Function Q(t: Real): Real; begin
Q:=2*t/Sqrt(1-Sin(2*t)); end;
{$F-}
Procedure Simps(F:Func; a,b:Real; N:Integer; var INT:Real); var sum, h: Real; j:Integer; begin if Odd(N) then N:=N+1; h:=(b-a)/N; sum:=0.5*(F(a)+F(b)); for j:=1 to N-1 do sum:=sum+(j mod 2+1)*F(a+j*h);
INT:=2*h*sum/3 end; begin
WriteLn(' ВВЕДИ TN,TK,N');
Read(TN,TK,N);
Simps(Q,TN,TK,N,I);
WriteLn('I=',I:8:3) end.
{}
26. О П Е Р А Т О Р Ы В Ы Х О Д А
Для завершения работы программ, процедур и функций без предвари- тельного перехода по меткам к закрывающему end в TURBO PASCAL введены процедуры Exit и Halt.
Вызов Exit завершает работу своего программного блока и передает управление вызывающей программе. Если Exit выполняется в подпрограм- ме, то выполнение этой подпрограммы прекратится, и далее будет выпол- няться следующий за вызовом этой подпрограммы оператор. Если Exit вы- полняется в основной программе, выход из нее будет эквивалентен ее нормальному завершению.
Вызов процедуры Halt, где бы она не находилась, завершает работу программы и передает управление операционной системе.
Процедура Halt имеет структуру Halt(n), где n - код возврата, ко- торый может быть проанализирован операционной системой с помощью ко- манды IF ERRORLEVEL. Значение n=0 соответствует нормальному заверше- нию работы программы. Вызов процедуры Halt без параметра эквивалентен вызову Halt(0).
27. М О Д У Л И
Модуль (UNIT) в TURBO PASCAL - это особым образом оформленная биб- лиотека подпрограмм. Модуль в отличие от программы не может быть за- пущен на выполнение самостоятельно, он может только участвовать в построении программ и других модулей.
Модули позволяют создавать личные библиотеки процедур и функций и строить программы практически любого размера.
Модуль в TURBO PASCAL представляет собой отдельно хранимую и неза- висимо компилируемую программную единицу.
В общем случае модуль - это совокупность программных ресурсов, предназначенных для использования другими программами. Под программ- ными ресурсами понимаются любые элементы языка TURBO PASCAL: констан- ты, типы, переменные, подпрограммы. Модуль сам по себе не является выполняемой программой, его элементы используются другими программны- ми единицами.
Все программные элементы модуля можно разбить на две части:
- программные элементы, предназначенные для использования другими программами или модулями, такие элементы называют видимыми вне моду- ля;
- программные элементы, необходимые только для работы самого моду- ля, их называют невидимыми или скрытыми.
В соответствии с этим модуль, кроме заголовка, содержит две основ- ные части, называемые интерфейсом и реализацией.
В общем случае модуль имеет следующую структуру:
unit ; {заголовок модуля}
interface
{ описание видимых программных элементов модуля }
{ описание скрытых программных элементов модуля }
begin
{ операторы инициализации элементов модуля } end.
В частном случае модуль может не содержать части реализации и час- ти инициализации, тогда структура модуля будет такой:
implementation
end.
Использование в модулях процедур и функций имеет свои особенности.
Заголовок подпрограммы содержит все сведения, необходимые для ее вы- зова: имя, перечень и тип параметров, тип результата для функций, эта информация должна быть доступна для других программ и модулей. С дру- гой стороны, текст подпрограммы, реализующий ее алгоритм, другими программами и модулями не может быть использован. Поэтому заголовок процедур и функций помещают в интерфейсную часть модуля, а текст - в часть реализации.
Интерфейсная часть модуля содержит только видимые (доступные для других программ и модулей) заголовки процедур и функций (без служеб- ного слова forward). Полный текст процедуры или функции помещают в часть реализации, причем заголовок может не содержать список формаль- ных параметров.
Исходный текст модуля должен быть откомпилирован с помощью дирек- тивы Make подменю Compile и записан на диск. Результатом компиляции модуля является файл с расширением .TPU (Turbo Pascal Unit). Основное имя модуля берется из заголовка модуля.
Для подключения модуля к программе необходимо указать его имя в разделе описания модулей, например:
uses CRT, Graph;
В том случае, если имена переменных в интерфейсной части модуля и в программе, использующей этот модуль, совпадают, обращение будет происходить к переменной, описанной в программе. Для обращения к пе- ременной, описанной в модуле, необходимо применить составное имя, состоящее из имени модуля и имени переменной, разделенных точкой.
Например, пусть имеется модуль, в котором описана переменная К:
unit M; interface var K: Integer; implementation
................. end.
Пусть программа, использующая этот модуль, также содержит перемен- ную К:
Program P; uses M; var K: Char; begin
............. end.
Для того, чтобы в программе P иметь доступ к переменной K из моду- ля M, необходимо задать составное имя M.K.
Использование составных имен применяется не только к именам пере- менных, а ко всем именам, описанным в интерфейсной части модуля.
Рекурсивное использование модулей запрещено.
Если в модуле имеется раздел инициализации, то операторы из этого раздела будут выполнены перед началом выполнения программы, в которой используется этот модуль.
