e.
f.
?-a
a(1)
a(2)
a(3)
|№ шага |Целевой |Исходный |резольвета|
| |дизъюнкт |дизъюнкт | |
|1 |?- a. |a:-b,c,d. |-b,c,d. |
|2 |?-b,c,d |b:-e,f |-e,f,c,d |
|3 |?-e,f,c,d |e |-f,c,d |
|4 |?-f,c,d |f |-c,d |
|5 |?-c,d |c |-d |
|6 |?-d |d |0 |
Представление программы в виде графа
a: - b;c
b: - d,e
c: - g,f.
e: - i,h
g: - h,j
d.
h.
«,» - и
«;» - или
Построение графа начинается с целевого дизъюнкта.
На графе видно какие и сколько решений имеет рассматриваемая задача.
- Два решения
задачи
Продукционная модель представления знаний.
Основа для данной модели – это продукционные правила, которые имеют
следующий вид
- продукционное правило >:=
Eсли то < заключение> [КД=]
Примеры:
Правило 5
Если пол=женский
И сложение=мелкое
И вес=65 лет_или_больше
То относительный_вес=изменчивый
Коэффициент доверия определяется числом 0-100
Правило 27
ЕСЛИ перспектива=отличная
И риск=высокий
ТО фактор=0 КД=10
В общем случае посылка может быть логическим выражением.
Если посылка истинна, то истинно и заключение, т.е. в заключение может быть
указано какое-либо действие , которое выполняется, если посылка истинна
::[ИИ…И]
::==
объект, атрибут, значение, коэфициент доверия- представление знаний в виде
четвёрки
:==КД=
Один и тот же объект может иметь разные значения.
Многозначные объекты – объекты, которые могут иметь несколько достоверных
значений.
Если объект не объявлен, как многозначный, то он может иметь несколько
значений, то они не должны быть достоверными, т.е. КД= 100
Для объектов, значение которое запрашивается у пользователя.
Какое сложение?
1. Мелкое
2. Среднее разрешённые значения
3. Крупное
Каков возраст
1. меньше 25
2. от 25 до 55
3. больше 55
Коэффициент доверия посылки=min(Кдусл)
[pic] - факта, полученного в результате выполнения правила
перспектива=отличная КД=50
риск=высокий КД=70
фактор=0
Базовая структура продукционной модели представления знаний
Исходные данные
Результат
Лекция 9 (Конец)
|№ |Конфликтное |Выполнение|Выведенный|
|шага|Множество | | |
| |правил |правила |факт |
|1 |[pic] | [pic] | |
| |[pic] |[pic] |[pic] |
|2 |[pic] |[pic] |[pic] |
|3 |[pic] |[pic] |[pic] |
|4 | | |[pic] |
| | | | |
|5 | | | |
Выводы заканчиваются , когда достигается целевая вершина, либо не осталось
применимых правил, а цель не достигнута.
Обратные выводы – выполняются сверху вниз (выводами ориентирующих на цель)
П6 П7
С2 С3
П 1 П2 П3 П4
П5
С 4 С5 С6 С7 С8
F1 F2 F3
F4 F5
|№ |Цель|Конфликтное |Выполнение|Подцели|Факт|
|шага| |множество | | | |
| | |правил |правил | | |
|1 |С1 |П6,П7 |П6 |С2,С3 | |
|2 |С2 |П1,П2 |П1 |С1,С5,С| |
|3 |С3 | | |3 |F1 |
|4 |С4 | | | |F2 |
|5 |С5 |П3 |П3 | | |
|6 |С6 | | |С6,С7,С|F3 |
|7 |С7 | | |8 |F4 |
|8 |С8 | | | |F5 |
| | | | | | |
Цель – «продолжительность» –цель задаётся именем объекта.
Она сопоставляется с заключением правил и выбирается правило с заключением
,
в которых есть имя объекта. Выбираем правило, которое содержит целевой
объект,
мы формируем гипотезу
П7
В процессе гипотеза либо подтверждается либо опровергается. Выводы
продолжаются до тех пор, пока какая либо не будет подтверждена, либо не
будут исчерпаны все возможные гипотезы.
Используется меньшее количество проверок, т.к. в правиле бывает несколько
условий и одно заключение.
Двунаправленные выводы.
