Рефераты. Разработка программной и аппаратной поддержки к методическим указаниям Программирование микроконтроллеров p>Типы памяти МК.

Можно выделить три основных вида памяти, используемой в МК: а) память программ; б) память данных; в) регистры МК.

Память программ представляет собой постоянную память, предназначенную для хранения программного кода и констант. Эта память не изменяет содержимого в процессе выполнения программы. Память данных предназначена для хранения переменных в ходе выполнения программы. Регистры МК – этот вид памяти включает внутренние регистры процессора и регистры, которые служат для управления периферийными устройствами.

Для хранения программ обычно служит один из видов постоянной памяти:
ROM (масочные ПЗУ), PROM (однократно программируемые ПЗУ), EPROM
(электрически программируемые ПЗУ с ультрафиолетовым стиранием) или EEPROM
(ПЗУ с электрической записью и стиранием, к этому виду также относятся современные микросхемы Flash-памяти). Все эти виды памяти являются энергонезависимыми – это означает, что содержимое памяти сохраняется после выключения питания МК.

Многократно программируемые ПЗУ – EPROM и EEPROM (Electrically
Erasable Programmable Memory) подразделяются на ПЗУ со стиранием ультрафиолетовым (УФ) облучением (выпускаются в корпусах с окном), и МК с электрически перепрограммируемой памятью, соответственно.

В настоящее время протоколы программирования современной EEPROM памяти позволяют выполнять программирование МК непосредственно в составе системы, где он работает. Такой способ программирования получил название –
ISP (In System Programming). И теперь можно периодически обновлять программное обеспечение МК без удаления из платы. Это дает огромный выигрыш на начальных этапах разработки систем на базе МК или в процессе их изучения, когда масса времени уходит на многократный поиск причин неработоспособности системы и выполнение последующих циклов стирания- программирования памяти программ.

Функционально Flash-память мало отличается от EEPROM. Основное различие состоит в способности стирания записанной информации. В памяти
EEPROM стирание производится отдельно для каждой ячейки, а во Flash-памяти стирание осуществляется целыми блоками.

ОЗУ (RAM) – оперативное запоминающее устройство, используется для хранения данных. Эту память называют еще памятью данных. Число циклов чтения и записи в ОЗУ неограниченно, но при отключение питания вся информация теряется.


1.2. Аппаратные средства


1.2.1. Запуск микроконтроллера

Во многих приложениях используется батарейное питание МК, а в некоторых случаях применяются даже конденсаторы большой емкости, которые обеспечивают сохранение работоспособности при кратковременных отключеньях питания. Поэтому проблема энергопотребления (энергосбережения) весьма актуальна для МК. Так как практически все современные МК производятся по
КМОП технологии, то они потребляют значительно меньше мощности, чем ранее выпускавшиеся биполярные или n-МОП – микроконтроллеры.

Сброс в начальное состояние.

На рис. 1.3. изображена схема сброса. Эту схему лучшего всего использовать в случаях, когда гарантированно поддержание напряжения питания в рабочем диапазоне. Кнопка RESET используется в процессе разработки устройств для сброса МК в начальное состояние. (См. рис. 1.2. )

Рис. 1.2. Схема RESET.

1.2.2. Тактирование и командные циклы

Существует три способа задания тактовой частоты МК. Первый способ – использование кварцевого резонатора. Второй способ синхронизации – использования RC генератора. Третий способ синхронизации – это подача тактовых импульсов от внешнего генератора. С его помощью можно задать любую частоту синхронизации.

Следует обратить внимание на то, что командные циклы и такты синхронизации не одно и тоже. Командный цикл состоит обычно из нескольких тактов, которые необходимы процессору для выполнения команды. На рис. 1.3, показан командный цикл, состоящий из четырех тактов.

Рис. 1.3. Командный цикл и машинные такты.

В течении командного цикла микропроцессор или микроконтроллер выполняет необходимые операции, используя тактовые сигналы для синхронизации этих операций. Некоторые команды требуют для выполнения более одного командного цикла.

1.2.3. Программный счетчик и АЛУ

Программный счетчик (Program Counter) или счетчик команд (СК) используется для указания следующей команды выполняемой программы.
Реализация этой функции значительно усложняется, когда необходимо сохранить содержимое СК при вызове подпрограмм и обработке запросов прерывания или обеспечить ветвление программы. СК представляет собой счетчик с параллельным вводом/выводом. В процессорах с Принстонской архитектурой содержимое СК поступает оп шине данных в схему управления памятью, указывая адрес считываемой команды. Часто СК входит в состав схемы управления памятью – это позволяет избежать передачи адреса по внутренней шине данных.
Важные особенности функционирования СК – параллельная загрузка нового содержимого, поступающего с шины данных, возможность сброса (возврат к адресу первой команды программы), реализация инкремента. В 8-разрядных МК разрядность СК обычно больше, чем 8 бит. При загрузки в СК нового адреса, он поступает по шине данных частями по 8-бит, что требует выполнения дополнительных машинных циклов. Чтобы сократить время загрузки СК, некоторые МК имеют команды ветвления, при которых загружается только 8 младших разрядов адреса, а старшие разряды остаются без изменения. При выполнении такой команды достаточно передать по шине данных только один байт, тогда как для загрузки полного 16-разрядного адреса требуется пересылка двух байт.

