Рефераты. Описание электронного учебника p> Internet, WWW (World Wide Web, Всемирная паутина), intranet, extranet - все эти вещи и в деловой жизни, и в обиходе становятся столь же привычными, как и телефон. Бесчисленное множество технологий, вызванных к жизни их распространением, прочно входит в наш быт, изменяя наш образ мысли и деятельности. Одно из новейших направлений - сети intranet, внутрикорпоративные сети, построенные с использованием Internet - технологии ( уже само успело дать потомство в виде extranet, сетей, образуемых несколькими связанными сетями intranet для обеспечения совместного доступа к информации. Можно только гадать, что будет дальше.

Основой Internet'а является гипертекст, поэтому специально для этого был разработан язык его размещения - HTML (Hyper Text Mark-Up
Language, Язык разметки гипертекста).

Язык HTML существует в нескольких вариантах и продолжает развиваться, но конструкции HTML вероятнее всего будут использоваться и в дальнейшем. Изучая HTML и познавая его глубже, создавая документ в начале изучения HTML и расширяя его насколько это возможно, мы сможем создавать документы, которые могут быть просмотрены многими браузерами Web, как сейчас, так и в будущем. Это не исключает возможности использования других методов, например, метод расширенных возможностей, предоставляемый Netscape
Navigator, Internet Explorer или некоторыми другими программами.

2. Психолого-эргономические требования

Новые возможности вызывают развитие новых свойств программного обеспечения, особенно форм общения человека с ЭВМ. Необходимо обеспечить психологическую естественность деятельности пользователя с ЭВМ, адекватность программы целям и функциям обучения, удобство работы пользователя с ЭВМ и сохранение его здоровья. Психолояльность и эргономичность являются одними из важнейших характеристик качества ПС
(программных средств), Широко пропагандируемая и в настоящее время
«дружественность программного обеспечения» как раз и предполагает наличие психолого-эргономической поддержки разработки программных средств.

Применение ПС расставляет особые акценты между психологической и эргономической поддержкой дидактических целей. Психологическая естественность в соответствии с возрастными возможностями пользователя теснейшим образом связана с обеспечением таких, эргономических требований, как воспринимаемость информации, выделение особых зон для особенной информации и т. п. Как отмечает Г. С. Цейтин любая разработка программного обеспечения включает в себя задачу проектирования деятельности будущего пользователя создаваемой системы. В практике автоматизации вопросы проектирования деятельности будущего пользователя обычно решаются стихийно, в лучшем случае на основе опыта авторов системно-технического обеспечения, а чаще всего исходя из случайных соображений. Более того, проект деятельности пользователя не входит в состав документации на автоматизированную систему, не является законченным продуктом ее разработки. И как следствие отсутствуют психологически и эргономически обоснованные решения по таким важным вопросам, как определение класса решаемых пользователем задач, проектирование языка его взаимодействия с
ЭВМ, выбор вида диалога, разработка дисплейных форматов, что приводит, как правило, к низкой мотивации у пользователей при решении задач с применением
ЭВМ, к снижению эффективности их деятельности, повышенной утомляемости, к возникновению трудностей в освоении средств вычислительной техники.

Был предложен проектный программно-исследовательский подход к созданию психолого-эргономического обеспечения технических и программных средств деятельности пользователя. Начальный этап разработки проекта деятельности пользователя ЭВМ включает следующие проектные, системотехнические, психологические и эргономические моменты:

- системно - психологическую характеристики пользователя;

- логико-психологическое описание класса решаемых с помощью ПС задач;

- перечень программных поддержек основных стандартных процедур решения указанных задач;

- описание структуры компьютеризированной деятельности, включающее те действия, процедуры, средства реализации, эффективные стратегии осуществления информационных технологий.

Следует учитывать индивидуальные различия пользователей, в частности предусматривать возможность получения информации различной степени подробности.

При выборе форм представления информации на экране компьютера необходимо исходить не только из содержания учебной деятельности, но и из тех возможностей, которые предоставляет компьютер для: реализации эффективных стратегий решения и достижения таких целей, которые при
«ручной» технологии оказываются недостижимыми.

В связи с особым ритмом общения человека с ЭВМ особую роль приобретает проблема понимания текстов. Это касается не только понимания текстов программ, но и понимания тех текстов, которые предъявляются пользователю на экране компьютера. Необходимо исследовать, как приобретаются новые навыки и умения при использовании такого нового средства, как компьютер.

При разработке ПС эргономические требования могут быть представлены к процедуре взаимодействия пользователя с ЭВМ; видам диалога пользователя с
ЭВМ; проектированию дисплейных форматов; контролю ошибок пользователя; временным параметрам диалога пользователя с ЭВМ; организации информации на экране; кодированию информации на экране; языкам взаимодействия пользователя ЭВМ.

Можно выделить целый ряд эргономических требований к организации информации на. экране:

- информация, предъявляемая па экране, должна быть понятной., логически связной, распределенной на группы по содержанию и функциональному назначению;

- при организации информации на экране следует избегать избыточного кодирования и неоправданных, плохо идентифицируемых сокращений;

- рекомендуется минимизировать на экране использование терминов, относящихся к ЭВМ, вместо терминов, привычных для пользователя;

- не следует для представления информации использовать краевые зоны экрана;

- на экране должна находиться только та информация, которая обрабатывается пользователем в данный момент.

