Рефераты. Пути повышения эффективности производства

·                   структурная перестройка экономики, ее ориентация на производство товаров народного потребления, конверсия оборонных предприятий и отраслей, совершенствование воспроизводственной структуры капитальных вложений (приоритет реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий), ускоренное развитие наукоемких, высокотехнологичных отраслей;

·                   совершенствование развития диверсификации, специализации и кооперирования, комбинирования и территориальной организации производства, совершенствование организации производства и труда на предприятиях и в объединениях;

·                   разгосударствление и приватизация экономики, совершенствование государственного регулирования, хозяйственного расчета и системы мотивации к труду;

·                   усиление социально- психологических факторов, активизация человеческого фактора на основе демократизации и децентрализации управления, повышения ответственности и творческой инициативы работников, всестороннего развития личности, усиления социальной направленности в развитии производства (повышение общеобразовательного и профессионального уровня работников, улучшение условий труда и техники безопасности, повышение культуры производства, улучшение экологии).

Среди всех факторов повышения эффективности и усиления интенсификации производства решающее место принадлежит разгосударствлению и приватизации экономики, научно- техническому прогрессу и активизации человеческой деятельности, усилению личностного фактора (коммуникации, сотрудничество, координация, приверженность делу), повышению роли людей в производственном процессе. Все другие факторы находятся во взаимозависимости от этих решающих факторов.

В зависимости от места и сферы  реализации пути повышения эффективности подразделяются на общенациональные (государственные), отраслевые, территориальные и внутрипроизводственные. В экономической науке стран с развитыми рыночными отношениями эти пути подразделяются на две группы: внутрипроизводственные и внешние или факторы, воздействующие на изменение прибыли и контролируемые со стороны фирмы и неконтролируемые факторы, к которым фирма может только подстроиться. Вторая группа факторов – это конкретные рыночные условия, цены на продукцию, сырье, материалы, энергию, курсы валют, банковский процент, система госзаказов, налогообложение, льготы по налогам и так далее.

Наиболее многообразна группа внутрипроизводственных факторов в масштабе предприятия, объединения, фирмы. Их количество и содержание специфичны для каждого предприятия в зависимости от его специализации, структуры, времени функционирования, текущих и перспективных задач. Они не могут быть унифицированы и едины для всех предприятий.

 Количественная оценка внутрипроизводственных факторов дается в плане технического и организационного совершенствования производства – снижение трудоемкости и рост производительности труда, уменьшение материалоемкости и экономия материальных ресурсов, экономия от снижения издержек производства и прирост прибыли и рентабельности, прирост производственных мощностей и выпуска продукции, экономический эффект от реализации мероприятий, а также конкретные размеры капитальных затрат и сроки реализации мероприятий.

Управление эффективностью и рентабельностью производства в условиях рынка предполагает как разработку и реализацию текущих планов, так и разработку прогнозов, контроль и анализ их реализации. При этом важно учитывать фактор времени: время, которое необходимо, чтобы новый продукт или услуги вышли на рынок; время, необходимое для освоения и реализации новых идей, изобретений и рационализаторских предложений, освоения производства новой продукции, снятия с производства старой продукции или замены  ее на существенно модернизированную продукцию.


Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, приведем все основные пути повышения эффективности в виде схемы:


Важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства, обеспечение высокой его эффективности был и остается научно-технический прогресс. Ранее преимущество отдавалось совершенствованию уже существующих технологий, частичной модернизации машин и оборудования. Такие меры давали определенную, но незначительную отдачу. Недостаточны  были стимулы разработки и внедрения мероприятий по новой технике. В современных условиях формирования рыночных отношений нужны революционные, качественные изменения, переход к принципиально новым технологиям, к технике последующих поколений - коренное перевооружение всех отраслей народного хозяйства на основе новейших достижений науки и техники. Важнейшие  направления НТП:

- широкое освоение прогрессивных технологий;

- автоматизация производства;

- создание использование новых видов материалов.

Для повышения эффективности производства важную роль играет выбранная стратегия предприятия, главный упор в которой делается на опережающий рост нефтеперерабатывающей промышленности, продукция которой, являясь основным сырьем для предприятий химии, обусловит прирост объемов и в этой отрасли.

