Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра автоматизированной обработки экономической информации
Курсовая работа
по дисциплине «Информатика»
на тему: «Значение информации на стыке столетий»
Исполнитель:
Факультет менеджмента и маркетинга
Группа №
Зачетная книжка №:
Руководитель:
Кричевская Ольга Евгеньевна
Москва 2006
1. Информатизация общества.
История развития человеческого общества неразрывно связана с познанием мира, то есть с получением информации. Чем больше информации получает человек об окружающих его объектах, протекающих вокруг него процессах и явлениях, тем в большей степени он раскрывает их сущность, получает возможность целенаправленно воздействовать на них. Уровень развития общества поэтому во многом зависит от объемов накопленной информации, способов ее хранения, обработки и передачи.
Функции сбора, хранения и передачи данных присущи абсолютно всем живым существам, в том числе на физиологическом и генетическом уровне. Даже простейшие организмы воспринимают и используют информацию (например, о температуре и химическом составе окружающей среды). В человеческом обществе, естественно, эти функции реализуются на гораздо более высоком уровне.
До появления письменности основным средством обмена информацией между людьми были речь, жесты, мимика, изображения и т.п. Развитие языка существенно повысило качество такого обмена. Именно звучащая речь изначально была основным способом отображения мыслительной деятельности человека.
Возникновение письменности (в начале 3-го тысячелетия до н.э.) дало возможность фиксировать достаточно сложные и объемные сведения на внешних носителях, в результате чего был создан прорыв в области их хранения; заметно снизились вероятность искажения и потерь. Письменность была, по существу первой формой моделирования явлений природного и социального мира.
Появление книгопечатания (1465г) вызвало настоящую революцию в методах тиражирования и распространения информации. Взрывное увеличение ее объемов потребовало разработки специальных методов ее хранения, организации доступа к ней. Именно в это время появляются первые информационные технологии.
Изобретение во второй половине ХIХ в. телеграфа, телефона и радио позволило резко увеличить скорость передачи информации на большие расстояния. Наконец, создание и широкое внедрение с середины ХХ в. Электронно-вычислительных машин (ЭВМ) обеспечили переход к качественно новым информационным технологиям; человечество вступило в информационную эпоху.
Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества данных.Поэтому проблема упрощения и ускорения вычислений приобрела первостепенное значение. Один из путей ее решения был связан с усовершенствованием методов счета. Появление ЗВМ по своей значимости можно сравнить лишь с наиболее выдающимися техническими открытиями в истории человечества; их применение позволило увеличить скорость обработки крупных информационных массивов в миллионы раз. Персональный компьютер (впервые появившийся в 1981 г.) сделал эти возможности доступными буквально для каждого человека; с этого момента информатизация общества стала реальностью.
Термин «информатизация» постепенно вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация»; при всей внешней схожести их смысл существенно различается.
Под компьютеризацией общества принято понимать процесс повсеместного внедрения и развития технических средств (компьютеров и периферийных устройств), необходимых для реализации функций хранения и обработки информации на современном уровне.
Информатизация общества – это процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей отдельных индивидуумов, их групп и объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов и технологий.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что общество можно считать информационным, когда объем накопленной информации и уровень развития соответствующих технологий требуют вовлечения в сферу интеллектуально-информационных услуг более 50% трудоспособного населения. К основным характеристикам информационного общества можно отнести:
-качественные изменения в структуре занятости, связанные с автоматизацией и роботизацией производственных процессов;
-развитие инфраструктуры, обеспечивающей постоянно ускоряющемуся научно-технологическому и социальному прогрессу;
-создание и распространение информационных технологий, доступных практически каждому индивидууму;
-возможность получения любым человеком или организацией необходимой информации в любое время и в любой точке страны.
Как уже отмечалось, уровень развития общества напрямую зависит от объема информации, которым оно владеет. Американский ученый Робертсон даже выдвинул формулу: «цивилизация – это информация». По его оценкам, информационная емкость мозга отдельного человека составляет 107 бит; при устном общении внутри клана или племени циркулирует порядка 109 бит информации. С появлением письменности ее объем значительно возрастает. Так, в знаменитой Александрийской библиотеке (III в. до н.э.- IV в. н.э.) хранилось 532800 свитков, в которых содержалось около 1011 бит информации. Развитие полиграфии привело к тому, что совокупный объем сведений, хранящихся на бумажных носителях, достиг 1017 бит. Современные электронные носители информации, соответствующие методы и средства ее обработки, по расчетам Робертсона, увеличили эту цифру до 1025 бит.
