Рефераты. Инженерия знаний

e.

f.

?-a

a(1)

a(2)

a(3)

|№ шага |Целевой |Исходный |резольвета|

| |дизъюнкт |дизъюнкт | |

|1 |?- a. |a:-b,c,d. |-b,c,d. |

|2 |?-b,c,d |b:-e,f |-e,f,c,d |

|3 |?-e,f,c,d |e |-f,c,d |

|4 |?-f,c,d |f |-c,d |

|5 |?-c,d |c |-d |

|6 |?-d |d |0 |

Представление программы в виде графа

a: - b;c

b: - d,e

c: - g,f.

e: - i,h

g: - h,j

d.

f.

h.

?-a

«,» - и

«;» - или

Построение графа начинается с целевого дизъюнкта.

На графе видно какие и сколько решений имеет рассматриваемая задача.

- Два решения

задачи

Продукционная модель представления знаний.

Основа для данной модели – это продукционные правила, которые имеют

следующий вид

- продукционное правило >:=

Eсли то < заключение> [КД=]

Примеры:

Правило 5

Если пол=женский

И сложение=мелкое

И вес=65 лет_или_больше

То относительный_вес=изменчивый

Коэффициент доверия определяется числом 0-100

Правило 27

ЕСЛИ перспектива=отличная

И риск=высокий

ТО фактор=0 КД=10

В общем случае посылка может быть логическим выражением.

Если посылка истинна, то истинно и заключение, т.е. в заключение может быть

указано какое-либо действие , которое выполняется, если посылка истинна

::[ИИ…И]

::==

объект, атрибут, значение, коэфициент доверия- представление знаний в виде

четвёрки

::==

:==КД=

Один и тот же объект может иметь разные значения.

Многозначные объекты – объекты, которые могут иметь несколько достоверных

значений.

Если объект не объявлен, как многозначный, то он может иметь несколько

значений, то они не должны быть достоверными, т.е. КД= 100

Для объектов, значение которое запрашивается у пользователя.

Какое сложение?

1. Мелкое

2. Среднее разрешённые значения

3. Крупное

Каков возраст

1. меньше 25

2. от 25 до 55

3. больше 55

Коэффициент доверия посылки=min(Кдусл)

[pic] - факта, полученного в результате выполнения правила

перспектива=отличная КД=50

риск=высокий КД=70

фактор=0

Базовая структура продукционной модели представления знаний

Исходные данные

Результат

Лекция 9 (Конец)

|№ |Конфликтное |Выполнение|Выведенный|

|шага|Множество | | |

| |правил |правила |факт |

|1 |[pic] | [pic] | |

| |[pic] |[pic] |[pic] |

|2 |[pic] |[pic] |[pic] |

| |[pic] |[pic] |[pic] |

|3 |[pic] |[pic] |[pic] |

|4 | | |[pic] |

| | | | |

|5 | | | |

Выводы заканчиваются , когда достигается целевая вершина, либо не осталось

применимых правил, а цель не достигнута.

Обратные выводы – выполняются сверху вниз (выводами ориентирующих на цель)

П6 П7

С2 С3

П 1 П2 П3 П4

П5

С 4 С5 С6 С7 С8

F1 F2 F3

F4 F5

|№ |Цель|Конфликтное |Выполнение|Подцели|Факт|

|шага| |множество | | | |

| | |правил |правил | | |

|1 |С1 |П6,П7 |П6 |С2,С3 | |

|2 |С2 |П1,П2 |П1 |С1,С5,С| |

|3 |С3 | | |3 |F1 |

|4 |С4 | | | |F2 |

|5 |С5 |П3 |П3 | | |

|6 |С6 | | |С6,С7,С|F3 |

|7 |С7 | | |8 |F4 |

|8 |С8 | | | |F5 |

| | | | | | |

| | | | | | |

Цель – «продолжительность» –цель задаётся именем объекта.

Она сопоставляется с заключением правил и выбирается правило с заключением

,

в которых есть имя объекта. Выбираем правило, которое содержит целевой

объект,

мы формируем гипотезу

П7

В процессе гипотеза либо подтверждается либо опровергается. Выводы

продолжаются до тех пор, пока какая либо не будет подтверждена, либо не

будут исчерпаны все возможные гипотезы.

Используется меньшее количество проверок, т.к. в правиле бывает несколько

условий и одно заключение.

Двунаправленные выводы.

