Рефераты. Традиционные методы прогнозирования p> В зависимости от уровня управления прогнозирование делится на народно- хозяйственное, отраслевое (или региональное) и прогнозирование развития предприятия. Народно-хозяйственное прогнозирование учитывает возможности оптимального достижения цели производства, выполнения задач экономического развития. Отраслевое прогнозирование осуществляется с учетом предложения различных отраслей и регионов. Прогнозирование развития фирм, корпораций, предприятий выполняется с учётом новых тенденций экономического и социального аспекта и новейших достижений техники и технологии производства.

По уровню обоснованности прогнозы делят на поисковые
(исследовательские) и нормативные. Поисковое прогнозирование оценивает перспективные тенденции развития экономики, а нормативное связано с определением путей и сроков достижения желаемого состояния экономики и социального развития страны на основе достигнутых результатов. Нормативное прогнозирование осуществляется на основе заблаговременно определённой цели.
Его задание – определить пути и сроки достижения возможного состояния экономики в будущем на основе заданных нормативов.

1.1 Типы прогнозирования

Для предсказания будущего фирмы используют следующие типы прогнозирования:

1. Прогнозирование, основанное на творческом видении будущего, использует субъективное знание прогнозиста, его интуицию. Часто прогнозы такого рода имеют фирмы “утопий” или “антиутопий” – литературных описаний вымышленного будущего. Несмотря на кажущуюся отдалённость от мира экономики, подобные произведения являются хорошим дополнением к сухому количественному прогнозу. Недаром для обоснования своих идей некоторые известные отечественные экономисты использовали не только научные теории, но и литературные утопии. Прогнозирование, основанное на творческом видении, может использоваться для непосредственного предсказания менеджерами и др. участниками экономической организации будущих результатов её деятельности.

2. Поисковое прогнозирование – способ научного прогнозирования от настоящего к будущему. Прогнозирование начинается от сегодняшнего дня, опирается на имеющуюся информацию и постепенно проникает в будущее

(рис. 1).

[pic]

Рис 1. Схема поискового прогнозирования

Поисковое прогнозирование может быть двух видов:

. Традиционным, или экстраполятивным;

. Новаторским – альтернативным.
Экстраполятивный подход предполагает, что экономическое и прочее развитие происходит гладко и непрерывно, поэтому прогноз, может быть, простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее.
Экстраполятивный подход означает, во-первых, оценку прошлых показателей деятельности фирмы и тенденций их развития (трендов) и, во-вторых, перенесение этих тенденций в будущее.
Таким образом, главное предположение экстраполятивного подхода в прогнозировании заключено в признании того, что в диапазоне ключевых интересов фирмы силы прошлого в состоянии контролировать будущее.
Несмотря на возникновение альтернативного подхода, экстраполятивный подход очень широко применяется в прогнозировании и так или иначе отражается в большинстве методов прогнозирования.

Альтернативный подход исходит из того, что внешняя и внутренняя среда бизнеса подвержена постоянным изменениям, и в следствии этого:

. развитие фирмы происходит не только гладко и непрерывно, но и скачкообразно и прерывисто;

. существует определённое число вариантов будущего развития фирмы

(или определённое число положений равновесия фирмы).

Таким образом, в рамках альтернативного подхода, во-первых, создаются прогнозы, включающие сочетание различных вариантов развития выбранных показателей и явлений. Каждый из вариантов развития лежит в основе особого сценария будущего. Во-вторых, альтернативное прогнозирование может объединять в единой логике два способа развития – гладкий и скачкообразны, создавая синтетическую картину будущего.

Альтернативный подход сравнительно молод (широкое применение его началось в 80-е годы), однако он быстро завоёвывает популярность в практике внутрифирменного планирования.

В целом поисковое прогнозирование опирается как на количественные, так и на качественные методы.

* Примером качественных (не количественных) прогнозов могут быть опросы руководителей промышленных предприятий, брокерских и посреднических фирм. В основу опросов положена неколичественная методика мюнхенского IFO-института. Респонденты оценивают текущее и будущее состояние отрасли и фирмы не в количественных показателях, а в категориях “больше-меньше”, “лучше-хуже”.

Специальные исследования, проводившиеся в Европе, показали, что участники опросов признали подобные конъюнктурные опросы полезными для себя, особенно в отраслевом разрезе. Фирмы – участники опросов – сообщают, что используют прогнозы при разработке краткосрочных оперативных планов и бюджета. Около четверти респондентов применяют результаты опросов в бизнес- планировании.

Исходя из результатов опросов о динамике объема производства, предприятия фирмы определяют направленность деловой политики и текущих планов.

Таким образом, качественные (не количественные) методы прогнозирования оказывают не меньшую помощь в определении будущей деятельности предприятия, чем прогнозы, выраженные в конкретных цифрах и абсолютных показателях.*

3. Нормативное (нормативно-целевое) прогнозирование. В рамках нормативного прогнозирования сначала определяются общие цели и стратегические ориентиры на будущий период времени, а затем менеджеры оценивают развитие фирмы, исходя из этих целей.