Переход к информационному обществу, сопровождающийся лавинообразным ростом накапливаемой информации, требует подготовки умения использовать для получения, обработки и передачи информации современные средства, методы и технологии; это определяет уровень его информационной культуры.
2. Информационные ресурсы общества.
В процессе информатизации общества информационные ресурсы начинают приобретать все большую значимость по сравнению с традиционными их видами. В широком смысле этого слова под информационными ресурсами понимается вся совокупность накопленных знаний. Чаще, однако, имеют в виду знания, зафиксированные каким-либо способом на различного рода носителях информации – документы, книги, произведения искусства, компьютерные программы, базы данных и т.д.
В связи с этим следует четко отличать информационные ресурсы от интеллектуальных. Если знания существуют лишь в виде, неотделимом от конкретного человека, владеющего ими, к информационным ресурсам их можно отнести весьма условно.
Специфика информационных ресурсов:
-неисчерпаемость, в отличие от материальных;
-по мере потребления объем ИР не уменьшается, а увеличивается за счет трансформации вновь возникающих знаний в ИР;
-основная функция данного вида ресурсов заключается в обеспечении наиболее рациональных и эффективных способов соединения других видов ресурсов;
-эффективное использование ИР возможно лишь при наличии развитой коммуникационной системы в масштабе всего общества.
Информационные ресурсы могут существовать в двух формах – пассивной и активной, что отражает различную степень их участия в процессе получения новых знаний. К пассивной форме относятся книги, статьи, патенты, банки данных; зафиксированная в них информация статична и лишь косвенно может использоваться для получения новой информации. Напротив, алгоритмы, программы, модели, базы знаний служат активным инструментом расширения знаний и превращения информации в реально действующую силу.
Одной из главных задач информатизации общества – ускорение процесса перевода пассивных форм ИР в активные, которые могут быть использованы для реализации информационных технологий.
3. Понятие, виды и свойства информации.
Прогресс человеческого знания можно квалифицировать как получение новой информации о состоянии окружающих человека объектов, о происходящих вокруг него процессах и явлениях. Получение информации всегда осуществляется в виде восприятия и регистрации тех или иных сигналов.
- - - - - - -
Информационные технологии – это технологии, превращающие информационные ресурсы в информационные продукты, применялись еще до появления вычислительной техники. В зависимости от инструментария (аппаратного, программного и математического) в
Табл. 1 [2, с.7] представлены следующие этапы развития информационных технологий (ИТ).
Таблица 1
Этапы развития информационных технологий
Этап
Основная цель
Инструментарий
Коммуникации
Ручные информационные технологии
I этап, “ручная ИТ” (до второй половины XIX в.)
Представление информации в заданной форме
Перо, чернильница, книга
Почта, примитивные средства доставки
Механические информационные технологии
II этап, “механическая ИТ” (с конца
XIX в.)
Пишущая машинка, телефон, диктофон
Более совершенная почта
Электрические информационные технологии
III этап, “электрическая ИТ” (40-60гг
XX в.)
Акцент смещается с представления на содержание информации
Электрические пишущие машинки, большие ЭВМ, ксероксы
Более совершенные средства доставки
Электронные информационные технологии
IV этап, “электронная ИТ” (с начала 70-х гг. XX в.)
Частичное управление в различных сферах производства и общественной жизни
Большие ЭВМ, АСУ, информационно-поисковые системы
Локальные сети
Компьютерные информационные технологии
V этап, “компьютерная ИТ”(с середины 80-х гг. XX в.)
