Рефераты. Искусственный интеллект в управлении фирмой

вероятность того, что сеть дала правильный ответ. Этот метод кодирования

является самым простым, но не всегда самым оптимальным способом

представления данных.

Известны и другие способы. Например, выходной вектор представляет собой

номер кластера, записанный в двоичной форме. Тогда при наличии 8 классов

нам потребуется вектор из 3 элементов, и, скажем, 3 классу будет

соответствовать вектор 011. Но при этом в случае получения неверного

значения на одном из выходов мы можем получить неверную классификацию

(неверный номер кластера), поэтому имеет смысл увеличить расстояние между

двумя кластерами за счет использования кодирования выхода по коду Хемминга,

который повысит надежность классификации.

Другой подход состоит в разбиении задачи с k классами на k*(k-1)/2 подзадач

с двумя классами (2 на 2 кодирование) каждая. Под подзадачей в данном

случае понимается то, что сеть определяет наличие одной из компонент

вектора. Т.е. исходный вектор разбивается на группы по два компонента в

каждой таким образом, чтобы в них вошли все возможные комбинации компонент

выходного вектора. Число этих групп можно определить как количество

неупорядоченных выборок по два из исходных компонент. Из комбинаторики

[pic]

Тогда, например, для задачи с четырьмя классами мы имеем 6 выходов

(подзадач) распределенных следующим образом:

|№ |КомпонентыВыхода |

|подзадачи(выхода) | |

|1 |1-2 |

|2 |1-3 |

|3 |1-4 |

|4 |2-3 |

|5 |2-4 |

|6 |3-4 |

Где 1 на выходе говорит о наличии одной из компонент. Тогда мы можем

перейти к номеру класса по результату расчета сетью следующим образом:

определяем, какие комбинации получили единичное (точнее близкое к единице)

значение выхода (т.е. какие подзадачи у нас активировались), и считаем, что

номер класса будет тот, который вошел в наибольшее количество

активированных подзадач (см. таблицу).

|№ класса |Акт. Выходы |

|1 |1,2,3 |

|2 |1,4,5 |

|3 |2,4,6 |

|4 |3,5,6 |

Это кодирование во многих задачах дает лучший результат, чем классический

способ кодирование.

5. Выбор объема сети.

Правильный выбор объема сети имеет большое значение. Построить небольшую и

качественную модель часто бывает просто невозможно, а большая модель будет

просто запоминать примеры из обучающей выборки и не производить

аппроксимацию, что, естественно, приведет к некорректной работе

классификатора. Существуют два основных подхода к построению сети –

конструктивный и деструктивный. При первом из них вначале берется сеть

минимального размера, и постепенно увеличивают ее до достижения требуемой

точности. При этом на каждом шаге ее заново обучают. Также существует так

называемый метод каскадной корреляции, при котором после окончания эпохи

происходит корректировка архитектуры сети с целью минимизации ошибки. При

деструктивном подходе вначале берется сеть завышенного объема, и затем из

нее удаляются узлы и связи, мало влияющие на решение. При этом полезно

помнить следующее правило: число примеров в обучающем множестве должно быть

больше числа настраиваемых весов. Иначе вместо обобщения сеть просто

запомнит данные и утратит способность к классификации – результат будет

неопределен для примеров, которые не вошли в обучающую выборку.

6. Выбор архитектуры сети.

При выборе архитектуры сети обычно опробуется несколько конфигураций с

различным количеством элементов. При этом основным показателем является

объем обучающего множества и обобщающая способность сети. Обычно

используется алгоритм обучения Back Propagation (обратного распространения)

с подтверждающим множеством.

7. Алгоритм построения классификатора на основе нейронных сетей.

1. Работа с данными

1. Составить базу данных из примеров, характерных для данной задачи

2. Разбить всю совокупность данных на два множества: обучающее и

тестовое (возможно разбиение на 3 множества: обучающее, тестовое и

подтверждающее).

2. Предварительная обработка

1. Выбрать систему признаков, характерных для данной задачи, и

преобразовать данные соответствующим образом для подачи на вход сети

(нормировка, стандартизация и т.д.). В результате желательно получить

линейно отделяемое пространство множества образцов.

2. Выбрать систему кодирования выходных значений (классическое

кодирование, 2 на 2 кодирование и т.д.)

3. Конструирование, обучение и оценка качества сети:

1. Выбрать топологию сети: количество слоев, число нейронов в слоях и

т.д.

