Рефераты. Оценка и анализ структуры системы защиты информации

Оценка и анализ структуры системы защиты информации

Введение


Информационная безопасность предприятия – это защищенность информации, которой располагает предприятие (производит, передает или получает) от несанкционированного доступа, разрушения, модификации, раскрытия и задержек при поступлении. Информационная безопасность включает в себя меры по защите процессов создания данных, их ввода, обработки и вывода. Целью комплексной информационной безопасности является сохранение информационной системы предприятия в целости и сохранности, защита и гарантирование полноты и точности выдаваемой ею информации, минимизация разрушений и модификация информации, если таковые случаются.

Компьютеризация, развитие телекоммуникаций предоставляют сегодня широкие возможности для автоматизированного доступа к различным конфиденциальным, персональным и другим важным, критическим данным в обществе (его граждан, организаций и т.д.).

Проблема создания и поддержания защищенной среды информационного обмена, реализующая определенные правила и политику безопасности современной организации, является весьма актуальной. Информация давно уже перестала играть эфемерную, чисто вспомогательную роль, превратившись в весьма важный и весомый, чуть ли не материальный, фактор со своими стоимостными характеристиками, определяемыми той реальной прибылью, которую можно получить от ее (информации) использования. В то же время, вполне возможен сегодня и вариант ущерба, наносимого владельцу информации (предприятию) путем несанкционированного проникновения в информационную структуру и воздействия на ее компоненты.[1]

Объектом исследования являются: информационная безопасность.

Предмет исследования: защита информации.

Таким образом, цель данной работы изучение информационной безопасности.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: рассмотреть оценку безопасности информационных систем, виды, методы и средства защиты информации; проанализировать структуру системы защиты информации.



1. Оценка безопасности информационных систем


В условиях использования автоматизированной информационной технологии (АИТ) под безопасностью понимается состояние защищенности информационных систем (далее ИС) от внутренних и внешних угроз.

Показатель защищенности ИС – характеристика средств системы, влияющая на защищенность и описываемая определенной группой требований, варьируемых по уровню и глубине в зависимости от класса защищенности.[2]

Для оценки реального состояния безопасности ИС могут применяться различные критерии. Анализ отечественного и зарубежного опыта показал определенную общность подхода к определению состояния безопасности ИС в разных странах. Для предоставления пользователю возможности оценки вводится некоторая система показателей и задается иерархия классов безопасности. Каждому классу соответствует определенная совокупность обязательных функций. Степень реализации выбранных критериев показывает текущее состояние безопасности. Последующие действия сводятся к сравнению реальных угроз с реальным состоянием безопасности.

Если реальное состояние перекрывает угрозы в полной мере, система безопасности считается надежной и не требует дополнительных мер. Такую систему можно отнести к классу систем с полным перекрытием угроз и каналов утечки информации. В противном случае система безопасности нуждается в дополнительных мерах защиты.

Политика безопасности – это набор законов, правил и практического опыта, на основе которых строится управление, защита и распределение конфиденциальной информации.

Анализ классов безопасности показывает, что чем он выше, тем более жесткие требования предъявляются к системе.

Руководящие документы в области зашиты информации разработаны Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации. Требования этих документов обязательны для исполнения только организациями государственного сектора либо коммерческими организациями, которые обрабатывают информацию, содержащую государственную тайну. Для остальных коммерческих структур документы носят рекомендательный характер.

 

2. Методы и средства построения систем информационной безопасности (СИБ)


Создание систем информационной безопасности в ИС и ИТ основывается на следующих принципах: системный подход, принцип непрерывного развития системы, разделение и минимизация полномочий, полнота контроля и регистрация попыток, обеспечение надежности системы защиты, обеспечение контроля за функционированием системы защиты, обеспечение всевозможных средств борьбы с вредоносными программами, обеспечение экономической целесообразности.[3]

В результате решения проблем безопасности информации современные ИС и ИТ должны обладать следующими основными признаками:

•       наличием информации различной степени конфиденциальности;

•       обеспечением криптографической защиты информации различной степени конфиденциальности при передаче данных;

•       иерархичностью полномочий субъектов доступа к программам и компонентам ИС и ИТ (к файл-серверам, каналам связи и т.п.);

•       обязательным управлением потоками информации, как в локальных сетях, так и при передаче по каналам связи на далекие расстояния;

•       наличием механизма регистрации и учета попыток несанкционированного доступа, событий в ИС и документов, выводимых на печать;

•       обязательной целостностью программного обеспечения и информации в ИТ;

•       наличием средств восстановления системы защиты информации;

•       обязательным учетом магнитных носителей;

•       наличием физической охраны средств вычислительной техники и магнитных носителей;

•       наличием специальной службы информационной безопасности системы.