Персональные АСУ
Микропроцессорная техника
Глобальные и локальные сети
После появления первых ЭВМ, новая вычислительная техника открыла огромные перспективы в самых разнообразных областях. Отрасль развивается быстро и динамично, и с середины 80-х годов начались работы по созданию так называемого ЭВМ “пятого поколения”. В отличие от предыдущих поколений, его возникновение не имело прямого отношения к аппаратным новшествам. С самого начала эти ЭВМ были ориентированы на обработку не данных, а знаний. Такой подход, связанный с созданием самообучающихся машин, владеющих методами логического мышления, обеспечит возможность ассоциативной обработки информации и решение задач без четко сформулированных условий. Взаимодействие человека и ЭВМ станет простым и естественным, появится возможность общаться на неформальном уровне.
Рост объемов информации, перерабатываемой в процессе человеческой деятельности, сопровождается постоянным перераспределением трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную сферу. Особенно ярко это проявляется в промышленно развитых странах.
Наряду с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами возник новый вид - информационные ресурсы, которые стали играть доминирующую роль. В 1975 году конгресс ЮНЕСКО определил, что экономический потенциал любой страны наряду с такими традиционными показателями национального богатства и экономики, как численность населения, национальный доход, богатства природных ресурсов и т.п., характеризуется еще и информационной вооруженностью, определяемой как способность быстро и качественно обрабатывать информацию, возникающую во всех сферах деятельности общества.
Появилось понятие «информационно-индустриальное общество». В наиболее развитых странах возникли такие отрасли, как экономика знаний, индустрия информации, а производство информации и информационных технологий стало одной из самых прибыльных и стремительно растущих отраслей.
Если в индустриальном обществе стратегическим ресурсом является капитал, то в информационно-индустриальном обществе этим ресурсом становятся информация, знания, творчество. В ориентации экспортно-импортной политики ведущих капиталистических стран четко прослеживается тенденция роста объема потребления из-за рубежа невосполнимых природных ресурсов, продукции вредных или энергоемких производств и тому подобного взамен на растущий экспорт своих легко воспроизводимых ресурсов, среди которых неуклонно увеличивается доля продукции наукоемких производств, научно-технических знаний и информационных технологий. Одним из важнейших показателей научно-технической мощи становится внешнеторговый баланс профессиональных знаний.
Стремительно растущий мировой рынок лицензий, специальных «комплектов знаний» о производственных процессах, различного рода консультационных услугах в административно-управленческой области, технике маркетинга и других способах коммерческой реализации непосредственно самих знаний (еще до их материального воплощения в соответствующем товаре) свидетельствует о быстром росте информационной отрасли экономики. Например, Япония, начиная с 1990 года, стала преимущественно экспортировать не изделия и машины, а новую научно-техническую информацию, информационные технологии (так называемую продукцию «know-how», т.е. дословно «знаю, как»).
Все более реальным становится крылатое выражение «кто владеет информацией, тот владеет миром». В этих условиях неизмеримо возрастают требования, предъявляемые к организации процессов сбора, хранения, передачи и обработки информации, так как качество и оперативность их реализации часто имеют решающее значение.
Основные научно-технические усилия общества направляются на создание средств и методов, обеспечивающих эффективную обработку информации, необходимой для принятия рациональных (оптимальных) управленческих решений. Несомненным прорывом в этом плане стало массовое появление на рынке персональных компьютеров (ПК). Относительно недорогие, высокопроизводительные и достаточно надежные, оснащенные программными средствами, ориентированными на специалистов управления-непрофессионалов в области вычислительной техники, они быстро «захватили» весь мир.
ПК и создаваемые на их основе информационно-вычислительные сети (от локальных, функционирующих в пределах одной организации, до глобальных, таких как Интернет, позволяющих связать в единое информационное пространство все мировое сообщество) открывают новые перспективы развития человеческой цивилизации.
Однако вступление стран в век информации требует повышения до определенного уровня образования населения, что не является ни простой, ни дешевой задачей.
Особая роль для развития бизнеса в новом тысячелетии отводится применению информационных возможностей глобальной сети Интернет. На экономическом форуме, состоявшемся в начале 2000 года в Давосе (Швейцария), было признано существование даже не новой отрасли, а категории экономических взаимоотношений, именуемой «Интернет-экономикой», развитие которой, по прогнозам экспертов, будет осуществляться опережающими темпами.