28. М Н О Ж Е С Т В А
Понятие множества в языке ПАСКАЛЬ основывается на математическом представлении о множествах: это ограниченная совокупность различных элементов. Для построения конкретного множественного типа использует- ся перечисляемый или интервальный тип данных. Тип элементов, состав- ляющих множество, называется базовым типом.
Множественный тип описывается с помощью служебных слов Set of, например:
type M= Set of B;
Здесь М - множественный тип, В - базовый тип.
Пример описания переменной множественного типа:
type
M= Set of 'A'..'D'; var
MS: M;
Принадлежность переменных к множественному типу может быть опреде- лена прямо в разделе описания переменных:
var
C: Set of 0..7;
Константы множественного типа записываются в виде заключенной в квадратные скобки последовательности элементов или интервалов базово- го типа, разделенных запятыми, например:
['A', 'C'] [0, 2, 7] [3, 7, 11..14].
Константа вида
[ ]
означает пустое подмножество.
Множество включает в себя набор элементов базового типа, все подм- ножества данного множества, а также пустое подмножество. Если базовый тип, на котором строится множество, имеет К элементов, то число подм- ножеств, входящих в это множество, равно 2 в степени К. Пусть имеется переменная Р интервального типа:
var P: 1..3;
Эта переменная может принимать три различных значения - либо 1, либо 2, либо 3. Переменная Т множественного типа
var T: Set of 1..3;
может принимать восемь различных значений:
[ ] [1,2]
[1] [1,3]
[2] [2,3]
[3] [1,2,3]
Порядок перечисления элементов базового типа в константах безраз- личен.
Значение переменной множественного типа может быть задано конс- трукцией вида [T], где T - переменная базового типа.
К переменным и константам множественного типа применимы операции присваивания(:=), объединения(+), пересечения(*) и вычитания(-):
['A','B'] + ['A','D'] даст ['A','B','D']
['A'] * ['A','B','C'] даст ['A']
['A','B','C'] - ['A','B'] даст ['C'].
Результат выполнения этих операций есть величина множественного типа.
К множественным величинам применимы операции: тождественность (=), нетождественность (), содержится в (=). Результат выполнения этих операций имеет логический тип, например:
['A','B'] = ['A','C'] даст FALSE
['A','B'] ['A','C'] даст TRUE
['B'] = ['A'] даст FALSE.
Кроме этих операций для работы с величинами множественного типа в языке ПАСКАЛЬ используется операция
in
проверяющая принадлежность элемента базового типа, стоящего слева от знака операции, множеству, стоящему справа от знака операции. Ре- зультат выполнения этой операции - булевский. Операция проверки при- надлежности элемента множеству часто используется вместо операций от- ношения, например:
A in ['A', 'B'] даст TRUE,
2 in [1, 3, 6] даст FALSE.
При использовании в программах данных множественного типа выполнение операций происходит над битовыми строками данных. Каждому значению множественного типа в памяти ЭВМ соответствует один двоичный разряд. Например, множество
['A','B','C','D']
представлено в памяти ЭВМ битовой строкой
1 1 1 1.
Подмножества этого множества представлены строками:
['A','B','D'] 1 1 0 1
['B','C'] 0 1 1 0
['D'] 0 0 0 1
Величины множественного типа не могут быть элементами списка вво- да - вывода.
В каждой конкретной реализации транслятора с языка ПАСКАЛЬ коли- чество элементов базового типа, на котором строится множество, огра- ничено. В TURBO PASCAL количество базовых элементов не должно превы- шать 256.
Инициализация величин множественного типа производится с помощью типизированных констант:
const seLit: Set of 'A'..'D'= [];
Проиллюстрируем применение данных множественного типа на примере.
Пример. Составить программу, которая вырабатывает и выводит на эк- ран дисплея наборы случайных чисел для игры в "Спортлото 5 из 36".
Для заполнения каждой карточки спортлото необходимо получить набор из пяти псевдослучайных чисел. К этим числам предъявляются два требо- вания:
-числа должны находиться в диапазоне 1..36;
-числа не должны повторяться.
Program Lotto; var nb, k: Set of 1..36; kol, l, i, n: Integer; begin
Randomize;
WriteLn('ВВЕДИ kol');
ReadLn(kol); nb:=[1..36]; for i:=1 to kol do begin k:=[]; for l:=1 to 5 do begin repeat n:=Random(36) until (n in nb) and not (n in k); k:=k+[n];
Write(n:4) end;
WriteLn end end.
29. З А П И С И
Запись представляет собой совокупность ограниченного числа логи- чески связанных компонент, принадлежащих к разным типам. Компоненты записи называются полями, каждое из которых определяется именем. Поле записи содержит имя поля, вслед за которым через двоеточие указывает- ся тип этого поля. Поля записи могут относиться к любому типу, допус- тимому в языке Паскаль, за исключением файлового типа.
Описание записи в языке ПАСКАЛЬ осуществляется с помощью служебного слова RECORD, вслед за которым описываются компоненты за- писи. Завершается описание записи служебным словом END.
Например, записная книжка содержит фамилии, инициалы и номера те- лефона, поэтому отдельную строку в записной книжке удобно представить в виде следующей записи:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7