Разработан аванпроект создания единого государственного регистра (ЕГР) Республики Беларусь, включающего информацию о народонаселении, правовых единицах (юридических лицах и предпринимателях), а также информацию соответствующих кадастров и регистров, формируемых государственными органами.
Базовым для ЕГР Беларуси должен стать регистр населения Республики Беларусь, назначением которого является сбор и накопление данных о размещении и составе населения республики, трудовых ресурсах и их использовании, другой социальной информации, а также представление этой информации республиканским органам государственного управления. При отработке подходов к формированию ЕГР Беларуси проведен анализ как состояния работ в республике, так и реализации аналогичных проектов в других странах. Были детально изучены предложения Республики Молдова по развитию отдельных направлений Концепции формирования информационного пространства СНГ в части создания интегрированных регистров населения и правовых единиц, проекты создания Государственного регистра населения России и построения системы национальных регистров в Латвии. Результаты анализа показали, что создание ЕГР Беларуси является важной социально-экономической проблемой в формировании единого информационного пространства страны, решение которой требует соответствующего нормативного правового и организационного регулирования. При этом реализация проекта потребует унифицированного внедрения новых информационных технологий в органах, осуществляющих сбор и обработку информации о гражданах (паспортно-визовые службы, службы ЗАГС, система социальной защиты, налоговая служба, избирательная система), юридических лицах и предпринимателях, имуществе, земельных участках и т. д.
Для отработки комплексного решения создания и ведения ЕГР Беларуси с учетом его межотраслевого характера выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по названному выше проекту возложено на Национальный центр информационных ресурсов и технологий. В течение 2003 года в рамках программы “Электронная Беларусь” предполагается разработать концепцию и эскизный проект системы, в котором определить подходы к реализации процесса создания ЕГР Беларуси, координацию взаимодействия заинтересованных в его функционировании органов и организаций и оценить финансовые затраты на реализацию проекта в масштабах республики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Глобальной целью информатизации является обеспечение необходимого уровня информированности населения, обусловленного целями социально-экономического развития страны. Главным итогом информатизации станет обеспечение свободного своевременного доступа населения к региональному, государственному и мировому информационному фонду, формирование потребности и сознания необходимости его использования в процессе своей деятельности у каждого члена общества.
Задачи информатизации будут выполнены и затраты на ее проведение оправдаются только в том случае, если она будет проводится с единых позиций, базироваться на единых принципах.
К основным принципам информатизации относятся:
- подчиненность ее целей целям социально-экономического развития;
- соответствие структур и методов информатизации требованиям перехода страны к рыночной экономике;
- выгодность информатизации для общества, ее окупаемость;
- ориентация на экономические методы управления информатизацией;
- конкурсность путей осуществления информатизации, источников и форм ее финансирования;
- саморазвитие процесса информатизации;
- совместимость информатизации страны с мировым процессом информатизации;
- интеграция информационных ресурсов.
Исходя из целей и проблем информатизации общества основными ее направлениями следует считать:
- проведение исследований по информатике и информатизации;
- создание и развитие материально-технической базы информатизации.
- совершенствование существующих, разработка, развитие и применение новых информационных технологий;
- перевод производства программных средств на промышленную основу, создание индустрии программных средств;
- создание и развитие информационной инфраструктуры;
- создание и развитие индустрии переработки информации;
- подготовку населения к информатизации;
- подготовку, введение и корректировку правовых и хозяйственных норм;
- участие в международном сотрудничестве и разделении труда в сфере информатизации.
Производство программных средств может и должно стать самоокупаемой отраслью народного хозяйства, способной экспортировать свою продукцию. Необходимо ввести в практику лицензионную закупку зарубежных и экспорт созданных в Беларуси программных средств, решив при этом проблемы авторских и прочих прав в соответствии с нормами Международной конвенции по охране прав на интеллектуальную собственность. Создание и развитие индустрии переработки информации является определяющим направлением в информатизации, так как именно эта отрасль, используя современные средства и технологии, производит конечный продукт - информацию, пополняет и поддерживает информационный фонд, обеспечивает доступ к нему и использование населением страны. Без перевода процесса переработки информации на промышленную основу невозможно достичь конечной цели информатизации.
Подготовка, введение и корректировка правовых и хозяйственных норм, обеспечивающих требуемые темпы и направления информатизации, предусматривают создание в Беларуси механизма правового, организационного и хозяйственного регулирования информатизации, для чего необходимы:
- разработка и введение положения о собственности в сфере информатики, о юридическом статусе информации;
- обеспечение охраны интеллектуальной собственности;
- разработка и введение законодательства, рассматривающего информацию как товар и регламентирующего права собственника на рынке информации;
- введение системы финансирования и ценообразования в сфере информатики, и в первую очередь на информацию и информационные услуги;
- введение юридической ответственности лиц, использовавших доступ к информационному фонду с целью нанесения ущерба отдельным гражданам, организациям и государству;
- решение правовых вопросов связанных с компьютерными преступлениями;
- проведение мероприятий, направленных на изменение управленческих и других структур и связанных с созданием материально-технической и технологической базы информатизации, индустрии программных средств, информационной инфраструктуры и индустрии переработки информации;
- разработка и введение налоговой политики в сфере информатизации;
- сертификация информационного продукта.
