Рефераты. Программирование на языке Турбо Паскаль p> При построении простейших элементов изображений используются следующие процедуры и функции:

|Название |Назначение |
|PutPixel(x,y: integer; c: |Поставить точку (x,y), используя цвет c. |
|word); |Значение цвета обычно меняется от 0 до 15, |
| |вместо номера цвета можно употреблять |
| |цветовые константы модуля Graph. |
|SetColor(c: word); |Установить текущий цвет для рисования |
| |отрезков, окружностей и т. п. Все линии после|
| |употребления этого оператора будут рисоваться|
| |установленным цветом. |
|SetBkColor(c: word); |Установить текущий цвет для фона (то есть |
| |цвет всего экрана). |
|GetMaxX; GetMaxY; |Эти функции возвращают максимальные |
| |допустимые значения координат x и y, |
| |соответственно. |
|Line(x1,y1,x2,y2: integer); |Рисовать отрезок из (x1,y1) в (x2,y2) текущим|
| |цветом. |
|Rectangle(x1,y1,x2,y2: |Рисует текущим цветом прямоугольник, левый |
|integer); |угол которого ( (x1,y1), а правый нижний ( |
| |(x2,y2). |
|Circle(x,y: integer; r: word); |Рисует текущим цветом окружность с центром в |
| |точке (x,y) радиуса r. |
|Arc (x,y: integer; a1,a2,r: |Рисует дугу окружности. a1 и a2 ( начальный и|
|word); |конечный углы (в градусах), соответственно. |
| |Угол отсчитывается традиционно, против |
| |часовой стрелки, угол величиной 0( |
| |соответствует лучу y=0, x>0. |
|Ellipse(x,y: integer; |Рисует дугу эллипса с полуосями xr и yr от |
|a1,a2,xr,yr: word); |угла a1 до a2. |
|DrawPoly(n: word; P); |Рисует многоугольник, количество сторон в |
| |котором ( n, а информация о вершинах хранится|
| |в нетипизированном параметре P. В качестве P |
| |удобнее всего использовать массив из записей,|
| |каждая из которых содержит поля x,y: integer;|
|MoveTo(x,y: integer); |Эта процедура опирается на понятие текущей |
| |позиции. Она «запоминает» позицию (x,y) на |
| |экране, а в дальнейшем из этой позиции можно |
| |рисовать отрезки. |
|LineTo(x,y: integer); |Рисует отрезок из текущей позиции в точку |
| |(x,y). При этом текущая позиция перемещается |
| |в конец нарисованного отрезка. |
|MoveRel(dx,dy: integer); |Перемещает текущий указатель из прежнего |
| |положения (x,y) в точку (x+dx,y+dy). |
|LineRel(dx,dy: integer); |То же, что и предыдущая процедура, но при |
| |перемещении рисует отрезок от (x,y) до |
| |(x+dx,y+dy). |
|GetX; GetY; |Возвращают координаты текущего указателя (по |
| |отдельности). |
|ClearDevice; |Очищает экран. |

Все приведённые выше процедуры для рисования выполняют только контурные рисунки (не закрашивая прямоугольник, окружность или эллипс внутри). По умолчанию рисование происходит с использованием тонкой сплошной линии, однако толщину и вид линии можно менять с помощью процедуры
SetLineStyle(style,pattern,width: word). Рассмотрим назначение параметров этой процедуры.

1. style ( вид линии. Здесь удобно задавать не конкретные числа, а константы: SolidLn, DottedLn, CenterLn, DashedLn, UserBitLn. Первая обозначает сплошную линию, следующие три ( разные виды прерывистых линий, последняя ( линию, вид которой определяется пользователем (см. ниже).

2. pattern ( образец для вида линии, определяемого пользователем. Этот параметр вступает в действие лишь тогда, когда в предыдущем указано

UserBitLn. Образец ( это фрагмент линии, заданный в виде числа.

Переход от конкретного фрагмента к числу выполняется, например, так:

[pic]

Удобнее всего переводить полученное число в шестнадцатеричный вид, в нашем примере получится $999C. При изображении линии закодированный нами фрагмент будет повторяться столько раз, сколько нужно.

3. width ( толщина линии. Можно использовать числа, однако определены 2 константы: NormWidth и ThickWidth (нормальная и толстая линии).

Перейдём теперь к рисованию закрашенных фигур. По умолчанию внутренняя область фигуры будет закрашиваться белым цветом, причём закраска будет сплошной. Для управления цветом и видом закраски используется процедура
SetFillStyle(style, color: word); Также как и для стиля линии, для style предусмотрены константы: EmptyFill, SolidFill, LineFill, LtSlashFill,
SlashFill, BkSlashFill, LtBkSlashFill, HatchFill, XHatchFill,
InterleaveFill, WideDotFill, CloseDotFill, UserFill. Первая обозначает отсутствие закраски, вторая ( сплошную, последующие ( различные специфические виды закраски, самая последняя ( закраску, задаваемую пользователем. Чтобы задать пользовательский образец закраски, нужно использовать процедуру SetFillPattern(Pattern: FillPatternType; Color:
Word); FillPatternType определяется как array[1..8] of byte, каждый элемент массива кодирует одну строчку образца закраски (как и для линий), а всего таких строчек 8. В результате закраска выполняется с помощью одинаковых квадратиков 8x8.

