Билет № 12
1.
Естественные языки служат
для создания описательных информационных моделей. В истории науки
известны многочисленные описательные информационные модели. Например,
гелиоцентрическая модель мира, которую предложил Коперник, формулировалась
следующим образом:
—
Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца;
—
орбиты всех планет проходят вокруг Солнца.
С
помощью формальных языков строятся формальные информационные модели
(математические, логические и др.). Процесс построения информационных
моделей с помощью формальных языков называется формализацией.
Одним
из наиболее широко распространенных формальных языков является
математический. Модели, сформированные с использованием математических
понятий и формул, называются математическими моделями. Язык
математики представляет собой совокупность формальных языков; о некоторых из
них (алгебраическом, геометрическом) вы узнали в школе, с другими сможете
познакомиться при дальнейшем обучении.
Язык
алгебры позволяет формализовать функциональные зависимости между величинами.
Так, Ньютон формализовал гелиоцентрическую систему мира Коперника, открыв
законы механики и закон всемирного тяготения и записав их в виде
алгебраических функциональных зависимостей. В школьном курсе физики
рассматривается много разнообразных функциональных зависимостей, выраженных
на языке алгебры, которые представляют собой математические модели изучаемых
явлений или процессов. Язык алгебры логики (алгебры высказываний) дает
возможность строить формальные логические модели. С помощью алгебры
высказываний формализуются (записываются в виде логических выражений) простые
и сложные высказывания, выраженные на естественном языке. Путем построения
логических моделей удается решать логические задачи, создавать логические
модели устройств компьютера (сумматора, триггера) и т. д. В процессе
познания окружающего мира человечество постоянно прибегает к моделированию и
формализации.
2.
Мультимедиа-технология
позволяет одновременно использовать различные способы представления информации:
числа, текст, графику, анимацию, видео и звук.
Важной
особенностью мультимедиа-технологии является ее интерактивность, т.
е. то, что в диалоге с компьютером пользователю отводится активная роль.
Графический интерфейс мультимедийных проектов обычно содержит различные управляющие
элементы (кнопки, текстовые окна и т. д.).
В
последнее время создано много мультимедийных программных продуктов: —
энциклопедии по истории, искусству, географии, биологии и др.; — обучающие
программы по иностранным языкам, физике, химии и т. д.
Мультимедийный
компьютер, т. е. компьютер, который может работать с мультимедийвыми
данными, должен иметь звуковую плату для воспроизведения и синтеза звука с
подключенными акустическими колонками (наушниками) и микрофоном и дисковод CD-ROM,
позволяющий хранить большие по объему мультимедийные данные. Одним из
мультимедийных приложений являются компьютерные презентации. Компьютерная
презентация представляет собой последовательность слайдов, содержащих
мультимедийные объекты: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук.
Публикации
во Всемирной паутине реализуются в форме мультимедийных Web-сайтов, которые
кроме текста могут включать в себя иллюстрации, анимацию, звуковую и
видеоинформацию.
|
Билет № 13
1.Система состоит из объектов, которые называются элементами
системы. Между элементами системы существуют различные связи и отношения.
Например, компьютер является системой, состоящей из различных устройств, при
этом устройства связаны между собой и аппаратно (физически подключены друг к
другу) и функционально (между устройствами происходит обмен информацией).
Важным признаком системы является ее целостное функционирование.
Компьютер нормально работает до тех пор, пока в его состав входят и являются
исправными основные устройства (процессор, память, системная плата и т.
д.). Если удалить одно из них, например процессор, компьютер выйдет из
строя, т. е. прекратит свое существование как система. Любая система
находится в пространстве и времени. Состояние системы в каждый момент
времени характеризуется ее структурой, т. е. составом, свойствами
элементов, их отношениями и связями между собой. Так, структура Солнечной
системы характеризуется составом входящих в нее объектов (Солнце, планеты и
пр.), их свойствами (скажем, размерами) и взаимодействием (силами тяготения).
Модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени,
называются статическими информационными моделями. В физике, например,
статические информационные модели описывают простые механизмы, в биологии —
классификацию животного мира, в химии — строение молекул и т;д.
Состояние систем изменяется во времени, т. е. происходят процессы изменения
и развития систем. Так, планеты движутся, меняется их положение относительно
Солнца и друг друга; Солнце, как и любая другая звезда, развивается, меняется
его химический состав, излучение и т. д. Модели, описывающие процессы
изменения в развития систем, называются динамическими информационными
моделями. В физике динамические информационные модели описывают
движение тел, в биологии — развитие организмов или популяций животных, в
химии — процессы прохождения химических реакций и т. д.
2.
После объявления массива для
его хранения отводится определенное место в памяти. Однако, чтобы начать
работу с массивом, необходимо его предварительно заполнить, т. е. присвоить
элементам массива определенные значения. Заполнение массива производится
различными способами.
Первый
способ состоит в том, что значения элементов массива вводятся пользователем
с помощью функции ввода InputBox. Например, заполнить строковый массив strA(l)
буквами русского алфавита можно с помощью следующей программы (событийной
процедуры) на языке Visual Basic:
Dim strA(l To 33) As String I As Byte
Sub Conraandl_Click()
For I = 1 To 33
strA(I) = InputBox
("Введите букву", "Заполнение_
массива")
next I
End Sub
После
запуска программы на выполнение и щелчка по кнопке Command!
следует помещать на последовательно появляющихся панелях ввода в текстовом
поле буквы алфавита.
Второй
способ заполнения массива заключается в применении оператора присваивания.
