Двигатели предназначены для работы от сети переменного тока частотой 50 Гц, напряжением 6000 В. Номинальный режим работы — продолжительный (S1). Пуск двигателей серии АК осуществляется как вручную с помощью пускового реостата, так и автоматически с помощью магнитной станции. Пусковой реостат или магнитная станция по требованию заказчика могут поставляться комплектно с электродвигателем.
Двигатели допускают два пуска подряд из холодного состояния и один пуск из горячего состояния. Конструктивное исполнение двигателей по способу монтажа - горизонтальное, без фундаментной плиты, с двумя щитовыми подшипниками, с одним свободным концом вала для соединения с рабочим механизмом при помощи полумуфты. Двигатели выполняются защищенными. Предназначены для работы с самовентиляцией в закрытых помещениях с нормальной окружающей средой. Изоляционные материалы обмотки статора класса нагревостойкости не ниже «В».
Обмотка статора имеет шесть выводных концов, закрепленных на четырех изоляторах в коробке выводов. Схема соединения фаз — звезда.
Коробка выводов статора располагается с правой стороны, если смотреть на свободный конец вала (левое расположение указывается в заказе). Двигатели допускают правое и левое направления вращения. Изменение направления вращения осуществляется только из состояния покоя.
Структура условного обозначения:
АК — ХХ -ХХХ-Х-ХХХХ4
АК — асинхронный двигатель с фазным ротором
ХХ — габарит электродвигателя
ХХХ — полная длина сердечника статора в см
Х — число полюсов
ХХХХ — климатическое исполнение
4 — категория размещения
Степень защиты IP01
Форма исполнения 1M1001
Способ охлаждения IC01
Режим работы S1
Двигатели могут изготавливаться на напряжение 3000В.
Регулирование скорости двигателя осуществляется с помощью асинхронно-вентильного каскада.
Исходя из мощности двигателя выбираем АВК:
Тип АВК – ЭКА4-630-380.
Напряжение питания инвертора – UПИТ=380 В.
Номинальная мощность преобразователя – РН=500 кВт.
Номинальный фазный ток ротора – I2=435 А.
Рабочее линейное напряжение ротора – U2, ЛИН=680 В.
Электроприводы по схеме асинхронного вентильного каскада ЭКА-4 предназначены для регулирования скорости асинхронных электродвигателей с фазным ротором мощностью до 5000 кВт с отдачей энергии скольжения в питающую сеть и могут быть использованы для изменения производительности насосных агрегатов и поддержания давления на их выходе, а также в ряде других производственных механизмах с тяжелыми условиями пуска и частичным диапазоном регулирования скорости (дробилки, цементные вращающиеся печи и др.).
Электроприводы включают в себя тиристорно-диодный агрегат со сглаживающим дросселем и согласующим трансформатором (при питании агрегата от высоковольтной сети), блоки пусковых резисторов, станцию управления пуском и остановом электродвигателя, а также шкаф управления переключением на резервный электродвигатель и шкаф управления пуском резервного электродвигателя на пусковых резисторах.
Предусмотрено местное управление электродвигателями со станции управления и дистанционное – с пульта управления.
Электроприводы выполнены с применением микроконтроллеров серии PIC, имеют связь с ЭВМ высшего уровня по каналу RS 485.
Имеется защита роторных цепей электродвигателя от перенапряжений при исчезновении напряжения питания с высокой стороны.
Электроприводы позволяют:
существенно экономить электроэнергию;
избежать частых пусков электродвигателя при изменении подачи в замкнутых по уровню системах регулирования водоснабжения;
уменьшить эксплуатационные и капитальные затраты по сравнению с высоковольтными частотно-регулируемыми электроприводами, поскольку установленная мощность электрооборудования определяется диапазоном регулирования скорости.
4. Расчет и построение механических характеристик
Как известно, мощность насоса определяется по формуле:
; (4.1)
Разделив обе части этого равенства на скорость, получим выражения для момента в зависимости от скорости
; (4.2)
Используя полученную формулу, построим механическую характеристику насоса. Для этого находим по графику Q, H, η, соответствующие точке пересечения характеристики магистрали и характеристики насоса для одной из скоростей.