2. Выбрать функцию активации нейронов (например "сигмоида")

3. Выбрать алгоритм обучения сети

4. Оценить качество работы сети на основе подтверждающего множества или

другому критерию, оптимизировать архитектуру (уменьшение весов,

прореживание пространства признаков)

5. Остановится на варианте сети, который обеспечивает наилучшую

способность к обобщению и оценить качество работы по тестовому

множеству.

4. Использование и диагностика

1. Выяснить степень влияния различных факторов на принимаемое решение

(эвристический подход).

2. Убедится, что сеть дает требуемую точность классификации (число

неправильно распознанных примеров мало)

5. При необходимости вернутся на этап 2, изменив способ представления

образцов или изменив базу данных.

6. Практически использовать сеть для решения задачи.

Прогнозирование объёма продаж кондитерских изделий с помощью нейронных

сетей.

1. Постановка задачи

Объем продаж – один из ключевых показателей, характеризующих деятельность

коммерческой фирмы. Поэтому задача прогнозирования объема продаж

представляет собой большой интерес, например, для компаний, которые

занимаются оптовой торговлей. Товароведам необходимо знать примерное

количество продукции, которое они смогут реализовать в ближайшее время, для

того, чтобы, с одной стороны, иметь достаточное количество товаров на

складе, а с другой – не перегрузить склады продукцией, что особенно

актуально, если продукция имеет небольшой срок хранения.

В большинстве случаев объем продаж того или иного товара поддается

прогнозу. Например, многие товары продаются в соответствие с ярко

выраженной сезонной составляющей, что легко определяется при помощи

аналитических технологий. С их помощью можно прогнозировать объемы продаж

по всем товарным позициям, что особенно актуально в случае их большого

количества. При необходимости можно также учитывать и дополнительные

факторы, например, рекламную компанию, конъюнктуру рынка, действия

конкурентов и т.д. Комплексный учет всех факторов может значительно

повысить качество прогноза.

2. Метод решения

Проиллюстрировать решение данной задачи мы сможем на примере

прогнозирования объема продаж мармелада 'Лимонные дольки' на основе

реальных данных компании, занимающейся оптовыми продажами кондитерских

изделий. Прогнозирование объема продаж построим только на основе истории

продаж по данной товарной позиции за определенный период. Эта информация

собирается в базу данных, состоящую из двух колонок: дата и продажи в

количественном выражении. В нашем случае история продаж разбита по неделям,

соответственно, прогнозировать мы также будем на одну или несколько недель

(исходные данные здесь).

Для получения качественного прогноза нам необходимо провести

предварительную обработку данных при помощи программы RawData Analyzer,

входящей в состав пакета Deductor. Во-первых, данные по истории продаж

следует сгладить, т.к. по зашумленным данным достаточно сложно установить

зависимость изменения объема продаж. После сглаживания данных при помощи

вейвлетов динамика изменений определяется и прогнозируется гораздо

качественнее.

[pic]

Пояснение к рисунку: тёмным цветом отображены реальные данные, светлым –

сглаженные.

Во-вторых, для проведения прогнозирования структуру входных данных

необходимо преобразовать по специальной схеме. Для этого выбирается глубина

погружения, т.е. количество временных интервалов, по которым мы будем

прогнозировать следующий. Возьмем глубину погружения равной 4, т.е.

прогнозирование объема продаж на следующую неделю будет осуществляться по

результатам четырех предыдущих недель (исходные данные здесь). Разумеется,

и глубина погружения, и горизонт прогнозирования, т.е. количество

прогнозируемых показателей, подбираются отдельно в каждой конкретной

задаче. Далее следует преобразовать данные по продажам к следующему виду:

| smoothB3 | smoothB2 | smoothB1 | smoothB0 | smoothF1 |

|m-4 |m-3 |m-2 |m-1 |m |

|m-3 |m-2 |m-1 |m |m+1 |

|m-2 |m-1 |m |m+1 |m+2 |

|… |… |… |… |… |

Мы получаем так называемое 'скользящее окно', в котором представлены данные

только за 5 недель. Первые 4 колонки – это данные за недели, на основе

которых будем строить прогноз. Последняя колонка – показатель, который мы

будем прогнозировать. Так как данных у нас больше, чем за 5 недель, мы

можем сдвигать это окно по временной оси. Таким образом готовится обучающая

выборка, и именно в таком виде представляются данные для последующего

анализа.