Чаще всего нормативный подход используется тогда, когда фирма не обладает необходимыми исходными (историческими) данными. Поэтому для нормативного подхода характерно преимущественное применение качественных методов исследования (рис. 2)

[pic]

Рис 2. Схема нормативного прогнозирования

Как и экстраполятивное, нормативное прогнозирование является в большей степени традиционным подходом к предсказанию будущей среды организации.

1.2 Виды прогнозов

Прогноз – это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или другой форме суждения о возможном состоянии фирмы и её среды в будущий период времени.

Виды прогнозов можно классифицировать по нескольким признакам.

Во-первых, прогнозы разделяют в зависимости от их временного охвата.
Различная длительность прогнозов определяется существованием различных горизонтов планирования: от краткосрочного до долгосрочного.

Существуют прогнозы на очень короткий период времени – сроком до месяца. К таким прогнозам относятся месячные и недельные прогнозы движения наличности.

Краткосрочные прогнозы обычно применяются при составлении годичных планов.

Средние и долгосрочные прогнозы иначе называют перспективными.

Во-вторых, прогнозы делятся по типам прогнозирования на поисковые, нормативные и основанные на творческом видении.

В-третьих, в связи с возможностью воздействия фирмы на своё будущее прогнозы делятся на пассивные и активные.

Пассивный прогноз – исходит из того, что фирма в силу ряда причин
(отсутствие необходимых средств, наличие благоприятных тенденций развития и т.д.) не намерена воздействовать на свою среду и предполагает возможность самостоятельного, не зависимого от действий фирмы развития внешних процессов.

Активный прогноз – предусматривает возможность активных действий фирмы по проектированию собственного будущего, её реальное воздействие на внешнюю среду.

В заключении можно отметить некоторые источники ошибок применения методов прогнозирования среды бизнеса и способы их преодоления.

Основными источниками могут быть названы:

1. простое перенесение (экстраполяция) данных из прошлого в будущее

(например, отсутствие у фирмы иных вариантов прогноза, кроме 10% роста продаж).

2. невозможность точного определить вероятность события и его воздействия на исследуемый объект.

3. непредвиденные трудности (разрушительные трудности), влияющие на осуществление плана, например, внезапное увольнение начальника отдел сбыта.

Ошибки первой категории могут быть сужены путем применения методов регрессионного анализа, криволинейного сглаживания и других техник.

Ошибки второй категории частично могут быть преодолены при помощи метода Дельфи, сценариев, моделей, анализа модели жизненного цикла.

В целом точность прогнозирования повышается по мере накопления опыта прогнозирования и отработки его методов.

*Например, предприятие, выпускающее известь, столкнулось с насыщением спроса на свою продукцию на рынке строительных материалов. Пассивный прогноз в этом случае предположил бы сохранение тенденции падения спроса на известь, а значит, сокращение ее производства. Активный прогноз напротив, мог бы включить дополнительные усилия фирмы по стимулированию спроса на известь, например, за счет проведения агрессивной рекламной кампании на рынке товаров для садоводов с акцентом на универсальное применение извести на их участках. Тогда в рамках активного прогноза могло бы быть высказано суждение о возможном сохранении или даже увеличении спроса на известь. *

В-четвертых, прогнозы делятся на вариантные и инвариантные в зависимости от степени вероятности будущих событий.

Если вероятность прогнозируемых событий велика, или, другими словами, фирма рассчитывает на высокую степень определенности будущей среды, то прогноз включает в себя только один вариант развития, то есть является инвариантным. Обычно инвариантный прогноз основывается на экстраполятивном подходе, простом продолжении сложившейся тенденции.

Вариантный прогноз основан на предположении о значительной неопределенности будущей среды и, следовательно, наличии нескольких вероятных вариантов развития.

Таким образом, в рамках вариантного прогноза описывается несколько вероятных состояний фирмы в будущий период времени (рис. 3).

[pic]

Рис. 3. Вариантный прогноз

Каждый из вариантов развития учитывает специфическое состояние будущей среды фирмы и, исходя из этого, определяет основные параметры данного бизнеса. Такого рода вариант будущего состояния фирмы называют сценарием.

В-пятых, прогнозы подразделяются по способу представления результатов на точечные и интервальные.

Точечный прогноз предполагает, что данный вариант включает единственное значение прогнозируемого показателя. Например, через 6 месяцев цены на фотоаппараты вырастут на 10%.

[pic]

Рис. 4. Точечный и интервальный прогнозы

Интервальный прогноз – это такое предсказание будущего, в котором предлагается некоторый интервал, диапазон значений прогнозируемого показателя (рис. 4). Например, через 6 месяцев цены на фотоаппараты вырастут на 10-15%.

2. Методы прогнозирования деловой среды

Первоначально прогнозирование в рамках фирмы возникло как предсказание экономических параметров длительности бизнеса (как внешних по отношению к фирме, так и внутренних).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.