Рефераты. Создание электронного обучающего комплекса по дисциплине "Инновационный менеджмент"

Создание электронного обучающего комплекса по дисциплине "Инновационный менеджмент"

Создание электронного обучающего комплекса по дисциплине "Инновационный менеджмент"

Дипломная работа

Выполнил Деревягин Игорь

Волгоградский Государственный университет, Кафедра Экономической информатики и управления

Волгоград, 2005 г.

Введение

Целью данной работы является разработка электронного обучающего пособия по дисциплине «Инновационный менеджмент» с использованием средства разработки Macromedia Authorware.

В ходе выполнения работы необходимо решить следующие задачи:

проанализировать предметную область, выделить основные разделы курса в соответствии с учебным стандартом дисциплины и разработать тестовые и практические задания;

выявить состав и возможности программы Macromedia Authorware;

создать структуру учебного комплекса и наполнить его материалом;

создать систему проверки знаний студентов;

апробировать учебный комплекс и проанализировать результаты.

Почему инновационный менеджмент? Появление в учебных планах российских вузов этого предмета продиктовано требованиями жизни. В научно-технической и социально-экономической сферах наблюдаются тенденции ускорения и развития, уплотнения времени, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия функционирования фирм. Управление должно поспевать за изменениями, происходящими в действительности. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике является основой экономического развития.

Authorware является чрезвычайно мощным пакетом и обладает большим потенциалом. Он обеспечивает минимальное время разработки; лучше всего он подходит для быстрого создания прототипа проекта или выполнения задач, которые необходимо завершить в кратчайшие сроки, а также обладает большой наглядностью, чем и обуславливается его выбор.

Глава 1. Общая характеристика дисциплины «Инновационный менеджмент»

1.1 Содержание и структура курса: рабочая программа дисциплины

Рабочая программа, разработанная преподавателями ВолГУ, предполагает изучение инновационного менеджмента в 7 семестре, затрачивая на это 54 часа учебного времени. Для изучения студентам потребуется знать следующие дисциплины:

основы экономической теории;

теории управления и организации;

теории стратегического менеджмента;

теории маркетинга;

управление инвестициями;

управление качеством;

управление персоналом и социология организации.

За это время студент должен изучить основы инновационной теории, а также особенности его применения в современных условиях реформирования производственного комплекса отечественной экономики с целью формирования целостного представления о стратегии управления инновациями как одним из приоритетных элементов системы управления развитием организации. Базовая программа охватывает приблизительно следующие темы:

теоретические основы инноватики;

инновационный процесс;

инновационные стратегии;

управление инновационным проектом;

анализ спроса на научно-техническую продукцию;

управление созданием, освоением и качеством новой техники;

экспертиза инновационных проектов;

оценка эффективности инноваций;

эффективность инновационной деятельности.

Изучение дисциплины содействует развитию организационно-экономического мышления, необходимого для практического творческого преобразования бизнес-процессов в организационных системах в целях совершенствования воспроизводственной основы отечественной экономики. Появление в учебных планах российских вузов дисциплины «инновационный менеджмент» продиктовано требованиями жизни. В научно-технической и социально-экономической сферах наблюдаются тенденции ускорения и развития, уплотнения времени, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия функционирования фирм. Управление должно поспевать за изменениями, происходящими в действительности. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике является основой экономического развития.

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия – распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Инновационный процесс имеет циклический характер. Эти моменты необходимо учитывать при создании гибких систем организации и управления экономикой.

Современные инновационные процессы достаточно сложны. Для проведения анализа закономерностей их развития необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры. Их задача – способствовать продвижению инновационного процесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

Для рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованной в обновлении продукции, наличии рынка конкурирующих нововведений. Поэтому существует рыночный отбор нововведений, в котором участвуют инновационные менеджеры.

1.2. Основные понятия.