Информация относится к таким направлениям НТП, которые не могут успешно развиваться без широкой международной кооперации. Ни одна страна в мире не в состоянии самостоятельно эффективно развивать все направления информатизации. Только активное участие в международном сотрудничестве и разделении труда в сфере информатизации создаст возможности для обеспечения требуемых темпов информатизации нашего общества. Анализ хода мирового процесса информатизации позволяет по степени достижения конечных и промежуточных целей выделить в развитии информатизации общества три этапа:
1.Создание социальных, экономических и технических условий формирования и начального удовлетворения информационных потребностей населения.
2.Развитие информационной инфраструктуры и обеспечение условий для ее включения в мировую.
3. Развитие и удовлетворение основных информационных потребностей населения страны.
К основным сферам информатизации общества относятся: социальная сфера, материальное производство и управление.
Социальная сфера - это главный объект информатизации. Информатизация этой сферы направленна на формирование и удовлетворение информационных потребностей населения, информационное обеспечение социальных процессов, улучшение быта всех членов общества и повышение качества предоставляемых услуг, а в целом - на коренное улучшение общественной деятельности и жизни человека. Основной целью информатизации сферы материального производства является информационное обеспечение технического перевооружения отраслей общественного производства путем внедрения эффективных автоматизированных средств труда, комплексной автоматизации на их базе технологических и производственных процессов, создания гибких перестраиваемых модулей, участков и производств. Информатизация должна охватывать все стадии жизненного цикла создаваемой продукции: исследование - проектирование - производство - сбыт и эксплуатация. Информатизация сферы управления играет особую роль, так как она не только повышает эффективность управления на всех уровнях, но и позволяет увеличить эффективность целенаправленной деятельности человека в других сферах, в том числе в такой, как информатизация общества. При финансировании процесса информатизации должны учитываться приоритеты и приниматься меры, не допускающие монополизма отдельных организаций в этой области.
Нормальное функционирование современного цивилизованного рынка, для которого характерно превышение предложения над спросом (а только такой рынок присущ социальной рыночной экономике, в которой интересы производителя подчинены интересам потребителя), не может быть обеспечено без выполнения вполне определенных обязательных условий. Одним из таких условий является возможность получения субъектами рынка полной, достоверной и своевременной деловой информации. Однако, существующая в Беларуси информационная инфраструктура не только не обеспечит субъектам рынка такую возможность, но и не способна оказать необходимую информационную поддержку процессам перехода экономики на рыночные отношения. Поэтому без информатизации страны переход к подлинным рыночным отношениям, способствующим достижению целей социально-экономического развития, практически будет не осуществим. Информатизация представляет собой сложный многоаспектный процесс, затрагивающий интересы населения как непосредственно, так и через интересы организации, учреждения и предприятия, в деятельности которых участвуют жители страны. Информатизация, в зависимости от своего хода и результатов, может иметь различные последствия, в том числе и негативные. Поэтому необходим контроль состояния и хода этого процесса и принятия на основании результатов контроля мер, обеспечивающих возможно больший положительный эффект и ослабление, а по возможности предотвращение, негативных последствий информатизации. Это означает, что, во-первых, в ходе информатизации необходимо своевременно получать достоверные и полные оценки качества результатов и эффективности процесса информатизации, а во-вторых, иметь механизмы управления, вырабатывающие на основе этих оценок и реализующие систему мер, обеспечивающих корректировку хода информатизации в требуемом направлении.
Под управлением процессом информатизации следует понимать целенаправленное воздействие на этот процесс путем перераспределения финансовых средств и наличных ресурсов между основными элементами информационной системы, а также направлениями и сферами информатизации.
Исходя из целей информатизации, управление процессом информатизации должно быть ориентировано на ее конечные цели - создание системы информационного обеспечения и информационной поддержки задач социально-экономического развития, в том числе повышение автоматизации производства и административно-управленческой деятельности. Сложность и взаимозависимость процессов информатизации требуют организации управления информатизацией на всех уровнях. Таким образом, информатизация должна быть направленна на повышение эффективности использования потенциала страны, на реализацию механизмов развития цивилизации в целом, и быть ориентирована на удовлетворение информационных потребностей всех членов общества. Я считаю, что наша задача, как будущих специалистов в области экономики и управления, провести ее в нужном направлении и достичь положительных результатов в процессе информатизации.
Развитие информационных технологий становится сегодня важнейшим фактором в жизни мирового сообщества. Их распространение качественно преобразует жизнь общества и вызывает революционные сдвиги в экономической, социальной, культурной и других сферах.