информационный безопасность криптографический система

3. Структура системы информационной безопасности


При рассмотрении структуры системы информационной безопасности (СИБ) возможен традиционный подход – выделение обеспечивающих подсистем. Система информационной безопасности, как и любая ИС, должна иметь определенные виды собственного обеспечения, опираясь на которые она будет способна выполнить свою целевую функцию. С учетом этого, СИБ должна иметь следующие виды (элементы) обеспечения: правовое, организационное, нормативно-методическое, информационное, техническое (аппаратное), программное, математическое, лингвистическое.[4]

Правовое обеспечение СИБ основывается на нормах информационного права и предполагает юридическое закрепление взаимоотношений фирмы и государства по поводу правомерности использования системы защиты информации, фирмы и персонала по поводу обязанности персонала соблюдать установленные собственником информации ограничительные и технологические меры защитного характера, а также ответственности персонала за нарушение порядка защиты информации. Этот вид обеспечения включает:

• наличие в организационных документах фирмы, правилах внутреннего трудового распорядка, контрактах, заключаемых с сотрудниками, в должностных и рабочих инструкциях положений и обязательств по защите конфиденциальной информации;

• формулирование и доведение до сведения всех сотрудников фирмы (в том числе не связанных с конфиденциальной информацией) положения о правовой ответственности за разглашение конфиденциальной информации, несанкционированное уничтожение или фальсификацию документов;

• разъяснение лицам, принимаемым на работу, положения о добровольности принимаемых ими на себя ограничений, связанных с выполнением обязанностей по защите информации.[5]

Следует отметить, что из всех мер зашиты в настоящее время ведущую роль играют организационные мероприятия. Поэтому следует выделить вопрос организации службы безопасности. Реализация политики безопасности требует настройки средств защиты, управления системой зашиты и осуществления контроля функционирования ИС. Как правило, задачи управления и контроля решаются административной группой, состав и размер которой зависят от конкретных условий. Очень часто в эту группу входят администратор безопасности, менеджер безопасности и операторы.

Обеспечение и контроль безопасности представляют собой комбинацию технических и административных мер. По данным зарубежных источников, у сотрудников административной группы обычно 1/3 времени занимает техническая работа и около 2/3 – административная (разработка документов, связанных с защитой ИС, процедуры проверки системы защиты и т.д.). Разумное сочетание этих мер способствует уменьшению вероятности нарушений политики безопасности.[6]

Административную группу иногда называют группой информационной безопасности. Она обособлена от всех отделов или групп, занимающихся управлением самой ИС, программированием и другими относящимися к системе задачами, во избежание возможного столкновения интересов.

Организационное обеспечение включает в себя регламентацию:

• формирования и организации деятельности службы безопасности и службы конфиденциальной документации (или менеджера по безопасности, или референта первого руководителя), обеспечения деятельности этих служб (сотрудника) нормативно – методическими документами по Организации и технологии защиты информации;

• составления и регулярного обновления состава (перечня, списка, матрицы) защищаемой информации фирмы, составления и ведения перечня (описи) защищаемых бумажных, машиночитаемых и электронных документов фирмы;

• разрешительной системы (иерархической схемы) разграничения доступа персонала к защищаемой информации;

• методов отбора персонала для работы с защищаемой информацией, методики обучения и инструктирования сотрудников;

• направлений и методов воспитательной работы с персоналом, контроля соблюдения сотрудниками порядка защиты информации;

• технологии защиты, обработки и хранения бумажных, машиночитаемых и электронных документов фирмы (делопроизводственной, автоматизированной и смешанной технологий); внемашинной технологии защиты электронных документов;

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.