Управление инновациями, или инновационный менеджмент – сравнительно новое понятие в научно-технической, производственно-технологической, финансово-экономической и административной сферах деятельности профессиональных управляющих (менеджеров). Объектами управления в государственных, акционерных и частных организациях (фирмах) являются направления инновационной деятельности, связанные с процессами создания, освоения производства и коммерциализации новых потребительских ценностей, их распространением и использованием в качестве готовых продуктов, прогрессивных технологий и услуг.

Инновационный менеджмент - относительно новое понятие для предпринимательских кругов и для научной общественности России – представляет собой одно из направлений стратегического менеджмента.

В условиях централизованной экономики чаще всего использовались такие понятия, как управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и т.п., что является характерным для командно-административной системы управления. В рыночных условиях инновации, определяющие прогресс науки, техники и, в конечном итоге, развитие экономики, теснейшим образом связаны с предпринимательской деятельностью. Именно в этом и заключаются принципиальные отличия в определении отдельных понятий в области инновационного менеджмента. Термин “инновация” стал использоваться в переходной экономике России как русский вариант слова “innovation” , что в дословном переводе означает “новшество”, “нововведение”, “новаторство” [1].

Инновация (нововведение). Инновация (от англ. «innovation») означает нововведение как результат практического (или научно-технического) освоения новшества. В современной концепции инноватики принято различать нововведения-продукты, нововведения-процессы (производственно-технологические), модификации продуктов и услуг. Практическим освоением новшеств в нововведениях является реализация коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлетворению спроса на конкретные виды продукции, технологий, услуг как товаров. Наличие спроса свидетельствует об их конкурентоспособности, то есть общественном признании, что является важным результатом инновационной деятельности. При этом, помимо влияния комбинаций факторов производства, необходимо в современных условиях учитывать новый фактор, определяемый тем, что наука стала теоретической основой материального производства.

Непосредственно нововведения-продукты считаются первичными. Они появляются в экономике предшествующего технологического уклада. Само по себе появление неординарных нововведений-продуктов означает фазу зарождения нового технологического уклада. Однако его медленное развитие на начальном отрезке времени объясняется монопольным положением отдельных фирм и компаний (активная монополия) под защитой патентов и действия коммерческой тайны. В фазе доминирования нового технологического уклада наблюдается распространение (диффузия) нововведений-процессов, когда происходит переливание капиталов в новый уклад общественного производства. Модификация выпускаемой продукции вызывается конъюнктурными изменениями на рынке товаров.

Новация (новшество). При обновлении ассортимента продукции, средств производства и услуг используются научно-технические, технологические, организационно-экономические и управленческие новации (новшества). Под новшеством следует понимать новое явление (открытие, новое теоретическое знание), новый метод (принцип), изобретение, коммерциализацию нововведений (включая маркетинг).

Истоки совершающихся открытий и накопления потенциала теоретических знаний находятся в окружающем материальном мире. Открытия и новые теоретические знания являются результатом проведения фундаментальных научных исследований, которые подразделяются на фундаментальные теоретические исследования (ФТИ) и поисковые НИР.

К результатам ФТИ относятся теория радиоактивности и планетарная модель атома английского физика Э. Резерфорда. Им же открыты альфа- и бета-лучи, а в 1919 г. осуществлена первая искусственная ядерная реакция. Однако своим открытиям и теоретическим исследованием Резерфорд не придавал какого-либо практического значения. Долгое время они имели только эвристическую ценность. Поисковые НИР имеют целью выдвижение и обоснование нового метода удовлетворения общественных потребностей, его экспериментальную проверку. В ходе поисковых НИР результаты открытия или теоретического знания получают возможность найти практическое применение. При этом начальная стадия функционирования нового метода характеризуется весьма низкими показателями полезного действия. На этой стадии отличные качественные показатели нового метода еще не перешли в высокие количественные результаты. Под руководством академика И.В. Курчатова в 1954 г. была создана первая в мире атомная электростанция (АЭС) мощностью 5 МВТ, что было в 167 раз ниже, чем у Днепрогэс-2. Однако при этом был практически реализован метод мирного использования энергии атома. Дальнейшее развитие атомной энергетики привело к созданию крупнейших многоблочных АЭС, мощность которых в 1200 раз превышала мощность первой АЭС и в 7 раз мощность Днепрогэс-2.