Сначала выполняются прямые выводы, на основе небольшого количества данных,
в результате формируется гипотеза для подтверждения или опровержения
выполняются другие выводы.
Для проверки условий правил используется аппарат активации правил, который
выделяет на каждом шаге те правила, в которых проходит проверка условий.
Должны быть использованы также условия. В условиях правил выделяются
индивидуальные, а затем общие.
Общие правила – правила условий применимости. Сфера применимости.
Обобщённая структура продукционного правила.
(i); Q; P; A; =B; N
(i)– имя правила:
Q –сфера применения правила;
P – условие применимости првила (логическое условие)
A=>B – ядро правило, где А- посылка, а В- заключение;
N – поставленное условие, определяетдействия, которые выполняются в случае
выполнения ядра.
Р – при истинности активизируется ядро правила.
…
Фрейм – структура данных для представления стереотипной ситуации
(к: А1К1, A2K2, ….,AnKn)
(к: A1k1, A2k2,….,An kn)
(имя файла:
имя слота1 (значение слота1)
имя слота2 (значение слота2)
………………………………..
имя слота n (значение слота n))
Протофрейм – знания о классе объектов.
Фрейм- экземпляр- получается из протофрейма при заполнении слотов
конкретными значчениями.
В структуру фреймов обычно включают системные слоты. К системе слота
относятся:
Слоты определим фреймродитель, слот, указываемый на прямые дочерние фрейма.
В качестве системы слотов: слоты, содержащие сведения о создателе
программы, о её модификации.
В структуру входят:
- указатель наследования;
- указатель типа данных;
- демоны и т.п.
ЯЗЫК ФМС (FMS).
Указатели наследования могут быть:
U – unique – уникальный
S – same- какой-то
R – range – указатель границ;
0 –override – игнорировать
U – во фреймах разных уровней с одинаковыми именами будут различными.
S – слоты наследования значений из слотов высшего уровня с такими же
именами
U
Человек
Ребёнок
Миша
Значение нижнего уравнения должно лежать внутри границ определённого в
верхнем уравнении.
R
Если значение не задано то оно наследуется из слота верхнего
уравнения, а если оно задано , то наследование игнорируется.
О
Лекция 11 3.12.99
Сочетание сетевой и фреймовой модели в системе представления знаний OPS-5
В этом языке есть продукционные правила и базы данных
::=( +)
{}+ - Может повторятся несколько раз
::=({ значение})
::=< аз-элемент> | < элемент-вектор>
( Вещество [pic] класс кислота
[pic] имя [pic]
[pic] цвет бесцветная )
(Порядок – задач: Источник, утечки Ограждения)
Что собой представляют правила :
::=(Р [pic] )
::={}+
::= | -
::= | |
::=({значение>}+) |
# ( Порядок задач )
( [{[pic] }+] )
# (Вещество )
В образце не обязательно указываются все атрибуты данного класса , т.е. мы
можем записать
(Вешество [pic] класс кислота
[pic] имя )
т.е. переменная кислота –вещ получит значение [pic]
::= ( {[pic] }+>>}+)
Значение с соответствующего атрибута элемента работой памяти должно
совпадать с одним из элементов указанных в данном листе, хотя бы с одним.
Эти значения задаются конкретными словами.
# (Вещество [pic] класс кислота
[pic] имя
[pic] цвет > )
::= (< объект> {[pic]< атрибут>{{< значение>}+}}+)
Список значений может задаваться и в виде ограничений
# (Двигатель [pic] мощность { 100 200} )
(Двигатель [pic] мощность 160)
:={}+
::=(make < ЭРП> | remove | (modif
{[pic]< значение>} +)
# (Р координировать _а
(цель [pic] состояние активный
[pic] имя координировать )
Если цель находится в состоянии координировать и порядок задач не
определён,
то создать
(Порядок задач ) –>
(make цель [pic] состояние активный
[pic] имя упорядочить задачи)
(modif1 [pic] состояние ожидания))
ссылка указывает , что модифицироваться будет элемент рабочей памяти
Стратегия решения задач основана на явном задании цели
Выполнение
1. сопоставление с элементами памяти в результате формируется конфликтное
множество правил
2. Выбор правил из конфликтного множества
3. Выполнение действий, указанных в заключении правил
Выполняется до тех пор, пока не будет достигнута цель.
Страницы: 1, 2, 3, 4