if k=9999 then Begin close(booksfile); exit; end;
seek(booksfile,k-1);
with recbooks do Begin read(booksfile,recbooks);
writeln(nomer:5,avtor:16,nazv:15,index:4);
end; end; end;
Написать процедуру корректировки файла произвольного доступа в которой будут предусмотрены режимы корректировки:
1. Замена всех полей компоненты.
2. Расширение файла в пределах отформатированного пространства.
все это делает процедура Кооr, записанная в c:\turbo\koor.pas.
Procedure Koor;
Var nevavtor:string[16]; nevnazv:string[30]; nevindex:integer;
Begin writeln('дайте имя файла'); readln(filname);
assign(booksfile,filname); reset(booksfile);
with recbooks do
Begin writeln('сколько записей будете корректировать?'); readln(k);
for i:=1 to k do
Begin writeln('дайте номер корректируемой записи'); readln(k1);
nevavtor:=' '; nevnazv:=' '; nevindex:=0;
writeln('введите имя автора'); readln(nevavtor);
writeln('введите название книги'); readln(nevnazv);
writeln('введите индекс'); readln(nevindex);
avtor:=nevavtor; nazv:=nevnazv; index:=nevindex;
seek(booksfile,k1-1); write(booksfile,recbooks);
end; end; close(booksfile); end;
В программе Prim 50, с помощью меню рассматриваются работа с файлами произвольного доступа во всех режимах; форматирование файла, его загрузка, обработка, корректировка. Здесь следует заметить, что программа универсальна в том смысле, что может работать с различными файлами.
Program Prim50;
Type books=record
nomer:integer; avtor:string[16];
nazv:string[30]; index:integer; end;
Var booksfile:file of books;
recbooks:books; razmer,k,k1,i,reg:integer;
filname:string[12];
{$i c:\turbo\form.pas}
{$i c:\turbo\zagruz.pas}
{$i c:\turbo\obrab.pas}
{$i c:\turbo\koor.pas}
Begin while true do
Begin writeln('укажите режим');
writeln('1: форматизация');
writeln('2: загрузка по ключу');
writeln('3: обработка по ключу');
writeln('4: корректировка');
writeln('5: выход из программы');
readln(reg);
case reg of 1:form; 2:zagruz; 3:obrab; 4:koor; 5:halt;
end;
end.
10.6. Текстовые файлы
Компонентами текстовых файлов являются строки. Длина строки – 0-255 символов. Каждая строка завершается маркером строки, а файл – маркером конца файла. Для описания файловых переменных текстового типа используется зарезервированное слово text.
Var instrl, instr2: text;
dokulnent: text;
Для работы с текстовыми файлами используются упомянутые выше функции и процедуры assign, rewrite, reset, close, read, readln, write, writeln, seekeof, однако имеются и специфические функции и процедуры:
Append (fv) – открыть текстовый файл и установить указатель на маркер конца файла.
Eoln (fv) – возвратить true, если указатель файла достиг маркера конца строки, в противном случае, возвратить значения false.
Seekeoln(fv) – функция, аналогичная предыдущей, но указатель проходит все пробелы и знаки табуляции. возвращает true при достижении маркера конца строки.
Seekeof(fv) – возвращает true, если указатель файла находится на маркере конца файла.
Организация текстового файла производится по схеме:
1) объявляется файловая переменная текстового типа;
2) присваивается файлу имя (assign);
3) открывается файл (rewrite);
4) подготавливается строка - компонента для записи в файл;
5) записывается строка - компонента в файл (writeln);
6) повторяются п. 4, 5 столько раз, сколько нужно;
7) закрывается файл.
Доступ к компонентам текстового файла:
1) присвоить файлу имя (assign);
2) открыть файл для чтения (reset);
3) прочитать компоненту-строку (readln);
4) обработать компоненту-строку (например вывести на экран);
5) повторить п. 3, 4 столько раз, сколько нужно.
6) закрыть файл (close);
Расширение текстового файла производится путем добавления в конец файла компонент-строк:
1) присвоить имя файлу (assign);
2) установить маркер на конец файла (append);
3) подготовить строку для записи;
4) записать строку (writeln);
5) повторить нужное количество раз п. 3, 4.
6) закрыть файл (close).
Замечание. При записи файлов прямого и последовательного доступа, созданных пользователем, содержимое компонент упаковывается, и поэтому посмотреть их в vc или nc по f3 или f4 нельзя, а текстовый файл не упаковывается, и его можно просмотреть.
procedure sozdt;
Begin writeln('дайте имя создаваемому текстовому файлу');
readln(filename);
assign(stro,filename); rewrite(stro);
while true do
Begin writeln('напишите содержимое строки');
readln(s); if s='zzz' then {'zzz' – признак окончания ввода }
Begin close(stro); exit; end;
writeln(stro,s); end;end;
procedure obrt;
Begin writeln('дайте имя обрабатываемого файла');
; readln(filename);
assign(stro,filename); reset(stro);
repeat readln(stro,s); writeln(s);
until seekeof(stro); close(stro); exit; end;
procedure rasht;
Begin writeln('укажите имя корректируемого файла'); readln(filename);
assign(stro,filename); append(stro);
Begin writeln('введите строку'); readln(s);
if s='zzz' then Begin close(stro); exit; end;
writeln(stro,s); end; end;
Program Prim51;
Type dlina=string[60];
Var stro:text; s:dlina; reg:char; filename:string[12];
{$i c:\turbo\sozdt.pas}
{$i c:\turbo\obrt.pas}
{$i c:\turbo\rasht.pas}
writeln('1: создание, 2: вывод на экран, 3: расширение, 4: выход');
case reg of '1': sozdt;
'2': obrt;
'3': rasht;
'4': halt else writeln('повторите номер режима');
end;end;end.
Разработчики Турбо-Паскаля предусмотрели несколько подпрограмм, существенно увеличивающих возможности текстового ввода-вывода. Эти подпрограммы сосредоточены в библиотеке (модуле) CRT, входящей в комплект поставки Турбо-Паскаля. В модуль включены также процедуры sound, no sound, delay, позволяющие программировать звуковой генератор компьютера.
11.1. Программирование клавиатуры
Дополнительные возможности управления клавиатурой реализуются двумя функциями: keypressed и ReadKey.
Функция keypressed возвращает значение типа boolean, указывающее состояние буфера клавиатуры: false означает, что буфер пуст, а true – что в буфере есть хотя бы один символ, еще не прочитанный программой.
В реализуется так называемый асинхронный буферизованный ввод с клавиатуры. По мере нажатия на клавиши соответствующие коды помещаются в особый буфер, откуда они могут быть затем прочитаны программой. Стандартная длина буфера рассчитана на хранение до 16 кодов символов. Если программа достаточно долго не обращается к клавиатуре, а пользователь нажимает клавиши, буфер может оказаться переполненным. В этот момент раздается звуковой сигнал и «лишние» коды теряются. Чтение из буфера обеспечивается процедурами read/rеadln и функцией ReadKey. обращение к функции keypressed не задерживает исполнения программы: функция немедленно анализирует буфер и возвращает то или иное значение, не дожидаясь нажатия клавиши.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26