После окончания монтажа объект принимается на учет по фактическим затратам.
Дебет счета 01 «Основные средства»,
Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Уплаченный при приобретении оборудования НДС в его инвентарную стоимость не включается, а берется на учет по дебету счета 19-1 «НДС» и кредиту 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а затем списывается аналогично предыдущему пункту по частям.
На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется «Акт о выявленных дефектах оборудования» форма № ОС-16.
Все способы поступления объектов основных средств принимаются к бухгалтерскому учету на основании накладной; счет-фактуры; в которой обязательно должно быть указано наименование, количество поставляемых средств, цена за единицу и общая их стоимость, налоговая ставка и сумма налога (Приложение 6); акта приемки-передачи основных средств - это типовая форма № ОС-1 (Приложение 7).
В этой форме указываются все реквизиты предприятия; порядковый номер документа; 8-значный код организации в соответствии с общероссийским классификатором предприятий и организаций (ОКПО), присвоенный отделом статистики после регистрации предприятия; наименование или код структурного подразделения предприятия, которому передаются основные средства; первоначальная (балансовая) стоимость; срок полезного использования; сумма начисленной амортизации; инвентарный и заводской номер, год выпуска (постройки); дата ввода в эксплуатацию (месяц, год); лицо которое сдает и принимает основное средство, в конце, обязательно, данные закрепляются подписью главного бухгалтера.
Акт приемки-передачи основных средств применяется на данном предприятии:
· для учета ввода объектов в эксплуатацию (за исключением тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с действующим законодательством оформляться в особом порядке);
· для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразделения организации в другое;
· для оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию;
· для исключения из состава основных средств при передаче, продаже другой организации
В бухгалтерии, после того как собраны все затраты, которые были произведены по основному средству, и после ввода объекта в эксплуатацию, согласно акту приемки-передачи, технических паспортов и других документов открывают инвентарную карточку учета основных средств - форма № ОС-6 (Приложение 8). Инвентарная карточка открывается отдельно по каждому инвентарному объекту. «Под инвентарным объектом основных средств понимается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно - сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно - сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект»[17]
В инвентарных карточках приведены основные данные по объекту основных средств, такие как:
· срок полезного использования;
· способ начисления амортизации;
· освобождение от начисления амортизации (если имеет место);
· индивидуальные особенности объекта.
Затем, карточки заносятся в инвентаризационную ведомость по соответствующему материально-ответственному лицу, которое приняло объект, после чего они помещаются в картотеку.
2.2 Учет выбытия и амортизация основных средств
Выбытие основных средств с ЗАО «Маяк» может происходит в различных формах:
а) Передача организацией основных средств в собственность другого юридического или физического лица. Оформляется это актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1). На основании акта бухгалтерская служба организации производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного объекта и прилагает указанную карточку к акту приемки-передачи основных средств. Это все сопровождается следующими записями:
Списываются по балансовой стоимости основные средства
Дебет счета 01/ 2 «Выбытие основных средств»,
Кредит счета 01 «Основные средства».
Сразу же производится списание начисленной амортизации:
Дебет счета 02 «Амортизация основных средств»,
Кредит счета 01/2 «Выбытие основных средств».
Остаточная стоимость средств другие прочие расходы в том числе НДС, относятся на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
б) Выбытие основных средств в результате продажи сторонним организациям. Так же оформляется акт приемки-передачи основных средств (форма ОС-1). При продаже основных средств, выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре. А в бухгалтерии такие операции фиксируются записями. Сначала отражается договорная цена реализуемого средства
Дебет счета 62 « Расчеты с покупателями и заказчиками»,
Кредит счета 91 « Прочие доходы и расходы».
Начисляется сумма НДС подлежащая получению от покупателя:
Дебет счета 91 « Прочие доходы и расходы»,
Кредит счета 68 « Расчеты по налогам и сборам».
Все расходы, которые связаны с реализацией, так же отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Дальнейшие записи проводятся аналогично, как и при передачи, организацией основных средств сторонним предприятиям на праве безвозмездного пользования.
г) Самый частый и характерный случай выбытия - ликвидация основных средств в случае аварий, стихийных бедствий, в результате выявленного хищения. Ликвидацию основных средств производят на основании распоряжения руководителя организации. Приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств.
Комиссия определяет целесообразность дальнейшего использования объектов основных средств - невозможность или неэффективность их восстановления, непригодность к дальнейшему использованию, а также оформляет документацию на списание указанных объектов. Составляется акт на списание основных средств форма № ОС-4 (Приложение 9) или в случае списания автотранспортных средств (форма № ОС-4а) с приложением актов об авариях, причинах, вызвавших аварию, если они имели место.
В акте указываются данные, характеризующие объект: дата принятия объекта к бухгалтерскому учету; год изготовления или постройки; время ввода в эксплуатацию; срок полезного использования; первоначальная стоимость; сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета; проведенные ремонты; причины выбытия с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможности восстановления; состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным.
Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т.п.
При оформлении списания автотранспортных средств первый экземпляр акта, с документом, подтверждающим снятие с учета в ГИБДД передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность автотранспортных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.
Ликвидация основных средств за непригодностью к дальнейшей эксплуатации оформляется записью:
Дебет счета 01 «Выбытие основных средств»,
Дебет счета 02 «Амортизация Основных средств»,
Кредит счета 01«Выбытие основных средств».
Затраты по списанию относят к операционным расходам, на этот же счет списывается их остаточная стоимость:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»,
Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
68 «Расчеты по налогам и сборам»
23 «Вспомогательные производства»
01 «Выбытие основных средств».
В конце после списания обязательно подводится финансовый результат (прибыль или убыток)
Прибыль
Кредит 99 «Прибыль или убыток»
Убыток
Кредит 91 «Прочие доходы и расходы»
На основании оформленных актов на списание основных средств или на списание автотранспортных средств, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся в документе, открываемом по месту его нахождения.
Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации.
Ликвидация отдельных частей, входящих в состав объекта, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные объекты, оформляется также как и полная.
Амортизация основных средств начисляется предприятием, согласно действующему законодательству, ежемесячно. Суммы начисленного износа зачисляются в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и кредит 02 ««Амортизация основных средств». Как было уже упомянуто в главе 1, при начислении амортизации используются Единые нормы амортизации, где нормы амортизации установлены по группам основных средств в процентах к их первоначальной стоимости.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6