Точные курсовые системы ТКС и ГМК
Точная курсовая система ТКС является централизованным устройством, объединяющим гироскопические, магнитные и астрономические средства определения курса. Она применяется на самолетах пассажирской и транспортной авиации в трех комплектациях: ТКС-П, ТКС-Пс и ТКС-П2.
Точная курсовая система предназначена:
а) во всех комплектациях:
для определения и индикации ортодромического, истинного или магнитного курса самолета;
для выдачи сигналов курса потребителям;
б) в комплектациях ТКС-П и ТКС-Пс:
для индикации пеленга радиостанции при совместной работе с АРК;
для индикации заданного путевого угла (ЗПУ) при совместной работе с навигационным вычислителем (НВ);
для индикации угла сноса и текущего путевого угла (ПУ) при совместной работе с доплеровским измерителем угла сноса и скорости (ДИСС).
Таким образом, выходные сигналы выдаются на указатели, в систему автоматического управления (САУ) и полуавтоматического (СПУ), в навигационную систему и др.
Курсовая система ТКС может работать в одном из следующих режимов:
в режиме гирополукомпаса повышенной точности (ГПК);
в режиме магнитной коррекции (МК);
в режиме астрокоррекции (АК).
Основным режимом работы ТКС является режим ГПК, обеспечивающий определение ортодромического курса в любых условиях полета самолета.
Комплектация ТКС-П применяется для самолетов, использующих освещение приборов встроенным красным светом, комплектация ТКС-ПС – для самолетов, оборудованных под ультрафиолетовое освещение (УФО). В остальном они идентичны.
В комплектации ТКС-П2 курсовая система не имеет собственных указателей курса. Для этой цели используются курсовые приборы автоматической бортовой системы управления (АБСУ).
Комплектация курсовых систем типа ТКС приведены в таблице 1.
Таблица 1
Комплектация курсовых систем типа ТКС.
Наименование приборов
Шифр приборов
Количество в комплектациях
ТКС-П
ТКС-Пс
ТКС-П2
индукционный датчик
ИД-3
1
коррекционный механизм
КМ-5
КМ-5с
–
гироагрегат
ГА-3
2
указатель штурмана
УШ-3
УШ-3с
– (1)
контрольный указатель штурмана
КУШ-1
КУШ-1с
блок гиромагнитного курса
БГМК-2
блок пеленгов
БП-5
блок дистанционной коррекции
БДК-1
пульт управления
ПУ-11
ПУ-11с
распределительный блок
РБ-2
задатчик курса
ЗК-4
ЗК-4с
Примечание. Блоки ЗК-4, УШ-3, БП-5 в зависимости от состава оборудования самолета могут не поставляться.
Для обеспечения нормальной работы система ТКС должна получить информацию от других приборов:
о крене самолета – от гировертикали (ЦГВ-10, АГД-1);
об угле сноса (УС) – от ДИСС (только ТКС-П);
о курсовом угле радиостанции (КУР) – от АРК (только ТКС-П);
о выключении коррекции – от ВК-53РШ или ВК-90;
об истинном или ортодромическом курсе – от дистанционных астрокомпасов типа ДАК-ДБ-5В или звездно-солнечных ориентаторов (ЗСО);
о заданном путевом угле (ЗПУ) и синуса широты места (при автоматической широтной коррекции) – от навигационного вычислителя (НВ).
В случае отсутствия датчиков ЗПУ и синуса широты указанные величины вводятся вручную.
Функциональная схема курсовой системы ТКС-П представлена на рис. 5.29.
Условия эксплуатации. Курсовая система может эксплуатироваться на высотах до 30 км в диапазоне температур окружающего воздуха от –60 до +50°C. Агрегаты системы виброустойчивы и вибропрочны в диапазоне частот вибраций и ускорений, возникающих на современных самолетах, выдерживают ударные перегрузки до 4g с частотой 40-100 ударов в 1 мин.
Ниже приведены основные технические данные курсовой системы ТКС-П2.
Допустимый уход гироскопов в режиме ГПК в нормальных условиях полета в широтах, отличающихся от широты последней балансировки гироузлов:
менее ±20° …..………………………….………………………….
±0,5°/ч
более ±20° ………..………………………..…..…………………..
±0,8°/ч
дополнительный уход гироскопов в режиме ГПК при действиях линейных или виражных ускорений и при изменении
высоты ……………………………………………….…………..
±0,02°/мин
погрешность в определении гиромагнитного курса (без учета
погрешностей дистанционных передач) по курсовым сельсинам ГА-3, КУШ-1 и БГМК-2..…………..……………………………..
±1°
погрешность в индикации гиромагнитного курса:
стрелками “К” указателей УШ-3 и КУШ-1 .....…………………..
±1,5°
стрелкой “1” указателя КУШ-1 …………………………………..
собственная погрешность сельсинных следящих систем:
по грубому каналу …………………………………………………
±30¢
по точному каналу …………………………………………………
± 8¢
погрешность индикации в указателях:
заданного путевого угла ..….………………..……………..…………
±0,5°
путевого угла…………...……………...………………………………
пеленга радиостанции …….…………..……………….……………...
±2,5°
режимы работы системы:
гирополукомпаса ГПК ……..…………………………..……
длительно
магнитной коррекции МК и астрокоррекции АК …………
кратковременно
3-4 мин при каждой коррекции гироскопа
время готовности системы:
в режиме МК и АК ……..………………………………………….
5 мин
в режиме ГПК ……..……………………………………………….
10 мин
питание:
трехфазный ток….………………..…………………….
36В±5% 400Гц±2%
постоянный ток……………...……………….…………
27В±10%
потребляемая мощность:
по переменному току ТКС-П (ТКС-П2) …….…………..
не более 200 ВА (180 ВА)
в пусковом режиме ТКС-П (ТКС-П2) ……………………
не более 300 ВА (280 ВА)
по постоянному току (без обогрева) ТКС-П
(ТКС-П2) ………………………….……………………….
90 Вт (75Вт)
мощность обогрева (кратковременно)………………….
не более 6000 Вт
масса ТКС-П (ТКС-П2) …………………………………
не более 44 кг (36кг)
По принципу действия ТКС-П во многом сходна с курсовой системой типа КС, содержащей два гироагрегата. Отметим некоторые особенности конструкции и функционирования ТКС-П.
Страницы: 1, 2