Главная Вернуться  
 English
Средневековый Гёзлёв
О происхождении названия города у специалистов нет единого мнения. Существует несколько версий перевода. По одной из них "Гёзлёв" означает "сто глаз". По другой, - название города происходит от глагола "гезле" в повелительном наклонении и переводится, как "поглядывай", "наблюдай". По третьей версии происхождение этого топонима объясняется сочетанием двух слов "гёз" - "глаз" и "ёв" - "дом" или "наблюдательный пункт". Последние две версии схожи в своем переводе и до некоторой степени соответствуют значению Гёзлёва как города, из которого диктовалась политика турецкого султана для Крымского ханства. В русской транскрипции, в русских документах город обычно называли "Козлов". Известно, что турки называли город Кёзлёв. Не отсюда ли произошло русское, созвучное этому слову, название города Козлов?
Гравюра средневекового Гезлева Гёзлёв - средневековое название города Евпатория. А первое письменное упоминание о нём относится, по утверждению Фирковича, к 1106г. и находилось оно на караимском кладбище Чуфут Кале, где на одной из надгробных плит выбита надпись о захоронении здесь старца, умершего в Гёзлёве.
Ко времени прихода турок в Крым, к 1475г., небольшая рыбацкая деревушка, располагавшаяся к востоку от античной Керкинитиды в период раннего средневековья, превратилась в самостоятельный город. Расцвет Гёзлёва начинается после того, как земли полуострова подчинила Османская империя. Город становится одним из основных опорных пунктов владычества Турции на полуострове. Согласно договору 1478г. султан держал в Гёзлёве воинский гарнизон до 3000 человек. Именно в этот период времени город обносится крепостной стеной, его окружал глубокий ров, вырубленный в материке.
В 1666г. город посетил турецкий путешественник Эвлия Челеби. Он оставил подробное описание не только Гёзлёва, но и его оборонительной системы: "Со всех сторон крепости высятся двадцать четыре могучих четырехугольных бастиона, покрытых красной черепицей, а расстояние между ними достигает 150 аршинных шагов. Эта огромная фортеция сооружена из тесаного камня. Она имеет 5 больших и мощных ворот". Предназначение этой крепости Челеби поясняет так: "так как казаки не раз подплывали туда на чайках и в порту захватывали суда".
У восточных ворот располагался один из самых крупных на полуострове невольничьих рынков. Гёзлёв являлся крупным центром торговли людьми. Основную их массу составляли пленные из русских и украинских земель, захваченные в ходе набегов. В год число невольников достигало 50-60 тысяч человек. Это был главный товар, который поступал в Турцию из Крыма через Гёзлёв. Спрос на невольников в Турции был огромный: мужчин направляли на галеры и в каменоломни, на ремесленные и сельскохозяйственные работы, а девушек и молодых женщин - в гаремы.
В украинских народных думах, повествующих о страданиях пленников, нередко упоминается Козлов (Гёзлёв) - под этим именем он известен и в русских летописях и документах. Запорожские и донские казаки неоднократно штурмовали его, освобождая невольников из плена. В 1588г. казаки совершили набег на западное побережье Крыма - от Перекопа до Гёзлёва. В 1589г. они штурмом взяли Гёзлёвскую крепость и освободили много невольников. В следующем веке (в 1675г.) двадцатитысячное войско кошевого атамана Ивана Сирко разгромило Бахчисарай и Гёзлёв, освободив при этом тысячи невольников.
Кроме "живого товара" отсюда вывозили соль и шерсть, войлок и кожи, оружие, полотно, хлеб. Гёзлёвская гавань могла одновременно принимать до 200 судов, которые приходили из Стамбула, Александрии, многих Средиземноморских городов и стран. В XVII веке Гёзлёв был одним из крупнейших торговых портов Крыма. Корабли из Малой Азии, Константинополя, русских земель привозили сюда ткани и нитки, мыло и табак, медь и керамическую посуду, восточные пряности. Это был богатый купеческий город.
К 1790г. в бывшем Гёзлёве насчитывалось более 300 лавок, 17 заезжих домов, около 50 кофеен и питейных домов, 18 пекарен, более 40 различных мастерских. Город же застраивался беспорядочно сложенными домами, наглухо отгороженными от мира высокими заборами и стенами. На узких кривых улицах не было ни деревца.
От средневекового города сохранилась планировка улиц восточной части Евпатории, узких, запутанных, глухих, ведущих к мечети Крымского ханства Хан-Джами (Джума-Джами), построенной в 1552-1564 г.г. ханом Девлет-Гиреем по проекту выдающегося турецкого архитектора Ходжи Синана, а также кяризная или водопроводная система города.
По описаниям, оставленных нам после похода русских, в 1736г., в Крым, видно, что в Евпатории была крепость, разрушенная по приказу графа Миниха, а город состоял "из 5 тысяч домов, нескольких хороших мечетий и христьянской церкви". Судя по добыче и трофеям, доставшимся нашим войскам, можно полагать, что город был богатый и хорошо защищенный каменными стенами с огромными башнями, вокруг которых шел глубокий ров. Укрепления эти, судя по остаткам некоторых из них и поныне сохранившихся внутри города на Базарной улице, были возобновлены во времена турецкого господства в этой местности.
Город делился на жилую и ремесленно-торговую части, а также по этническому признаку. И хотя основную массу населения составляли татары и турки, в городе жили армяне, караимы, греки, русские, цыгане. И каждая из этнических групп занимала свой квартал или район. Центром каждого из этих этносов был храм.
Гёзлёв был окружен крепостной стеной из бута и ракушечника, протяженностью около трех километров. Высота её составляла 6-8 метров, толщина - 3-5 метров. Стена, построенная в форме пятиугольника, имела пять ворот:
- Портовые ворота на востоке возле берега моря там, где теперь - православный собор,
- ворота Дровяного базара - на юго-востоке,
- ворота Белого муллы - на севере (в месте пересечения сегодняшних улиц Д.Ульянова, Караимской и Володарского),
- Земляные ворота на месте пересечения сегодняшних улиц Интернациональной и Больничной,
- Лошадиные ворота на западе там, где пересекаются улицы Пионерская и Демышева.
Пятиугольник крепостной стены проходил, если мы ограничим его улицами Интернациональной - Караева - Революции - Пионерской - Д.Ульянова.
В Крымском ханстве по количеству населения и значимости Гёзлёв уступал только столице Крымского ханства Бахчисараю. В середине XVIII века по описаниям путешественников Гёзлёв имел около 2500 каменных домов, много прекрасных мечетей и населен, главным образом, татарами, турками, греками, армянами, караимами и евреями.
300 лет процветал и развивался средневековый Гёзлёв. Со своей предшественницей Керкинитидой он не был связан ничем, но именно он заложил основы современной Евпатории.