Для решения поставленной задачи воспользуемся программой Neural Analyzer,

также входящей в состав пакета Deductor. Нейронная сеть не только способна

установить зависимость изменения целевой переменной, которой в данном

случае является количество проданного мармелада, но и позволит

прогнозировать объем продаж на несколько недель вперед. После окончания

процесса обучения на графике выходов сети можно заметить, что сеть

достаточно точно моделирует поведение кривой. Однако, на последних неделях

ошибка заметно увеличивается, причем тенденция в конце временного отрезка –

место, которое нас больше всего интересует, была неверно угадана

нейросетью.

[pic]

Пояснение к рисунку: зелеными точками отображаются реальные показатели,

красными – выход сети.

Получить хороший прогноз при помощи такой модели не удастся. Однако, это не

означает, что нейронные сети не могут успешно решить поставленную задачу.

Неудовлетворительное качество результата можно объяснить недостаточностью

данных: для обучения сети мы использовали данные по продажам чуть более,

чем за полгода. Получается, что нейросеть просто ничего не может знать обо

всех сезонных зависимостях, например, о падении продаж в период летних

отпусков.

Для повышения качества прогноза необходимо дополнить анализируемую

информацию данными за аналогичный период прошлого года, также разбитыми на

недели. Таким образом, внесем для обучения информацию о сезонности, и

структура данных будет следующей:

| Prev_year| smoothB3 | smoothB2 | smoothB1 | smoothB0 | smoothF1 |

| | | | | | |

|Pm |m-4 |m-3 |m-2 |m-1 |m |

|Pm+1 |m-3 |m-2 |m-1 |m |m+1 |

|Pm+2 |m-2 |m-1 |m |m+1 |m+2 |

|… |… |… |… |… |… |

Pm, Pm+1, Pm+2 и т.д. – количество проданного товара за соответствующую

неделю прошлого года. При таком подходе качество прогнозирования заметно

улучшается.

[pic]

Пояснение к рисунку: зелеными точками отображаются реальные показатели,

красными – выход сети.

На рисунке видно, что прогноз на последние три недели весьма точен. В

данном случае при прогнозировании учитываются оба фактора: прошлогодние

продажи, служащие шаблоном для прогнозирования, и тренд, т.е. тенденция,

которая сложилась в этом году. Именно это и обусловило качественный

прогноз.

3. Результат

При помощи аналитических технологий мы решили задачу прогнозирования

оптовых продаж мармелада. При помощи построенной нами системы на основе

нейронных сетей мы имеем возможность строить краткосрочные и среднесрочные

прогнозы. Кроме того, положительно на качестве прогноза может сказаться

информация о внешней среде (курс доллара, рекламная поддержка и т.д.), а

также категориальная переменная, обозначающая квартал или время года.

Благодаря использованию нейронных сетей при прогнозировании, такого рода

изменения в модели сводятся, фактически, к добавлению новых колонок в

обучающую выборку и переобучению сети.

Главная проблема для качественного прогноза – наличие истории продаж за

достаточно длительный срок и грамотная предобработка данных. Привлечение

эксперта в этой области поможет дать ответ на вопрос, учитываются ли при

анализе все факторы, влияющие на результат.

Вывод.

Существуют несколько основных проблем, изучаемых в искусственном

интеллекте. Представление знаний - разработка методов и приемов для

формализации и последующего ввода в память интеллектуальной системы знаний

из различных проблемных областей, обобщение и классификация накопленных

знаний, использование знаний при решении задач. Моделирование рассуждений -

изучение и формализация различных схем человеческих умозаключений,

используемых в процессе решения разнообразных задач, создание эффективных

программ для реализации этих схем в вычислительных машинах. Диалоговые

процедуры общения на естественном языке, обеспечивающие контакт между

интеллектуальной системой и человеком- специалистом в процессе решения

задач. Планирование целесообразной деятельности - разработка методов

построения программ сложной деятельности на основании тех знаний о

проблемной области, которые хранятся в интеллектуальной системе. Обучение

интеллектуальных систем в процессе их деятельности, создание комплекса

средств для накопления и обобщения умений и навыков, накапливаемых в таких

системах. Кроме этих проблем исследуются многие другие, составляющие тот

задел, на который будут опираться специалисты на следующем витке развития

теории искусственного интеллекта. В практику человеческой деятельности

интеллектуальные системы уже внедряются. Это и наиболее известные широкому

кругу специалистов экспертные системы, передающие опыт более подготовленных

специалистов менее подготовленным и интеллектуальные информационные системы

(например, системы машинного перевода) и интеллектуальные роботы, другие

системы, имеющие полное право называться интеллектуальными. Без таких

систем современный научно- технический прогресс уже невозможен.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.