осуществить свою деятельность, не выходя из дома, а 1/3
всех недавно зарегистрированных фирм основана на широком
использовании самостоятельной занятости. В США к категории
самостоятельно занятых были отнесены: в 1980 г. – 5,7 млн.
человек, в 1989 г. – 14,6 млн., а в 1995 г. – 20,7 млн.
человек.
При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия
переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных
информационных технологий.
Ряд ученых выделяют характерные черты информационного
общества:
o решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено
противоречие между информационной лавиной и информационным
голодом;
o обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
o главной формой развития станет информационная экономика;
в основу общества будут заложены автоматизированные
генерация, хранение, обработка и использование знаний с
помощью новейшей информационной техники и техцологии;
o информационная технология приобретет глобальный характер,
охватывая все сферы социальной деятельностй человека;
o формируется информационное единство всей человеческой
цивилизации;
o с помощью средств информатики реализован свободный доступ
каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;
o реализованы гуманистические принципы управления обществом и
воздействия на окружающую среду.
Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные
тенденции:
o все большее влияние на общество средств массовой информации;
o информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и
организаций; существует проблема отбора качественной и
достоверной информации;
o многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного
общества. Существует опасность разрыва между "информационной
элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных
технологий) и потребителями.
Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой
информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию,
Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из
направлений государственной политики является направление, связанное с
инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие
компьютерных систем и телекоммуникаций.
Федеральный закон
20 февраля 1995 года № 24-ФЗ
Принят Государственной Думой25 января 1995 года
Об информации, информатизации и защите информации
Глава 4.
Глава 4. Информатизация, информационные системы, технологии и средства их
обеспечения
Статья 16. Разработка и производство информационных систем, технологий
и средств их обеспечения
Статья 17. Право собственности на информационные системы, технологии и
средства их обеспечения
Статья 18. Право авторства и право собственности на информационные
системы, технологии и средства их обеспечения
Статья 19. Сертификация информационных систем, технологий, средств их
обеспечения и лицензирование деятельности по формированию и
использованию информационных ресурсов
Статья 16. Разработка и производство информационных систем, технологий и
средств их обеспечения
1. Все виды производства информационных систем и сетей, технологий и
средств их обеспечения составляют специальную отрасль экономической
деятельности, развитие которой определяется государственной научно-
технической и промышленной политикой информатизации.
2. Государственные и негосударственные организации, а также граждане имеют
равные права на разработку и производство информационных систем, технологий
и средств их обеспечения.
3. Государство создает условия для проведения научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ в области разработки и производства
информационных систем, технологий и средств их обеспечения. Правительство
Российской Федерации определяет приоритетные направления развития
информатизации и устанавливает порядок их финансирования.
4. Разработка и эксплуатация федеральных информационных систем
финансируются из средств федерального бюджета по статье расходов
"Информатика" ("Информационное обеспечение").
5. Органы государственной статистики совместно с Комитетом при Президенте
Российской Федерации по политике информатизации устанавливают правила учета
и анализа состояния отрасли экономической деятельности, развитие которой
определяется государственной научно-технической и промышленной политикой
информатизации.
1. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения могут быть
объектами собственности физических и юридических лиц, государства.
2. Собственником информационной системы, технологии и средств их
обеспечения признается физическое или юридическое лицо, на средства
которого эти объекты произведены, приобретены или получены в порядке
наследования, дарения или иным законным способом.
3. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения включаются
в состав имущества субъекта, осуществляющего права собственника или
владельца этих объектов. Информационные системы, технологии и средства их
обеспечения выступают в качестве товара (продукции) при соблюдении
исключительных прав их разработчиков. Собственник информационной системы,
технологии и средств их обеспечения определяет условия использования этой
продукции.
Статья 18. Право авторства и право собственности на информационные системы,
технологии и средства их обеспечения
Право авторства и право собственности на информационные системы, технологии
и средства их обеспечения могут принадлежать разным лицам. Собственник
информационной системы, технологии и средств их обеспечения обязан защищать
права их автора в соответствии с законодательством Российской Федерации.
обеспечения и лицензирование деятельности по формированию и использованию
информационных ресурсов
1. Информационные системы, базы и банки данных, предназначенные для
информационного обслуживания граждан и организаций, подлежат сертификации в
порядке, установленном Законом Российской Федерации "О сертификации
продукции и услуг".
2. Информационные системы органов государственной власти Российской
Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
других государственных органов, организаций, которые обрабатывают
документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства
защиты этих систем подлежат обязательной сертификации. Порядок сертификации
определяется законодательством Российской Федерации.
3. Организации, выполняющие работы в области проектирования, производства
средств защиты информации и обработки персональных данных, получают
лицензии на этот вид деятельности. Порядок лицензирования определяется
законодательством Российской Федерации.
4. Интересы потребителя информации при использовании импортной продукции в
информационных системах защищаются таможенными органами Российской
Федерации на основе международной системы сертификации.
[pic]
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Кремль.
20 февраля 1995 года. № 24-ФЗ
Закон опубликован:
20 февраля 1995 года, "Собрание законодательства РФ", № 8
22 февраля 1995 года, "Российская газета", № 39
КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ИТ
В 80-х годах произошел целый ряд качественных изменений в ИТ. Некоторые из
них осознавались постепенно (например, развитие архитектуры и стандартов
открытых систем), другие, как феномен персональных вычислений, входили в
жизнь гораздо более революционным путем. Кратко рассмотрим, как эти
изменения все более ограничивали применение классических методов системного
проектирования, требуя новых подходов в разработке чисто "компьютерных"
компонентов ИС. Далее, во второй части будет рассмотрено, как эти изменения
помогали также появлению BPR.
