Рефераты. Структурная политика

Современные модели экономики Казахстана присущи такие особенности, как активная позиция государства в отношении расширения единого экономического пространства, развития интеграционных процессов, создание межгосударственных органов, координирующих экономическую политику различных региональных объеденений.

Самой существенной проблемой в структуризации экономики Казахстана была несовместимость многих текущих задач и стратегических установок, взятых на вооружение в начале реформ – от социально-ориентированной экономики до глобализации в области научно-технических целей. Это привело к довольно к слабым темам структурной перестройки. Снижение степени государственного вмешательства, принятия ряда решений (особенно в сфере предпринимательства), привело к значительному переносу в инвестиционных ресурсах и как следствие – к повышению издержек производства, что негативно сказалось на показателях макроэкономики.


2.2. Cвязь структурной политики с осуществлением индустриально-инновационного развития .

 

Реализация экономической политики возможна лишь при использовании совокупных мер, инструментов, образающих механизм государственного воздействия на экономику.

Для умения рационального их использования требуется знание структуры данных мер.

Формируя модель экономической политики, необходимо поддерживать определённое равновесие в соотношении целевых установок.

Стратегия индустриально-инновационного развития до 2015 года, разработанная по инициативе президента Республики Казахстан Н.Назарбаева,- концептуальный документ, на базе которого воплощен в жизнь  целый ряд специальных отраслевых программ. Его востребованность обусловлена необходимостью преодоления зависимости от сырьевого  сектора. Она ориентирована на выпуск высокотехнологичных товаров и услуг.

При успешной реализации стратегии произошли структурные преобразования экономики.

Для составления и расчета индексов использовалась схема расчета страновых рейтингов, с учетом специфики конкурентоспособности регионов. Методика страновых рейтингов представляет собой способ агрегирования (сверки) ряда частных показателей (критериев) в более общий показатель, характеризующий относительные позиций страны (региона)  по данному показателю. Отличительной чертой рейтингов шкалирование показателей, суть которого состоит в приведении показателей, измеренных в разных единицах (в процентах, денежных и других единицах) к безмерным величинам, как правило на интервале от 0 до 1 (где 0 будет соответствовать наихудшему результату среди регионов, а 1 соответственно наилучшему).

Произведенные нами расчеты позволяют осуществить группировку регионов по уровню конкурентоспособности в общем, а также по тому или иному показателю в частности. Зная, что индекс может принимать значения от 0 до 1, выделяются три группы регионов с равными интервалами:

1 группа – высокий уровень конкурентоспособности;

2 группа – средний уровень;

3 группа – неконкурентоспособные регионы.

При расчете агрегированных индексов конкурентоспособности использовались субиндексы, выражающие количественные и качественные характеристики изучаемых процессов.

1.                      Индекс уровня жизни, включает показатели ВРП на душу населения, уровень безработицы, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, средняя обеспеченность жильем и медицинской обеспеченности.

2.                      Индекс конкурентоспособности (производительности) региона, включает показатели: производительности труда, инвестиционной активности, распределения предприятий сельского хозяйства и промышленности, наличия человеческого капитала.

3.                      Инновационный индекс, включает показатели: валовые затраты на научные исследования и разработки (в % от общих расходов), общие затраты на технологические инновации, затраты на информационные технологии (в % от общих расходов), численность IT специалистов высшего и среднего уровня (в % от общего числа занятых), численность научных работников, аспирантов, докторантов на 10 000 чел. населения, наличие основных информационных технологий, количество выданных патентов на 1000 чел. населения, объем импорт технологий и оборудования, расходы бизнес структур на научные исследования и разработки, доля усовершенствованной продукции в выпуске промышленности, доля высокотехнологичной продукции в экспорте, уровень проникновения сотовой связи в регион.

4.                      Индекс инфраструктурного развития, включает: наличие основных средств, инвестиций в строительство, объем выполненных строительных работ, плотность автомобильных дорог с твердым покрытием, плотность железных дорог.

5.                      Сводный индекс конкурентоспособности, рассчитывается на основе 4 рассчитанных индексов: уровней жизни, производительности, инновационности и инфраструктурного развития.

Значение индексов конкурентоспособности по регионам Казахстана  даны в таблице (4):



Индекс качества жизни населения

Индекс произ-води-тельности

Индекс иннова-ционного развития

Индекс ифраструк-турного развития

Сводный индекс конкуренто-способности

Акмолинская

0,42

0,24

0,06

0,38

0,27

Актюбинская

0,38

0,38

0,17

0,24

0,29

Алматинская

0,18

0,25

0,04

0,27

0,19

Атырауская

0,26

0,52

0,37

0,62

0,44

В-Казахстансая

0,51

0,29

0,33

0,25

0,35

Жамбылская

0,08

0,18

0,03

0,22

0,13

З-Казахстанская

0,29

0,36

0,05

0,42

0,28

Карагандинская

0,59

0,32

0,22

0,22

0,34

Костанайская

0,40

0,29

0,09

0,22

0,25

Кызылординская

0,21

0,25

0,04

0,11

0,15

Мангистауская

0,27

0,21

0,41

0,24

0,28

Павлодарская

0,52

0,30

0,15

0,24

0,31

С-Казахстанская

0,48

0,28

0,08

0,34

0,30

Ю-Казахстанская

0,27

0,24

0,05

0,25

0,20

г.Астана

0,70

0,30

0,07

0,68

0,439

г.Алматы

0,73

0,43

0,77

0,60

0,63


По данным таблицы (4) можно сказать что  анализ значений индексов в конкурентоспособности в разрезе регионов, в целом иллюстрирует невысокий уровень качества жизни и производительности труда, при среднем уровне инфраструктурного обеспечения и низком значении индекса инновационного развития. Сложившиеся различие в уровне сводной конкурентоспособности лишь подтверждают, что его составные компоненты не могут создать условий необходимых для создания достойной конкурентной и привлекательной среды, как основы для повышения региональных и национальных конкурентоспособности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.