Заполним числовой массив bytA (I) целыми случайными числами в интервале от
1 до 100, используя функцию случайных чисел Rnd и функцию выделения
целой части числа Int в цикле со счетчиком:
Dim bytA(l To 100), I As Byte
Sub Conimandl_CUck ()
For I = 1 To 1.00
bytA(I) =
Int(Rnd * 100)
next I
End Sub
Составим
программу поиска индекса элемента массива, значение которого совпадает с
заданным. Возьмем символьный массив, содержащий алфавит, и определим номер
заданной буквы по порядку алфавита. В первом цикле программы произведем
заполнение строкового массива буквами русского алфавита. Затем введем искомую
букву и во втором цикле сравним ее со всеми элементами массива. В случае совпадения
присвоим переменной N значение индекса данного элемента. Выведем результат на печать.
Dim strAll
To 33) As String I,N As Byte
Sub Commandl_Click() 'заполнение массива
For I = 1 То
33
strA(I) = InputBox ("Введите следующую букву", __
"Заполнение массива")
Next I
'поиск
элемента
strB = InputBox ("Введите искомую букву",
"Поиск")
For I = 1 То 33
If strB =
strA(I) Then N = I
Next I
Formi.Print
"Номер искомого элемента "; strB; N
End Sub
|
Билет
№ 14.
1. Алгоритм — это информационная модель, описывающая
процесс преобразования объекта из начального состояния в конечное в форме
последовательности понятных исполнителю команд, Рассмотрим информационную
модель, описывающую процесс редактирования текста. Во-первых, должны быть
определены начальное состояние объекта и его конечное состояние
(цель преобразования). Следовательно, для текста требуется задать начальную
последовательность символов и конечную последовательность, которую надо
получить после редактирования. Во-вторых, чтобы изменить состояние объекта
(значения его свойств), следует произвести над ним определенные действия
(операции). Выполняет эти операции исполнитель. Исполнителем
редактирования текста может быть человек, компьютер и др. В-третьих, процесс
преобразования текста нужно разбить на отдельные операции, записанные в виде
отдельных гсолюмо исполнителю. Каждый исполнитель обладает определенным
набором, системой команд, понятных исполнителю. В процессе
редактирования текста возможны различные операции: удаление, копирование,
перемещение или замена его фрагментов. Исполнитель редактирования текста
должен быть в состоянии выполнить эти операции. Разделение информационного
процесса в алгоритме на отдельные команды является важным свойством алгоритма
и называется дискретностью. Чтобы исполнитель мог выполнить
преобразование объекта согласно алгоритму, он должен быть в состоянии понять
и выполнить каждую команду. Это свойство алгоритма называется определенностью
(или точностью). Необходимо, чтобы алгоритм обеспечивал преобразование
объекта из начального состояния в конечное за конечное число шагов. Такое
свойство алгоритма называется конечностью (или результативностью).
Алгоритмы могут представлять процессы преобразования самых разных объектов.
Широкое распространение получили вычислительные алгоритмы, которые описывают
преобразование числовых данных. Само слово алгоритм происходит от algorithmi —
латинской формы написания имени выдающегося математика IX в. аль-Хорезми,
который сформулировал правила выполнения арифметических операций. Алгоритм
позволяет формализовать выполнение информационного процесса. Если
исполнителем является человек, то он может выполнять алгоритм формально, не
вникая в содержание поставленной задачи, а только строго выполняя
последовательность действий, предусмотренную алгоритмом.
2.Операционная система обеспечивает совместное функционирование всех
устройств компьютера и предоставляет пользователю доступ к его ресурсам.
Процесс работы компьютера в определенном смысле сводится к обмену файлами
между устройствами. В операционной системе имеются программное модули,
управляющие файловой системой. В состав операционной системы входит
специальная программа — командный процессор, которая запрашивает у
пользователя команды и выполняет их. Пользователь может дать, например,
команду выполнения какой-либо операции над файлами (копирование, удаление,
переименование), команду вывода документа на печать и т. д. Операционная
система должна эти команды выполнить. К магистрали компьютера подключаются
различные устройства (дисководы, монитор, клавиатура, мышь, принтер и др.).
В состав операционной системы входят драйверы устройств — специальные
программы, которые обеспечивают управление работой устройств и согласование
информационного обмена с другими устройствами. Любому устройству
соответствует свой драйвер.
Для
упрощения работы пользователя в состав современных операционных систем, и в
частности в состав Windows, входят программные модули, создающие графический
пользовательский интерфейс. В операционных системах с графическим
интерфейсом пользователь может вводить команды посредством мыши, тогда как
в режиме командной строки необходимо вводить команды с помощью клавиатуры.
Операционная система содержит также сервисные программы, или утилиты.
Такие программы позволяют обслуживать диски (проверять, сжимать, де-фрагментировать
и т. д.), выполнять операции с файлами (архивировать и т. д.), работать в
компьютерных сетях и т. д. Для удобства пользователя в операционной системе
обычно имеется и справочная система. Она предназначена для
оперативного получения необходимой информации о функционировании как
операционной системы в целом, так и о работе ее отдельных модулей. Файлы
операционной системы хранятся во внешней, долговременной памяти (на жестком,
гибком или лазерном диске). Однако программы могут выполняться, только если
они находятся в оперативной памяти, поэтому файлы операционной системы
необходимо загрузить в оперативную память. Диск (жесткий, гибкий или
лазерный), на котором находятся файлы операционной системы и с которого
производится ее загрузка, называется системным. После включения
компьютера операционная система загружается с системного диска в оперативную
память. Если системные диски в компьютере отсутствуют, на экране монитора
появляется сообщение Non system disk и компьютер «зависает»,т. е. загрузка операционной
системы прекращается и компьютер остается неработоспособным.
|