Рефераты. Рентабельность производства и пути её повышения в сельском хозяйстве
Рентабельность собственных средств
предприятия определяется отношением чистой прибыли к его собственным средствам,
определённым по балансу. Целесообразно рассчитать и отдачу долгосрочных
финансовых вложений. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений
рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в
других предприятиях к общему объёму долгосрочных финансовых вложений.
В сельском хозяйстве не редки случаи, когда
производство какой-либо продукции нерентабельно или малорентабельно. Тогда
вместо показателя «норма или уровень рентабельности» могут быть использованы
другие показатели – уровень убыточности (уровень рентабельности с отрицательным
знаком) или уровень окупаемости затрат, который рассчитывается по формуле:
ДВ
Оу = ------ х
100% (5)
Ск
где Оу – уровень окупаемости затрат, ДВ
– денежная выручка от реализации продукции, Ск – коммерческая (полная)
себестоимость. Производство будет считаться рентабельным, если уровень
окупаемости затрат превысит 100%.
3 Факторы резервы повышения рентабельности
Определяющим в содержании понятия
«рентабельность производства» является величина прибыли. В связи с этим
установление факторов рентабельности представляет собой, прежде всего
установление факторов, влияющих на формирование прибыли. Факторы прибыли можно
условно разделить на две группы:
факторы внутреннего порядка, зависящие от
производителя продукции и носящие субъективный характер;
факторы внешнего порядка, не зависящие от
товаропроизводителей и являющиеся объективными.
К факторам внутреннего порядка относят
количество реализуемой продукции, её качество, издержки производства.
Количество реализованной продукции зависит
от объёма валовой продукции и уровня её товарности. При росте объёма валовой
продукции происходит увеличение продукции подлежащей сбыту, так как темпы роста
её внутреннего потребления, как правило, ниже темпов роста валовой продукции,
что создаёт условия для повышения уровня товарности и увеличение на этой основе
денежной выручки. Качество продукции оказывает влияние на величину прибыли так
же через денежную выручку, так как продукция более высокого качества
обеспечивает более высокую реализационную цену.
Наконец, величина денежной выручки зависит
от сроков сбыта продукции, её структуры и рынков сбыта. Так, например, ранние
овощи, картофель реализуют по более высоким ценам, чем поздние. По разным ценам
сбывают продукцию и в зависимости от каналов реализации: при продаже её
государству, потребительской кооперации, на колхозном рынке.
Важным фактором прибыли является
себестоимость продукции. Снижение или повышение издержек производства оказывает
существенное влияние на величину прибыли.
К факторам внешнего порядка относятся
рыночный спрос на продукцию. Е предложение и конкуренция производителей
продукции. Высокий или низкий спрос на ту или иную продукцию, а также наличие
или отсутствие конкурентов обуславливают как количество реализованной
продукции, так и уровень цен на неё, что, в конечном счете, влияет на величину
прибыли.
Факторы рентабельности
сельскохозяйственного производства могут носить экстенсивный и интенсивный
характер. Экстенсивные факторы – такие. Которые оказывают влияние на
рентабельность путём изменения количества реализованной продукции, а
интенсивные – на рост реализационных цен и снижение себестоимости продукции.
Таким образом, определение резервов
повышения рентабельности сельскохозяйственного производства сводится, с одной
стороны, к определению резервов увеличения денежной выручки от реализации, а с
другой – резервов снижения себестоимости продукции.
Состояние и уровень рентабельности производства
в колхозе «Красный путь» Жигаловского района, Иркутской области.
1.
Организационно – экономическая характеристика хозяйства.
Все предприятия
различаются по множеству показателей, поэтому при изучении какой-либо проблемы
в отдельном хозяйстве необходимо осветить его с экономической точки зрения,
чтобы показать к какому типу оно относится, в каком направлении
специализируется и каковы его особенности.
В данной курсовой работе я провожу анализ
рентабельности производства основных видов продукции в колхозе «Красный путь»
Жигаловского района.
Колхоз «Красный путь» расположен в районе
чернозёмных почв лесостепной природной зоны, что благоприятно влияет на
урожайность сельскохозяйственных культур. Уровень распаханности почв составил
60-70 %, данный показатель не обеспечивает достаточным количеством естественных
кормовых угодий, поэтому карма для животных – полевое кормопроизводство – обуславливает
типы кормления и способ содержания животных, а следовательно характер
сельского хозяйства, что нашло своё отражение в специализации хозяйства,
концентрации производства.
По данным метеорологической станции,
количество осадков за год выпадает до 557 мм, что предопределяет основную
задачу системы земледелия – борьбу за сохранение влаги.
Главным в характеристики хозяйства является
определение его размера и специализации.
Размер предприятия определяется размерами
производственных ресурсов (площадью сельскохозяйственных угодий, пашни,
средствами производства, работниками) и размерами производства (валовой
продукцией, товарной продукцией, прибылью). Размер предприятия определяют путём
сопоставления данных по хозяйству с аналогичными данными по району, области.
Размеры колхоза «Красный путь» показаны в таблице 1.
Таблица 1 –
Размеры хозяйства.
Показатели
1998
1999
2000
2000 в % к
В среднем по области
Показания хозяйства в % к области
1998
1999
1
2
3
4
5
6
7
8
Валовая продукция, тыс. руб.
1901
1932
1604
84,4
83,0
750,6
213,7
Товарная продукция, тыс. руб.
4563
6854
5203
157,2
75,9
2307,3
225,5
Площадь с.-х. угодий, га
3507
3507
3507
100
100
3235,8
120,8
Площадь пашни, га
3202
3202
3202
100
100
2846,6
127,8
Среднегодовая стоимость основных
производительных фондов, тыс. руб.
22448
53798
61408
273,6
114,1
32335,4
189,9
Среднегодовая численность работников, чел.
310
278
281
90,5
101,2
157
179,0