Изобретение. Изобретением считается новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, которое дает положительный эффект, улучшает качество продукции, облегчает условия труда и обеспечивает его безопасность. Большинство изобретений и приравниваемых к ним полезных моделей появляется в ходе эскизно-технического проектирования на стадии ОКР.

Жизненный цикл продукции. Жизненный цикл продукции состоит из четырех фаз. На первой фазе проводятся исследования и разработки по созданию нововведения-продукта. Заканчивается фаза передачей отработанной технической документации в производство. На второй фазе осуществляется технологическое освоение масштабного производства новой продукции. При этом объемы производства должны выйти на уровень, обеспечивающий безубыточность работы. Особенностью третьей фазы является стабилизация объемов производимой продукции. На четвертой фазе происходит постепенное снижение объемов производства.

Жизненный цикл технологии. Жизненный цикл технологии производства также складывается из четырех фаз. Первая связана с зарождением нововведений-процессов в недрах предыдущего технологического уклада. Интенсивно проводятся НИР технологического профиля по нововведениям-продуктам. На второй фазе преследуются цели освоения нововведений-процессов. На третьей фазе новая технология производства распространяется и тиражируется с многократным повторением на других объектах. Четвертая фаза включает рутинизацию, т.е. освоение нововведений-процессов в стабильных, постоянно функционирующих элементах объектов.

На доминирование технологического уклада в течение продолжительного периода времени оказывает влияние государственная поддержка новых технологий в сочетании с инвестиционной деятельностью фирм и компаний. Нововведения-процессы менее подвержены влиянию конъюнктуры, способствуют снижению издержек производства, обеспечивают устойчивость потребительского спроса на товары.

Жизненный цикл товара. Начало жизненного цикла товара, который имеет четыре фазы, приходится на выпуск и поступление на рынок первых промышленных серий продукции. Заполнение товаром свободной рыночной ниши означает наступление первой фазы его жизненного цикла, которую принято называть внедрением. Последующие три фазы, связанные с ростом, замедлением роста и спадом объемов продаж товара, определяются маркетингом, который учитывает рыночную конъюнктуру, зависимость спроса от цены и качества товара. Такого рода информация дает возможность принимать решения о расширении или сокращении выпуска продукции, ее модификации, что неизбежно отражается на длительности той или иной фазы жизненного цикла товара.

В экономической литературе связь нововведений с предпринимательской деятельностью прослеживается с начала прошлого века. Около 1800г. французский экономист Ж. Б. Сэй отмечал, что “предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и большей результативностью” [2].

В определении предпринимательства, данного американским специалистом по менеджменту П. Друкером, отмечается: “Нововведение - это особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменение как шанс для разного рода бизнеса или услуг” [2].

Автор широко известной книги “Управление научно-техническими нововведениями” Брайан Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание [4]. По мнению венгерского экономиста Б. Санто, инновация - это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей или изобретений приводит к созданию лучших по свойствам изделий и технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, то ее появление на рынке сможет принести добавочный доход. [5].

В последующих трудах современных российских ученых в области социальных проблем инноватики, стратегии инновационного и научно- технического развития, а также инновационного менеджмента А.И. Пригожина, В. М. Аньшина, С. Ю. Глазьева, А. А. Дагаева, С. Д. Ильенковой, Р. А. Фатхутдинова и др. даются определения новых направлений развития классификации инноваций [7-13]. В работе [7] дается расширенное определение нововведениям как “целенаправленное изменение, которое вносит в сферу внедрения (организацию, население, общество и т.д.) новые относительно стабильные элементы экономического, организационного, управляющего, правового и педагогического характера”. В работе [13] отмечается, что инновации могут относиться как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления и включают следующие виды: технико-технологические, организационные, управленческие, экономические, социальные, юридические и экологические.