Сначала выполняются прямые выводы, на основе небольшого количества данных,

в результате формируется гипотеза для подтверждения или опровержения

выполняются другие выводы.

Для проверки условий правил используется аппарат активации правил, который

выделяет на каждом шаге те правила, в которых проходит проверка условий.

Должны быть использованы также условия. В условиях правил выделяются

индивидуальные, а затем общие.

Общие правила – правила условий применимости. Сфера применимости.

Обобщённая структура продукционного правила.

(i); Q; P; A; =B; N

(i)– имя правила:

Q –сфера применения правила;

P – условие применимости првила (логическое условие)

A=>B – ядро правило, где А- посылка, а В- заключение;

N – поставленное условие, определяетдействия, которые выполняются в случае

выполнения ядра.

Р – при истинности активизируется ядро правила.

Фрейм – структура данных для представления стереотипной ситуации

(к: А1К1, A2K2, ….,AnKn)

(к: A1k1, A2k2,….,An kn)

(имя файла:

имя слота1 (значение слота1)

имя слота2 (значение слота2)

………………………………..

имя слота n (значение слота n))

Протофрейм – знания о классе объектов.

Фрейм- экземпляр- получается из протофрейма при заполнении слотов

конкретными значчениями.

В структуру фреймов обычно включают системные слоты. К системе слота

относятся:

Слоты определим фреймродитель, слот, указываемый на прямые дочерние фрейма.

В качестве системы слотов: слоты, содержащие сведения о создателе

программы, о её модификации.

В структуру входят:

- указатель наследования;

- указатель типа данных;

- демоны и т.п.

ЯЗЫК ФМС (FMS).

Указатели наследования могут быть:

U – unique – уникальный

S – same- какой-то

R – range – указатель границ;

0 –override – игнорировать

U – во фреймах разных уровней с одинаковыми именами будут различными.

S – слоты наследования значений из слотов высшего уровня с такими же

именами

U

Человек

Ребёнок

Миша

Значение нижнего уравнения должно лежать внутри границ определённого в

верхнем уравнении.

R

Человек

Ребёнок

Миша

Если значение не задано то оно наследуется из слота верхнего

уравнения, а если оно задано , то наследование игнорируется.

О

Человек

Ребёнок

Миша

Лекция 11 3.12.99

Сочетание сетевой и фреймовой модели в системе представления знаний OPS-5

В этом языке есть продукционные правила и базы данных

::=( +)

{}+ - Может повторятся несколько раз

::=({ значение})

::=< аз-элемент> | < элемент-вектор>

( Вещество [pic] класс кислота

[pic] имя [pic]

[pic] цвет бесцветная )

(Порядок – задач: Источник, утечки Ограждения)

Что собой представляют правила :

::=(Р [pic] )

::={}+

::= | -

::= | |

::=({значение>}+) |

# ( Порядок задач )

( [{[pic] }+] )

# (Вещество )

В образце не обязательно указываются все атрибуты данного класса , т.е. мы

можем записать

(Вешество [pic] класс кислота

[pic] имя )

т.е. переменная кислота –вещ получит значение [pic]

::= ( {[pic] }+>>}+)

Значение с соответствующего атрибута элемента работой памяти должно

совпадать с одним из элементов указанных в данном листе, хотя бы с одним.

Эти значения задаются конкретными словами.

# (Вещество [pic] класс кислота

[pic] имя

[pic] цвет > )

::= (< объект> {[pic]< атрибут>{{< значение>}+}}+)

Список значений может задаваться и в виде ограничений

# (Двигатель [pic] мощность { 100 200} )

(Двигатель [pic] мощность 160)

:={}+

::=(make < ЭРП> | remove | (modif

{[pic]< значение>} +)

# (Р координировать _а

(цель [pic] состояние активный

[pic] имя координировать )

Если цель находится в состоянии координировать и порядок задач не

определён,

то создать

(Порядок задач ) –>

(make цель [pic] состояние активный

[pic] имя упорядочить задачи)

(modif1 [pic] состояние ожидания))

ссылка указывает , что модифицироваться будет элемент рабочей памяти

Стратегия решения задач основана на явном задании цели

Выполнение

1. сопоставление с элементами памяти в результате формируется конфликтное

множество правил

2. Выбор правил из конфликтного множества

3. Выполнение действий, указанных в заключении правил

Выполняется до тех пор, пока не будет достигнута цель.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.