После чтения очередной команды содержимое СК увеличивается
(инкрементируется), чтобы обеспечить переход к адресу следующей команды.
Если выполняется вызов подпрограммы или происходит прерывание, то адрес возврата (текущее состояние СК) может быть сохранен в стеке без выполнения дополнительных тактов для инкремента содержимого СК. В работе с МК необходимо следить, чтобы значение СК не вышло за пределы памяти программ.
Так как это может привести к выполнению неопределенных команд и непредсказуемому результату.

Арифметико-логическое устройство (АЛУ) процессора используется для выполнения всех математических операций в программе. Это операции включают сложение, вычитание, логическое И, логическое ИЛИ, сдвиг содержимого регистров и установку содержимого регистра состояния в соответствии с полученным результатами. АЛУ не используется при чтении или записи данных или команд, оно служит только для обработки данных.

АЛУ можно представить как аппаратный блок, который обрабатывает два слова данных (операнды) и сохраняет полученный результат (см. рис. 1.4).
Как вводятся операнды в АЛУ и куда поступает результат – зависит от конкретного типа МК. В этом состоит одно из основных различий между разными типами процессоров и системами команд. Некоторые МК выбирают один операнд из регистра-аккумулятора и сохраняют результат также в аккумуляторе. Другие
МК позволяют использовать различные источники операндов и места размещения результатов.

Рис. 1.4. Структура АЛУ.

АЛУ обычно работает только с положительными целыми числами. Однако при выполнении вычитания получаются отрицательные числа, если вычитаемое больше уменьшаемого. Для представления отрицательных чисел используется дополнительный код – «дополнение до двух». Это необходимо учитывать при знакомстве с работой АЛУ.

Вместо вычитания одного числа из другого, происходит добавление отрицательного числа:

А – В = А + (-В), где отрицательное число (-В) представляется в дополнительном коде.
Чтобы получить дополнительный код отрицательного двоичного числа, необходимо инвертировать значение каждого бита, а затем прибавить единицу:

-В = ( В ^ 0хff ) + 1, где ^ - операция «исключительное или».

Сложность АЛУ во многом определяет сложность всего МК в целом. Часто над созданием АЛУ работает группа разработчиков, сравнимая по составу с той, которая работает над остальной частью микропроцессора или микроконтроллера. От того, как работает АЛУ, зависит функционирование процессора, входящего в состав МК, а значит и всего МК в целом.

1.2.4. Подпрограммы и функции

При вызове подпрограммы или функции требуется сохранить содержимое СК для того, чтобы команда возврата могла вернуть управление исходной программе. Это может выполняться автоматически путем сохранения адреса возврата в сетке. При возврате к исходной программе адрес извлекается из стека и загружается в СК. Вызов функции может быть реализован в МК, не имеющих стека, путем использования индексного регистра для эмуляции стека.
Если нельзя непосредственно загрузить в стек содержимое СК, то адрес возврата к исходной программе можно сохранить в эмулированном стеке.

Иногда приходится передавать функции некоторые параметры. Один из самых эффективных и часто встречаемых способов передачи параметров в функцию – это поместить их в стек перед вызовом функции. В подпрограмме можно загрузить индексный регистр значения указателя стека и таким образом получить доступ к параметрам.

Другим способом передачи параметров является их сохранение в регистрах процессора или в памяти данных в качестве специальных переменных. Передача параметров через регистры сокращает число регистров, доступных при выполнении функции. Сохранение же параметров в виде специальных переменных уменьшает объем памяти, доступной для использования программой. Данное ограничение может быть весьма существенно для МК. Обычно значения возвращаемых параметров загружаются в регистры процессора, т.к. это наиболее быстрый и эффективный способ передачи данных.

Прерывания.

Прерывание – это запуск специальной подпрограммы (называемой
«обработчиком прерывания» или «программой обслуживания прерывания»), который вызывается сигналом аппаратуры. На время выполнения этой подпрограммы реализация текущей программы останавливается(см. рис.1.5).
Термин «запрос на прерывание» (interrupt request) используется потому, что иногда программа отказывается подтвердить прерывание и выполнить обработчик прерывания немедленно.

Рис. 1.5. Выполнение прерываний.

МК может не реагировать на прерывания, пока не завершится выполнение текущей задачи – этот реализуется путем запрещения (маскирования) обслуживания запроса прерывания. После решения задачи возможен один из двух вариантов: сброс маски и разрешение обслуживания прерывания, что приведет к вызову обработчика прерывания, или анализ значения битов, указывающих на поступление запросов прерывания и непосредственное выполнение программы обслуживания без вызова обработчика прерывания. Такой метод обработки прерывания используется, когда требуется обеспечить заданное время выполнения основной программы, так как любое пребывание может нарушить реализацию необходимого интерфейса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.