Методика сбора данных о технологических инновациях базируется на “Руководстве Осло”, принятом в 1992г. [14]. Таким образом, в соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [1, 10,12,14]. C учетом данного определения строится и классификация инноваций, представленная основными группами, показанными на рис. 1.1.

Рисунок 1.1.

 Создание электронного обучающего комплекса по дисциплине  Создание электронного обучающего комплекса по дисциплине

По предметным областям научно-технического и социального прогресса инновации классифицируются по рубрикаторам как Национальной классификации изобретений (НКИ), так и Международной классификации изобретений (МКИ), в последующем преобразованной в соответствии с решениями Страсбургской конвенции в Международную патентную классификацию (МПК), включающую восемь разделов, 118 классов и 617 подклассов [12]. Распределение классифицируемых областей осуществляется следующим образом:

А - удовлетворение жизненных потребностей человека;

В - различные технологические процессы;

С - химия и металлургия;

D - текстиль и бумага;

Е - строительство и горное дело;

F - механика, освещение, отопление, двигатели и насосы, взрывные работы;

G - физика;

Н – электричество.

По методам анализа и источникам получения информации для разработки новой продукции различают следующие виды инноваций:

• зародыши новых изделий в науке, технике и экономике, выявленные методами терминологического и лексического анализа на основе информации в научных статьях, отчетах, трудах конференций, семинаров, совещаний на ранних этапах зарождения нового и смены старого терминологически-лексического аппарата;

• новые конкурентные изделия, готовящиеся к производству конкурирующими фирмами, выявленные методом структурно- морфологического анализа на основе информации об изменениях внутреннего состава предметной области, фиксации появления принципиально новых разработок, идей, технических решений. Для оценки наиболее перспективного направления развития инновации строится матрица морфологического анализа, для каждого элемента которой формируется перечень возможных (прогнозируемых) способов осуществления.

• товары-аналоги, выявленные методами патентов-аналогов и экспертных оценок публикационной активности на основе логического анализа группой экспертов точек роста количества патентов-аналогов и активности публикаций в данной предметной области с использованием классификационной шкалы, например, психофизической шкалы полезности Харрингтона, позволяющей дать количественную оценку эффективности инноваций [15].

По причинам возникновения инновации разделяют на стратегические и реактивные [9, 16]. Стратегические инновации – это инновации, применение которых направлено на получение конкурентных преимуществ в процессе реализации перспективных стратегических задач инновационного менеджмента. Реактивные инновации - это инновации, вводимые вынуждено, как реакция на действия конкурента с целью обеспечения выживания фирмы в конкурентной борьбе за рынке сбыта.

По целям разработки и сферам распространения инновации делятся на:

• продуктовые - это те, которые включают создание и применение новых продуктов, материалов, полуфабрикатов или комплектующих изделий;

• процессные или технологические - это те, которые включают создание и использование новых процессов, технологий или методов организации и управления производством, предприятием, фирмой и информационными потоками в экономической и социальной сферах;

• рыночные - это инновации, открывающие новые рынки сбыта, новые услуги и виды финансовой и торгово-посреднической деятельности;

• научно-педагогические - это инновации, направленные на совершенствование исследовательского и образовательного процессов;

• правовые - это те, которые позволяют создать новые или усовершенствовать существующие законы и нормативные акты;

По особенностям инновационного процесса выделяют следующие инновации:

• новшества, создаваемые и используемые внутри одной и той же организации и не принимающие непосредственно товарной формы;

• нововведение- это новшество, принятое к распространению между различными организациями как предмет купли-продажи;

• диффузная инновация- эта высшая форма распространения по коммуникационным каналам рыночной системы уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения в течение длительного периода времени, т.е. расширение охвата рынков.

