Font (шрифт):
DefaultFont – шрифт 8x8 (по умолчанию)
TriplexFont – полужирный шрифт
SmallFont – тонкий шрифт
SansSerifFont – шрифт без засечек
GothicFont – готический шрифт.
Direction (ориентация и направление вывода символов):
0 – привычный вывод слева направо
1 – снизу вверх (надпись «положена на бок»)
2 – слева направо, но «лежачими» буквами.
Size – размер шрифта (целые числа от 0 до 10).
Другая возможность при работе с текстом – это выравнивание его относительно задаваемых координат вывода. Для этого используется процедура SetTextJustify(horiz,wert: word). Horiz указывет как текст расположен относительно заданной позиции по горизонтали, а vert – по вертикали. Возможные константы:
для horiz:
LeftText – указанная позиция является левым краем строки
CenterText – позиция является серединой выводимой строки
RightText – правым краем строки;
для vert:
BottomText – позиция находится на нижнем крае изображения
CenterText – по центру
TopText – позиция является верхним краем изображения.
Ниже будут обсуждаться способы взаимодействия программы на Паскале с текстовыми файлами, записанными на каком-либо диске. Примерами текстовых файлов могут служить тексты программ на Паскале, простые текстовые документы и т.п.
Любой текст в файле хранится в виде последовательности символов (char), для разбиения текста на строки используются невидимые при просмотре символы конца строки.
Для того чтобы программа могла работать с текстовым файлом, нам потребуется переменная специального файлового типа text:
var f: text;
Эта переменная не содержит в себе весь текст из файла, она служит для чтения данных из файла и для записи новых данных в него.
Прежде чем работать с конкретным файлом на диске, файловую переменную следует связать с этим файлом, используя такую процедуру:
assign(TxtFile: text, name: string);
Первый параметр (TxtFile) — файловая переменная, второй — строка, содержащая имя файла на диске. Если файл лежит в текущем каталоге, то достаточно указать только его имя и расширение, если в каком-либо другом, то потребуется указывать путь к этому файлу, например:
assign(f,'Z:\SCHOOL\text1.txt');
Перед тем как рассматривать процедуры чтения, заметим что файл можно обходить только последовательно. Хорошей аналогией файла может послужить магнитная лента, с которой головка может читать информацию только по порядку, а для возврата к началу блока данных требуется дополнительное усилие (перемотка).
Чтобы открыть для чтения файл, который был указан при вызове assign, нужно использовать процедуру
reset(TxtFile: text);
После такого действия «читающая головка» будет установлена на начало файла. Разумеется, указанный файл должен существовать на диске, в противном случае в программе возникнет ошибка.
После открытия файла можно начинать чтение данных. Для этого используются процедуры read и readln, которые используются в следующем формате:
read(TxtFile: text, v1: type1, v2: type2, ... vN: typeN);
readln(TxtFile: text, v1: type1, v2: type2, ... vN: typeN);
Первая процедура читает последовательно из файла значения и помещает их в переменные v1, v2, ... vN. После каждого прочитанного значения указатель файла («читающая головка») смещается к началу следующего значения. Процедура readln делает то же самое, после чего перемещает указатель на начало следующей строки; readln с одним лишь первым параметром переводит указатель на начало новой строки. В качестве параметров для процедур read и readln можно использовать переменные следующих типов:
· целые: integer, byte, shortint, word, longint;
· вещественные: real, single, double, extended, comp;
· строковые (string);
· символьные (char).
При чтении строковых значений из файла берётся вся последовательность символов от позиции указателя до конца строки. Если после этого попытаться вновь прочитать строку, то результат будет пустой строкой ( ' ' ). Если попытаться прочитать число, когда указатель файла стоит в конце строки, то будет прочитан 0.
При чтении чисел read и readln работают так: сначала указатель пропускает все пробелы и символы табуляции, а затем, найдя первый значащий символ, пытается прочитать число. Если это невозможно (встретилась буква или число записано неверно), то произойдёт ошибка.
Пример использования процедуры чтения:
var f: text; s: string; n: integer;
...
readln(f,n,s);
Необходимо помнить, что если файл не был открыт для чтения с помощью reset, то любая попытка прочитать из него данные приведёт к ошибке.
Довольно часто в программе бывает необходимо определить, дошёл ли указатель файла до конца строки или до конца файла. В этом случае полезно использовать такие функции:
eoln(TxtFile: text): boolean;
eof(TxtFile: text): boolean;
Первая принимает значение true (истина), если указатель стоит на конце строки, вторая — то же самое для конца файла.
