Все машины, претендующие на "разумность",-

писал он, - должны обладать способность преследовать определенные цели и

приспосабливаться, т.е. обучаться". Созданной им науке Винер дает

название кибернетика, что в переводе с греческого означает рулевой.(2)

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.