Классификация инноваций по рассмотренным выше критериям позволяет:

1. Дать всестороннюю оценку различным видам инноваций и осуществить “привязку” к конкретному типу предпринимательской деятельности, а также определить уровень влияния инновационного процесса на продвижение того или иного товара.

2. Осуществить выбор инновационной стратегии в зависимости от преобладания в деятельности предпринимателя определенных типов инноваций.

3. Сформировать структуру и способы управления фирмой в зависимости от типа инноваций, т.е. конкретизировать место и роль инновационного менеджмента.

Инновационный процесс, обобщающий результаты инновационной деятельности, наиболее полно раскрывается этапами его организации, которые установлены в соответствии с основными стадиями эволюции научного знания в цикле работ «исследования ® разработки ®производство». Последовательно сменяющиеся этапы инновационного процесса, предусматривают как зарождение и обоснование идеи нового метода удовлетворения общественных потребностей, так и создание, распространение, использование на практике конкретного продукта, технологии, услуги.

Непосредственно инновационный процесс начинается с этапа проведения поисковых НИР, которые, как уже отмечалось, относятся к фундаментальным научным исследованиям и реализуют результаты ФТИ. Все поисковые НИР проводятся как в академических учреждениях, так и в крупных научно-технических организациях промышленности персоналом высокой научной квалификации. Основными источниками финансирования поисковых НИР являются средства государственного бюджета, выделяемые на безвозвратной основе. Это обусловлено тем, что законченное решение научно-технической проблемы по результатам поисковых НИР характеризуется достижением важных качественных показателей.

На втором этапе инновационного процесса выполняются прикладные НИР. Для потенциальных инвесторов финансирование прикладных НИР связано с наличием экономического риска, что обусловлено высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Поэтому инвестиции на эти цели принято называть рискоинвестициями. Проведением прикладных НИР занимаются научно-технические организации промышленности и кафедры вузов по различным направлениям тематики исследований и разработок.

На третьем этапе инновационного процесса выполняются ОКР. Из анализа тенденций в распределении затрат по укрупненным стадиям ОКР можно сделать вывод об экономической целесообразности их финансирования не на весь цикл работ по этапу, раздельно по наиболее существенным результатам.

На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации нововведения-продукта от запуска в производство до выхода на рынок в качестве товара. При запуске в производство требуются крупные инвестиции в реконструкцию производственных мощностей, затраты на подготовку персонала, рекламную деятельность и т.д. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка на новый товар еще неизвестна и инвестиции продолжают носить рисковый характер.

Управление инновациями является одной из задач стратегического менеджмента корпорации, прежде всего посредством решений по отбору проектов и распределению ресурсов. При этом необходимо обеспечить комплексный процесс принятия решения от верхнего уровня менеджмента до уровня управления НИОКР.

На практике ресурсы фирмы всегда ограничены, и проекты конкурируют между собой по частным видам ресурсов (оборудование, кадры разработчиков, материалы и самый дефицитный ресурс - эффективное управление). Поэтому максимизация вклада всего портфеля НИОКР может достигаться и за счет отказа от проекта, заманчивого самого по себе. Стратегия НИОКР на основе максимизации ожидаемой финансовой отдачи учитывает только этот фактор, что приводит к ориентации на определенную технологию, рынок, минимальный риск. Ясно, что такая стратегия может быть успешной лишь в краткосрочной перспективе. Процесс принятия решений относительно НИОКР на уровне корпорации иллюстрирован рис.11. Реализация такого процесса должна включать постоянный диалог между высшим руководством фирмы и руководством НИОКР.

Стратегия НИОКР играет для сферы НИОКР в компании примерно ту же роль, что стратегия корпорации для компании в целом (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Сравнение функций стратегий корпорации и НИОКР

Сфера влияния




2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.