Ниже приводятся процедуры рисования закрашенных фигур.

|Название |Назначение |
|Bar(x1,y1,x2,y2: integer); |Рисует закрашенный прямоугольник. |
|FillEllipse(x,y: integer; xr,yr: |Закрашенный эллипс. |
|word); | |
|FillPoly(n: word; P); |Закрашенный многоугольник. |
|PieSlice(x,y: integer; a1,a2,r: word);|Закрашенный круговой сектор. |
|Sector (x,y: integer; a1,a2,xr,yr: |Закрашивает эллиптический сектор. |
|word); | |
|FloodFill(x,y: integer; Cborder: |Выливает краску в точку (x,y), откуда |
|word); |она растекается во все стороны, пока |
| |не достигнет границы цвета Cborder. |
| |Если такой границы нет или она |
| |незамкнута, то краска может залить |
| |весь экран. |

3. Вывод текстовой информации.

Для вывода текста на экран используются две процедуры:

1. OutText(s: string). Эта процедура выводит строку s начиная с текущей позиции, то есть левый верхний угол выводимой строки находится в текущей позиции (по умолчанию это так). Текущая позиция задаётся, например, с помощью MoveTo.

2. OutTextXY(x,y: integer; s: string). Используется для вывода строки в конкретной позиции.

Если требуется вывести какие либо числа, то предварительно требуется преобразовать их в строку, например, с помощью процедуры Str.

Пример: var r: integer; s: string;

...............

Str(r,s);

OutTextXY(100,200,’Результат=’+s);

Турбо Паскаль позволяет использовать несколько различных шрифтов для вывода текста. Кроме того, можно менять направление вывода текста, а также размер символов. В этих целях используется процедура SetTextStyle(Font,
Direction, CharSize : word). Перечислим возможные константы и значения для параметров этой процедуры.

Font (шрифт):

DefaultFont ( шрифт 8x8 (по умолчанию)

TriplexFont ( полужирный шрифт

SmallFont ( тонкий шрифт

SansSerifFont ( шрифт без засечек

GothicFont ( готический шрифт.

Direction (ориентация и направление вывода символов):

0 ( привычный вывод слева направо

1 ( снизу вверх (надпись «положена на бок»)

2 ( слева направо, но «лежачими» буквами.

Size ( размер шрифта (целые числа от 0 до 10).

Другая возможность при работе с текстом ( это выравнивание его относительно задаваемых координат вывода. Для этого используется процедура
SetTextJustify(horiz,wert: word). Horiz указывет как текст расположен относительно заданной позиции по горизонтали, а vert ( по вертикали.
Возможные константы: для horiz:

LeftText ( указанная позиция является левым краем строки

CenterText ( позиция является серединой выводимой строки

RightText ( правым краем строки; для vert:

BottomText ( позиция находится на нижнем крае изображения

CenterText ( по центру

TopText ( позиция является верхним краем изображения.

Лекция 12. Текстовые файлы

Ниже будут обсуждаться способы взаимодействия программы на Паскале с текстовыми файлами, записанными на каком-либо диске. Примерами текстовых файлов могут служить тексты программ на Паскале, простые текстовые документы и т.п.

Любой текст в файле хранится в виде последовательности символов (char), для разбиения текста на строки используются невидимые при просмотре символы конца строки.

1. Объявление файловой переменной и привязка к файлу на диске

Для того чтобы программа могла работать с текстовым файлом, нам потребуется переменная специального файлового типа text: var f: text;

Эта переменная не содержит в себе весь текст из файла, она служит для чтения данных из файла и для записи новых данных в него.

Прежде чем работать с конкретным файлом на диске, файловую переменную следует связать с этим файлом, используя такую процедуру: assign(TxtFile: text, name: string);

Первый параметр (TxtFile) — файловая переменная, второй — строка, содержащая имя файла на диске. Если файл лежит в текущем каталоге, то достаточно указать только его имя и расширение, если в каком-либо другом, то потребуется указывать путь к этому файлу, например: assign(f,'Z:SCHOOLtext1.txt');

2. Чтение данных из файла

Перед тем как рассматривать процедуры чтения, заметим что файл можно обходить только последовательно. Хорошей аналогией файла может послужить магнитная лента, с которой головка может читать информацию только по порядку, а для возврата к началу блока данных требуется дополнительное усилие (перемотка).

Чтобы открыть для чтения файл, который был указан при вызове assign, нужно использовать процедуру reset(TxtFile: text);
После такого действия «читающая головка» будет установлена на начало файла.
Разумеется, указанный файл должен существовать на диске, в противном случае в программе возникнет ошибка.

После открытия файла можно начинать чтение данных. Для этого используются процедуры read и readln, которые используются в следующем формате: read(TxtFile: text, v1: type1, v2: type2, ... vN: typeN); readln(TxtFile: text, v1: type1, v2: type2, ... vN: typeN);
Первая процедура читает последовательно из файла значения и помещает их в переменные v1, v2, ... vN. После каждого прочитанного значения указатель файла («читающая головка») смещается к началу следующего значения.
Процедура readln делает то же самое, после чего перемещает указатель на начало следующей строки; readln с одним лишь первым параметром переводит указатель на начало новой строки. В качестве параметров для процедур read и readln можно использовать переменные следующих типов: целые: integer, byte, shortint, word, longint; вещественные: real, single, double, extended, comp; строковые (string); символьные (char).

При чтении строковых значений из файла берётся вся последовательность символов от позиции указателя до конца строки. Если после этого попытаться вновь прочитать строку, то результат будет пустой строкой ( ' ' ). Если попытаться прочитать число, когда указатель файла стоит в конце строки, то будет прочитан 0.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.