кНм,
с-1, а
об/мин.
с-1.
Таким образом, статическая механическая характеристика насоса имеет вид, изображенный на рис.4.1.
Определим показатель степени k. Показатель степени k определим по формуле:
(4.3)
Рис. 4.1 Статическая механическая характеристика насоса
Найдем из рис. 2.2 производительности и напоры, соответствующие двум разным скоростям, например и .
с-1;
м;
м3/ч;
Подставляя полученные значения в формулу (4.3) получим:
.
Таким образом, статическая механическая характеристика насоса принимает вид:
, где
Нм.
Номинальный момент двигателя:
Для построения семейства механических характеристик двигателя при регулировании скорости с помощью асинхронно-вентильного каскада будем использовать следующее выражение:
,
Где - скольжение холостого хода;
- индуктивное сопротивление рассеяния фазы двигателя, приведенной к обмотке ротора;
Принебрегая активным сопротивлением статора, т.е. полагая , что допустимо для двигателей большой мощности получим:
, (4.4)
где . Здесь - активное сопротивление ротора.
Найдем сопротивление ротора по формуле:
Ом, где
кВт.
Найдем индуктивное сопротивление рассеяния фазы двигателя, приведенной к обмотке ротора из формулы:
Т.к. Мmax/ Мн=2.4, то Нм.
Тогда Ом.
Тогда .
Меняя в формуле (4.4) , строим регулировочные характеристики при регулировании с помощью АВК.
Рис 4.2 Регулировочные характеристики при регулировании с помощью АВК и статическая механическая характеристика насоса.
5. Расчет потерь скольжения, потерь в асинхронно-вентильном каскаде и потерь в роторе
Потери в роторе определяются из выражения
Известно, что на линейном участке механической характеристики асинхронного двигателя, момент прямо пропорционален току ротора, тогда из выражения
следует, что
В этом случае, формула для потерей в роторе принимает вид
Потери скольжения определяются как
Или
Потери в асинхронно-вентильном каскаде определяются как
Подставляя в это выражение и , получим
где .
Тогда потери в АВК определятся по формуле:
Рис 5.1 Потери скольжения, потери в роторе и в АВК
6. Расчет мощности, потребляемой из сети приводом при регулировании задвижкой и с помощью асинхронно- вентильного каскада
Мощность, потребляемая асинхронным двигателем из сети, определяется как
Для построения графика зависимости находим на характеристике насоса (рис.2.1) при номинальной скорости двигателя напор и КПД, соответствующие заданной производительности и подставляем в приведенную выше формулу. Далее из рис.2.1 и 2.2 находим напор и КПД для работы при других скоростях. Таким образом, получим несколько точек искомой зависимости (табл.6.1), по которым и построим график зависимости мощности, потребляемой асинхронным двигателем от производительности насоса (рис.6.1).
При работе с номинальной скоростью получим
, , , тогда
Таблица 6.1.
2250
1825
1425
825
18
14.8
12
9.5
0.68
0.6
0.47
0.33
177.99
134.53
108.73
70.98
Мощность, потребляемая из сети, определяется как
При регулировании скорости с помощью АВК часть энергии скольжения теряется в роторе и в АВК, а часть возвращается обратно в сеть.
Найдем мощность, возвращаемую в сеть:
Таким образом, с учетом отдачи части энергии скольжения обратно в сеть, мощность, потребляемая из сети, определится как
Т.к. скорость двигателя прямо пропорциональна производительности
тогда подставив это равенство в выражение для мощности, потребляемой из сети, получим
Рис. 6.1. Зависимость мощности, потребляемой из сети приводом при регулировании задвижкой и с помощью асинхронно-вентильного каскада, от производительности
Таким образом, при регулировании производительности насоса с помощью АВК имеется значительный выигрыш электроэнергии по сравнению с регулированием задвижкой.
7. Список использованной литературы
1. Соколов М.М. «Автоматизированный электропривод общепромышленных механизмов» М.:Энергия, 1976 г.
2. Ключев В.И. «Электропривод и автоматизация общепромышленных механизмов» М.:Энегрия, 1980 г.
3. Конспект лекций.
Страницы: 1, 2