В современных программных средствах используется ряд приемов для выделения части информации на экране: переструктурирование информации и выделение зон, окон для выделяемой части информации, а также инверсное изображение для части информации и различные эффекты, привлекающие внимание пользователей (мелькание и др.). Использование этих приемов должно быть психологически обосновано особенно для ПС, функционально обусловлено и эргономично.

Рекомендуется: вопросно-ответные сообщения и подсказки помещать в верхней части экрана, выделяя явным образом отведенную для этого зону, например отделяя ее горизонтальной линией от основной информации на экране; различные виды сообщения необходимо отделять друг от друга, в зоне вспомогательной информации. Например, можно рекомендовать применять инверсное изображение для подсказок; зоны размещения на экране вспомогательной информации должны быть четко идентифицируемы - зона подсказок, зона комментариев, зона управляющих сообщений, зона для сообщений об ошибках; при зонировании экрана допускается изменение масштаба знаков в отдельной зоне; эффекты, привлекающие внимание пользователя ПЭВМ
(мелькание, повышенная яркость, обратный контраст), следует применять строго в соответствии с проектом деятельности пользователя, только в тех случаях, когда, это необходимо и психологически обосновано.

3. Постановка задачи и выбор способа ее решения

Задачей курсовой работы являлась разработка интернет версии лекций к курсу "Машины и аппараты химических производств" опираясь на готовую и применяемую в обучении полиграфическую версию.

Под словами "интернет версия" необходимо понимать, что результирующей формой разрабатываемого электронного учебного пособия, будет интернет сайт отвечающий всем требованиям предъявляемым сетевыми, и в первую очередь, интернет технологиями.

Разработку интернет версии лекций к курсу "Машины и аппараты химических производств" было решено осуществлять на языке размещения гипертекста HTML, а в качестве визуального редактора языка HTML был выбран программный продукт Microsotf FrontPage, который эмитируя окно браузера позволяет добиться максимально удобного и гармоничного размещения учебного материала на экране компьютера.

4. Описание структуры размещение материала

Как в полиграфической так и в интернет версии лекционного курса, весь учебный материал представлен в шестнадцати главах:

| |Введение |
|Глава 1 |Перемешивающие устройства |
|Глава 2 |Уплотнения |
|Глава 3 |Фильтры |
|Глава 4 |Центрифуги |
|Глава 5 |Червячные машины |
|Глава 6 |Валковые машины |
|Глава 7 |Кристаллизаторы |
|Глава 8 |Грануляторы |
|Глава 9 |Теплообменная аппаратура |
|Глава 10 |Колонная аппаратура |
|Глава 11 |Сушилки |
|Глава 12 |Реакторы |
|Глава 13 |Трубопроводы |
|Глава 14 |Справочный материал |
|Глава 15 |История и перспективы развития МАХП |


|Сайт кафедры ТО и ПТ, раздел InterNet обучение |
|ссылка: Интернет версия лекций к курсу |
|"Машины и аппараты химических производств" |
|Титульная страница лекционного курса |
|Введение |Глава 1 |Глава 2|. . . |Глава |
| | | | |15 |
| |1.1 |1.2 |... |1.х | | | |
| |1.1.|1.1.|... |1.1.| | | | | | |
| |1 |2 | |х | | | | | | |

Рисунок 1- схема размещения лекционного материала

На сайте кафедры ТО и ПТ в раздел InterNet обучение размещена ссылка на интернет версию лекций к курсу "Машины и аппараты химических производств", нажав на которую, пользователь попадает на титульную (первую) страницу лекционного курса. Пройдя дальше, он попадает на страницу где осуществляется выбор интересующей его главы, которые, на этой странице обозначены как в словесной форме - для точности, так и в графической - для наглядности.

Выбрав главу, перед обучающемся открывается следующее окно, которое разбито на три части:

- верхняя (постоянная), при помощи ссылок, которые на ней размещены, можно вернуться к выборы главы, на титульную страницу или отправиться на сервер ТГТУ, а две крайние ссылки (назад и вперед) позволяют повторять перемещение пользователя по лекционному курсу в обоих направлениях;

- левая (содержание глав), на ней представлено дальнейшее, детальное разбиение глав для максимальной локализации необходимого материала;

- правая - обладает самой большой частью экрана так как на ней непосредственно и отображается учебный материал.

Страницы которые отображаются в правой части являются, по сути дела, финальными в поиске конкретной части лекционного курса, но и они могут содержать ссылки. Ссылками обладают научные термины, указатели рисунков и формул, в том случае если они отсутствуют на данной странице.

Заключение

Данная тема была выбрана по нескольким причинам. Одна из самых существенных заключается в том, что за всемирной компьютерной сетью
Internet будущее. И любой человек сознает, что знание Internet необходимо и ему. Но так как информации в сети достаточно большое количество и она
«разбросана» по огромному количеству серверов, необходимо уметь и знать как ее находить.

Цель моей курсовой работы - создание странички на языке программирования HTML для того, чтобы пользователи интересующиеся курсом
"Машины и аппараты химических производств" могли беспрепятственно получать необходимую информацию по данной теме.

В курсовую работу вошел материал монографии к.т.н. доцента А.И.
Леонтьевой - преподавателя Тамбовского Государственного Технического
Университета кафедры Технологическое Оборудование и Прогрессивные
Технологии.

Литература

1. К. Лехто, В. Полонский. Официальное руководство Microsoft по FrontPage,
1998, 300 с.



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.