Из входящих в состав концерна «Белнефтехим» 47 предприятий 30 составляют акционерные общества, в которых концерн осуществляет владельческий надзор. Из них 17 государственных республиканских унитарных предприятий (это — предприятия по транспорту нефти "Дружба", РУП "Производственное объединение "Белоруснефть" и нефтепродуктообеспечения) находятся в перечне предприятий, не подлежащих разгосударствлению и приватизации.  Базой развития отдельных отраслей, входящих в состав концерна «Белнефтехим» являются долгосрочный прогноз развития промышленного комплекса концерна до 2015 года. На основании прогнозов в каждой организации были разработаны инвестиционные программы развития до 2010 года, которые рассмотрены и утверждены технико-экономическим советом концерна. При составлении инвестиционных программ главными критериями отбора проектов были:

- развитие внутриотраслевой кооперации;

- улучшение качественных характеристик выпускаемой продукции и доведение их до мирового уровня;

- освоение производства новых видов высокорентабельной продукции.

 Учитывая, что функционирование предприятий химической и нефтехимической промышленности происходит в жестких экономических условиях, обусловленных нехваткой финансовых ресурсов, возрастающей конкуренцией на внешнем рынке, концерн определил для себя два важнейших направления стратегического развития отрасли: повышение эффективности организации производства и всей маркетинговой политики, призванное обеспечить дальнейший рост объемов и конкурентоспособность выпускаемой продукции, более активное ее продвижение на внешние рынки, и проводимая параллельно модернизация основных производств (в том числе с участием внешних инвесторов), позволяющая вывести их на мировой уровень.

В связи с ограниченностью ресурсов предприятия в составе концерна стремятся сконцентрировать их для развития перспективных направлений, отдельных предприятий и производств, способных при небольшой поддержке в свою очередь стимулировать другие направления и смежные предприятия.

 Учитывая рост цен на нефть, меняющуюся конъюнктуру на мировом нефтяном рынке, замедление темпов собственной нефтедобычи в связи с истощением запасов нефти, концерн начал активно искать новые прагматичные подходы в вопросах диверсификации поступления углеводородного сырья. Переход концерном от закупок нефтепродуктов преимущественно к закупкам нефти дал возможность республике экономить значительные валютные средства, а предприятию нарастить объемы продаж нефтепродуктов на внутреннем рынке.  

Для решения этой проблемы в настоящее время реализуется программа поэтапной реконструкции и модернизации заводов, создания комплексов глубокой переработки нефти. В результате это позволит довести глубину переработки нефти до 84%, а качество выпускаемой продукции будет соответствовать мировым стандартам, что даст возможность нарастить экспортный потенциал предприятий. При этом значительно повысится эффективность использования нефтяного сырья (с 46,71 % до 64,5 %). С другой стороны, улучшится обеспечение ароматическими углеводородами химических предприятий концерна, что значительно сэкономит валютные ресурсы, так как данное сырье, в основном, приобретается по импорту.

Еще одно направление — программа развития сети автозаправочных станций и реконструкции нефтебазового хозяйства. Предприятиями концерна за 6 лет его существования построено свыше 100 автозаправочных станции, реконструировано – более 80. Свои программы строительства АЗС имеет каждая нефтебаза, ОАО «Мозырский НПЗ», ОАО «Нафтан», РУП «ПО «Белоруснефть», предприятия транспорта нефти «Дружба». В результате в ближайшие годы республика будет обеспечена разветвленной сетью современных автомобильных заправок.

Важное место в системе концерна занимает химическая промышленность, обеспечивающая сегодня более 49 % экспортного потенциала нефтехимического комплекса. Рост объемов производства здесь в течение последних лет обеспечивался в основном за счет организационных факторов, дозагрузки неиспользованных мощностей, то есть за счет тех резервов, которые лежали на поверхности и себя уже исчерпали. Поэтому первоочередные усилия были направлены на поиск путей улучшения качественных параметров функционирования экономики предприятий. Особое значение при этом уделяется улучшению координации и взаимодействия между предприятиями внутри отрасли, направленных на снижение валютных затрат на производство, реализацию программы импортозамещения.

Наличие в системе концерна нефтеперерабатывающих заводов, способных организовать производство сырья для химических предприятий, в определенной мере дает возможность влиять на уровень обеспечения их нефтехимическим сырьем.

Весьма удачное географическое расположение в центре восточно-европейского региона, а также наличие действующей системы магистральных нефтепроводов являются факторами, привлекающими российские компании к сотрудничеству с предприятиями, в том числе в проведении их модернизации и реконструкции. Совместные действия на взаимовыгодной основе позволят успешно выполнять намеченные инвестиционные проекты.

 Российская сторона за прошедшее время смогла убедиться в том, что нефтехимический комплекс Беларуси, помимо выгодного географического расположения и развитых транспортных коммуникаций – это стабильно и достаточно эффективно работающий сектор экономики, производящий экспортоориентированную продукцию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.