После того как все операции чтения закончены, файл необходимо закрыть с помощью процедуры
close(TxtFile: text);
если этого не сделать, то содержимое файла может оказаться испорченным после выполнения нашей программы.
Пример 1 (процедуры чтения). Пусть имеется текстовый файл, например программа на Паскале. Требуется распечатать его содержимое на экране:
program ShowFile;
c: char;
begin
assign(f,'showfile.pas');
reset(f);
while not eof(f) do begin
while not eoln(f) do begin read(f,c); write(c); end;
readln(f);
writeln;
end;
close(f);
readln;
end.
А теперь перейдём к процедурам записи в файл. Перед тем как что-либо записывать, нужно создать новый (пустой) файл или стереть содержимое существующего. Для этого используется процедура
rewrite(TxtFile: text);
До её вызова файловая должна быть привязана к имени файла на диске с помощью assign. Если файл не существовал, то rewrite создаст его, если существовал, то содержимое будет стёрто. В любом случае файл будет пустым, а указатель записи стоит на начале файла.
Для записи используются процедуры
write(TxtFile: text, p1: type1, p2: type2, ... pN: typeN);
writeln(TxtFile: text, p1: type1, p2: type2, ... pN: typeN);
Здесь в качестве параметров p1, p2, ... pN можно использовать не только переменные, но и выражения: числовых типов, строковые, символьные и логические (boolean). В отличие от write, writeln после записи в файл значений p1, p2, ... pN переводит указатель записи на начало новой строки; writeln с одним параметром (текстовый файл) лишь переводит указатель на новую строку.
Так же как и в случае с чтением из файла, после того как все данные записаны файл нужно закрыть с помощью close.
Пример 2 (запись в файл). Пусть дан произвольный текстовый файл, требуется получить другой файл, в каждой строке которого записана длина соответствующей строки исходного файла:
program WriteLength;
var f1,f2: text;
s: string;
assign(f1,'writelen.pas'); reset(f1);
assign(f2,'result.txt'); rewrite(f2);
while not eof(f1) do begin
readln(f1,s);
writeln(f2,length(s));
close(f1); close(f2);
Ещё один способ записи — это открытие для добавления информации в конец файла. Для этого используется процедура
append(TxtFile: text);
Если файл открыт с помощью append, то всё его содержимое сохраняется. При завершении дописывания в конец файла его также следует закрыть с помощью close.
Двоичный файл представляет собой последовательность одинаковых элементов, записанных на диске. В отличие от текстовых файлов, в двоичных нет разбиения на строки, файл напоминает массив, с той лишь разницей, что доступ к элементам может быть только последовательным. Для того, чтобы определить, достигнут ли конец файла, по-прежнему используется функция eof. Функция eoln, очевидно, здесь неприменима.
Для всех обсуждаемых ниже файлов можно выполнять те же процедуры открытия, закрытия и привязки, что и для текстовых: Append, Assign, Close, Reset, Rewrite. Кроме того, появляется процедура Truncate(var f: file), которая уничтожает всё содержимое файла, находящееся после текущего указателя чтения.
Двоичные файлы будем делить на типизированные и нетипизированные.
Файлы этого вида состоят из элементов одинакового типа, то есть в них нельзя записывать (или читать) значения переменных разных типов, в отличие от текстовых файлов.
Объявляются типизированные файлы так:
var f: file of тип_элемента;
В качестве типа элемента можно использовать как простые типы, так и структурированные (массивы, записи и т.п.).
Нетипизированный файл, в отличие от типизированного, используется для хранения разнородной информации, а не одинаковых элементов. В него можно записывать (а также читать) значения переменных практически любого типа (простых типов, массивов, записей, и т. п.). Описываются переменные, соответствующие нетипизированным файлам, следующим образом:
var f: file;
Для чтения и записи процедуры read и write не подходят. Используются такие процедуры:
1. BlockRead(var f: file; var buf; count: word [; var result: word]); – читает в переменную Buf count записей из файла, переменная result показывает сколько записей было скопировано в действительности. Под записью понимается «кусок» файла в несколько байт, размер записи можно установить при открытии файла, например: reset(f,1).
2. BlockWrite(var f: file; var buf; count: word [; var result: word]); – записывает указанное количество записей в файл. Если для открытия используется rewrite, то во втором её параметре также можно указать размер записи.
В Турбо Паскале допускается разбивать программы на части и хранить эти части в отдельных файлах на диске. Кроме основной программы появляются так называемые модули, которые предоставляют основной программе или другим модулям свои переменные, константы, типы, процедуры, функции и т. п. Чтобы использовать модуль в программе, нужно указать его имя после uses.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11