Информационные технологии постоянно развиваются и совершенствуются, предоставляя всё новые возможности для улучшения качества, снижения сроков проведения, облегчения работы. Изучение мирового опыта развития информационных технологий привело белорусских ученых к осознанию необходимости оперативного приобщения к данному процессу. Для решения проблем развития информационных технологий в РБ была разработана Государственная программа информатизации Беларуси на 2003-2005 гг. и на перспективу до 2010 года, которая получила название «Электронная Беларусь». Головной организацией по разработке и реализации Программы назначена Национальная академия наук Беларуси. Целью данной программы является формирование единого информационного пространства. Основными направлениями деятельности в рамках программы станут создание общегосударственной автоматизированной информационной системы, развитие телекоммуникационной инфраструктуры, формирование экспортной ориентированной отрасли информационных технологий в республике, совершенствование международного сотрудничества в сфере телекоммуникаций.
Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в масштабах страны – это необходимое условие для того, чтобы предприятия могли выйти на зарубежные виртуальные рынки, взять на вооружение самые передовые технологии электронного бизнеса, а создание общенациональных банков данных позволит сделать их привлекательнее для потенциальных клиентов, партнеров и инвесторов.
«Электронную Беларусь» уже называют попыткой прорыва в постиндустриальную эпоху. Правда, некоторые говорят об этом с долей скепсиса: слишком велико пока отставание республики от развитых стран в области высоких технологий. Однако сам факт осознания потребности в повышении уровня компьютеризации, а в особенности интернетизации, позволяет сделать вывод о том, что изменения в лучшую сторону все-таки происходят
Литература
1. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 23 апреля 1992 г. «О Концепции судебно-правовой реформы» // Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь. 1992. № 16. Ст. 270.
2. Указ Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369 «О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь» // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1998. № 20. Ст. 532.
3. Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1 «Об утверждении Единого правового классификатора Республики Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 2-3, 1/2.
4. Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2002 г. № 424 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 91, 1/3938.
5. Указ Президента Республики Беларусь от 24 июля 1998 г. № 376 «О создании компьютерного банка данных проектов законов Республики Беларусь» // Сборник действующих нормативных актов Президента Республики Беларусь: 1994—1998. Мн.: НЦПИ, 1999.
6. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Мн.: Беларусь, 1997.
7. Кашинский Ю.И., Сатолина М.Н., Захаревич И.А., Шашков И.А. Публичные центры информации — форпост информатизации // Проблемы информатизации: Науч.-практ. журнал. Мн.: НЦПИ, 2001, вып. 4. С. 143—147.
8. Кашинский Ю.И. Некоторые вопросы использования сети Интернет в развитии правовой информатизации Республики Беларусь // Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. 2001. № 9(64). С. 79—85.
9. Кашинский Ю.И., Гутман Е.Н., Радиванович Н.Н. и др. Концепция Национального Интернет-портала Республики Беларусь // Проблемы информатизации: Науч.-практ. журнал. Мн.: НЦПИ, 2001, вып. 4. С. 17—19.
10. Указ Президента Республики Беларусь от 6 апреля 1999 г. № 195 «О некоторых вопросах информатизации в Республике Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 28, 1/231.
11. Кашинский Ю.И., Радиванович Н.Н., Сатолина М.Н. и др. Некоторый опыт создания системы межгосударственного обмена информацией на примере работы НЦПИ // Проблемы информатизации: Сб. ст. Мн.: НЦПИ, 2000, вып. 3. С. 38—42.
12. Кашинский Ю.И., Сатолина М.Н. О совершенствовании парадигмы создания системы межгосударственного обмена информацией // Проблемы информатизации: Науч.-практ. журнал. Мн.: НЦПИ, 2001, вып. 4. С. 148—152.
13. Кашинский Ю.И. Концепция государственной политики в области информатизации — правовая основа построения информационного общества в Республике Беларусь: Правовые проблемы информационного общества // Материалы Всероссийской конференции. Москва, 5 октября 1999 г.
14. Шимко В.И. Информационные технологии – инструментальная база экономических преобразований при переходе к рынку //Бюллетень «Технологическое оборудование и материары».- 1995.- № 5.
15. Проблемы информатизации: Сб. ст. Мн.: НЦПИ, 1998, вып. 1.
16. Проблемы информатизации: Сб. ст. Мн.: НЦПИ, 1998, вып. 2.
17. Проблемы информатизации: Сб. ст. Мн.: НЦПИ, 2000, вып. 3.
18. Проблемы информатизации: Науч.-практ. журнал. Мн.: НЦПИ, 2001, в. 4.
19. Национальный центр информационных ресурсов и технологий Национальной академии наук Беларуси;
20. Министерство информационного развития Молдовы
21. Администрация Президента Республики Беларусь
22. Совет Министров Республики Беларусь
23. Национальная академия наук Беларуси
24. Государственный Комитета по науке и технологиям Республики Беларусь
25. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь
26. Министерство образования Республики Беларусь
27. Министерство культуры Республики Беларусь
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8