ТРИ КАЧЕСТВЕННЫХ СКАЧКА В ИТ - ТРИ ВЕЛИКИХ ФЕНОМЕНА
Наконец, к концу 80-х - началу 90-х во всем мире не только разработчиками,
но и пользователями были осознаны три действительно революционных феномена.
Они стали все шире входить в отечественную практику, качественно меняя
деятельность компьютеризованных предприятий:
1.Феномен персональных вычислений, основанный на постоянной доступности
работнику возможностей ЭВМ, в первую очередь - на использовании
персональных компьютеров. Феномен состоит в том, что во многих видах
информационных, проектных и управленческих работ исчезла необходимость в
работниках-исполнителях (машинистках, чертежниках, делопроизводителях и
др.), являющихся посредниками между постановкой задачи и ее решением.
2.Феномен кооперативных технологий, состоящий в компьютерной поддержке
совместной согласованной работы группы работников над одним проектом. Этот
феномен возник на основе суммы методов, обеспечивающих управление доступом
членов группы к разным частям проекта, управление версиями и редакциями
проектной документации и согласованным выполнением работ в последовательной
процедуре работ, управление параллельным конструированием и др.
3.Феномен компьютерных коммуникаций, состоящий в резком увеличении
возможностей обмена любой информацией. Он возник, в частности, на основе
стандартизованных протоколов обмена данными прикладного уровня в локальных
и глобальных сетях. Это позволило исключить необходимость передачи бумажных
документов для получения согласия или содержательных замечаний, ненужные
переезды для проведения совещаний, обеспечить постоянную готовность
работника получить и отослать сообщение или информативные записи данных вне
зависимости от места его географического расположения и др.
Оценка их влияния на производственную деятельность и оргструктуры,
разработка соответствующих методик производились не только за рубежом, но и
отечественными специалистами, хотя тогда у нас время реального применения
этих методов еще не настало.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с
использованием компьютеров, которые определяются различными признаками
деления.
Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением
персонального компьютера начался новый этап развития информационной
технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных
информационных потребностей человека как для профессиональной сферы, так и
для бытовой.
Признак деления – вид задач и процессов обработки информации.
1 - й э т а п (60 – 70-е гг.) – обработка данных в вычислительных центрах в
режйме коллективного пользования. Основным направлением развития
информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных
действий человека.
2- й э т а п (с 80-х гг.) – создание информационных технологий,
направленных на решение стратегических задач.
Признак деления – проблемы, стоящие на пути
информатизации общества
1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших
объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.
2 - й э т а п (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии
IBM/360. Проблема этого этапа – отставание программного обеспечения от
уровня развития аппаратных средств.
3 - й э т а п (с начала 80-х гг.) – компьютер становится инструментом
непрофессионального пользователя, а информационные системы – средством
поддержки принятия его решений. Проблемы – максимальное удовлетворение
потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в
компьютерной среде.
4 - й э т а п ( с начала 90-х гг.) – создание современной технологии
межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа
весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:
o выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для
компьютерной связи;
o организация доступа к стратегической информации;
o организация защиты и безопасности информации.
Признак деления – преимущество, которое приносит
компьютерная технология
1- й этап (с начала 60-х гг.) характеризуется довольно эффективной
обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на
централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных
центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных
систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в
результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была
психологическая – плохое взаимодействие пользователей, для которых
создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их
взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы,
создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на
их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.
2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных
компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем – ориентация
смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых
им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке,
налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп
специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка
данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная,
базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных
на рабочем месте пользователя.
3- й этап ( с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических
преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной
технологии распределенной обработки информации. Информационные системы
имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и
помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь
организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.
Признак деления – виды инструментария технологии
1 - й э т а п (до второй половины XIX в.) – "ручная" информационная
технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга.
Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту
писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии – представление информации
в нужной форме.
2- й этап (с конца XIX в.) – "механическая" технология, инструментарий
которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более
совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии –
представление информации в нужной форме более удобными средствами.
3 - й э т а п (40 – 60-е гг. XX в.) – "электрическая" технология,
инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее
программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы,
портативные диктофоны.
Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает
перемещаться с формы представления информации на формирование ее
содержания.
4- й э т а п (с начала 70-х гг.) – "электронная" технология, основным
инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе
автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые
системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных
программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на
формирование содержательной стороны информации для управленческой среды
различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической
работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить
стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные
задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны
управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая
и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.
5 - й э т а п (с середины 80-х гг.) – "комиыотерная" ("новая") технология,
основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким
спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом
этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании
систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные
системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней
управления, реализуются на персональном компьютере и используют
телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу
существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового,
культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в
различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.
БИБЛИОГРАФИЯ
Федеральный закон от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации,
информатизации и защите информации»
Также в данном реферате мною были использованы данные электронных журналов
опубликованных на страничке сервера http://students.informika.ru/ - Каталог
для студентов.
ВТиТФ
Антонов Владимир Фиохарович
студентка группы КТПОП 993 Лахмотова Ольга Валентиновна
Страницы: 1, 2