Первым, по ряду важнейших параметров, должен быть назван сайт Фонда «Общественное мнение» (http://www.fom.ru/). Он предоставляет свободный доступ к четко структурированной и еженедельно обновляемой информации, содержит описание процедур сбора данных и результаты анализа опросов общественного мнения за несколько лет, обладает совершенной системой поиска и имеет линки с другими социологическими организациями.
Следующими можно указать стремительно прогрессирующие сайты центра РОМИР (http://www.romir.ru/) и Агентства Региональных Политических Исследований (АРПИ) (http://www.monitoring.ru/). Еще недавно сервер РОМИР лишь описывал основные направления деятельности организации, однако уже в этом году он был дважды концептуально переработан и теперь эффективно выполняет информационную функцию – регулярно представляет результаты проведенных исследований. Сайт АРПИ, созданный в начале 1999 года культовым российских дизайнером Артемием Лебедевым, обильно представляет политическую информацию, данные об аудитории Рунета, результаты медийных измерений. К тому же на нем существует система поиска и подписки на сообщения о появлении новых данных. Обе исследовательские организации в целом демонстрируют современное агрессивное использование возможностей Интернета для широкого распространения получаемых результатов. Итоги их политических опросов публикуются на таких известных и высоко посещаемых сайтах, как Правда-Интернет (http://www.pravda.ru/), Национальная Служба Новостей (http://www.nns.ru/), Агенство Политических Новостей (http://www.apn.ru/) и на новинке сезона - Выборы в России (http://www.rusline.ru/)[10].
Еще две организации являются правофланговыми в использовании российской Web-сети. Первая из них - это ВЦИОМ, имеющий свой сайт (http://www.wciom.ru/), а также регулярно публикующий ииформационные и аналитические материалы на одном из наиболее посещаемых политических сайтов Полит.РУ (http://www.polit.ru/). Вторая структура - КОМКОН, систематически «вывешивающая» на своем сайте (http://www.comcon-2.com/) результаты крупных маркетинговых и медийных проектов. В частности, здесь уже около двух лет публикуются итоги измерений аудитории Рунета, проводимых под руководством П. Залесского.
В целом, именно эти пять указанных исследовательских организаций создают основной массив социологической информации о состоянии общественного сознания и некоторых элементах политического и экономического поведения, который расположен в российской части Интернета. Поскольку их же информация активно тиражируется основными телевизионными каналами и прессой, а также используется ведущими политологами и макроэкономистами, постольку можно утверждать, что Рунет уже сегодня стал достаточно репрезентативным источником указанного вида социальной информации.
Продолжая анализ московского участка российских социологических сайтов, можно назвать еще несколько электронных домов, в которых может быть найдена заслуживающая внимания профессиональная информация. Большое количество интересных сообщений предлагает сервер Московского общественного научного фонда (http://www.mpsf.org/indexr.html). Московский Центр Карнеги (http://www.carnegie.ru/) и его журнал Pro et Contra: (http://pubs.carnegie.ru/russian/) освещают вопросы безопасности, а также политические и экономические преобразования на постсоветском пространстве. Результаты многолетнего мониторинга ключевых современных социально- политических и экономических процессов, осуществляемого на базе методологии исторического анализа, расположены на редко цитируемом сайте http://www.hist.msu.ru/NIISS/ Научно-исследовательского института социальных систем при МГУ. Мониторинг широкого спектра отношений Москвы и регионов – вот основная специализация Центра политической конъюнктуры России (http://www.ancentr.ru/). Центром создана мощная информационная база, и в своих разработках им успешно используются методы исторических наук и приемы контент-анализа прессы. Представительный, хорошо структурированный и постоянно пополняемый архив уникальных документов и аналитических материалов об общественно-политической жизни России расположен на сервере информационно-исследовательского центра Панорама (http://www.panorama.ru). В частности, отметим проект «Национализм. Экстремизм. Ксенофобия». Аналитическая группа Меркатор (http://www.mercator.ru/) изучает социальную и политическую жизнь России в региональном аспекте. В сфере политического консультирования в духе патриотизма и прагматизма работает Фонд Русский проект: (http://www.society.ru/rasn/rusproj/index.htm).
Научно-аналитическая и консультационная деятельность Центра политических исследований в России (http://pir.triumvirat.ru/russian/) осуществляется в области социологии внешних отношений и международной безопасности страны. Военно-промышленная политика в России, стратегия ее военно-экономического развития, мировой рынок обычных вооружений – вот сфера исследований Центра анализа стратегий и технологий (http://www.cast.ru/russian/index.html).
Следует назвать сайты еще двух аналитико-консультативных служб, увеличивших свою информативность и усиливших свою привлекательность тем, что предоставили часть своего электронного пространства газетам. На сайте Службы PR (http://www.prserv.ru/) расположена выходящая два раза в месяц газета Будильник Депутата - «о депутатах и для депутатов». Аналитический центр Мобилеи (http://www.mobile.ru/fly/html_common/analytic.asp) издает информационно-аналитическую газету Web-Модус о маркетинговых исследованиях основных секторов современного рынка товаров и услуг[11].
Более десяти московских социологических сайтов принадлежат не организациям, а семинарам или проектам. Это перспективная форма научной коммуникации, по-видимому, уже в ближайшие годы получит достаточно широкое распространение. Вот несколько сайтов подобного типа.
Одним из старейших сайтов, на которых публикуются материалы по логике социального познания, является сайт Московский либертариум (http://www.libertarium.ru/libertarium/), поддерживающий разработку проблем либертарианизма. Результаты более широкого взгляда на методологию анализа российского общества представлены в трудах семинара профессора А. Ахиезера (http://scd.plus.centro.ru/). На одном из самых известных интеллектуальных сайтов Русский Журнал (http://www.russ.ru:8081/) опубликована электронная версия сборника Иное (http://www.russ.ru:8081/antolog/inoe/), явно перекликающегося со знаковым перестроечным изданием Иного не дано. Теоретико-методологические проблемы изучения динамики российского общества на рубеже тысячелетий и ряд общих подходов к их рассмотрению обсуждаются ведущими российскими политологами и культорологами на сайте Милленниум! Третье тысячелетие (http://www.millennium.ru:8080/index.html).
Сайты Петербургских организаций[12]. И в количественном отношении и по уровню информационной насыщенности сайты петербургского социологического сообщества принципиально уступают совокупности сайтов столичных социологических структур. К середине ноября 1999 года наша коллекция (http://www.isn.ru/sociology.shtml) содержала 15 серверов петербургской прописки и практически все они преимущественно выполняли ознакомительную функцию: немного информации об организации и ее сотрудниках, направлениях и методах деятельности.
Все петербургские сайты могут быть объединены в три группы в зависимости от типа организаций, которые они представляют. Первая группа – образуется структурами, работающими над углубленными академическими проектами, и вузами, в которых преподается социология. Наиболее крупной исследовательской организаций является Санкт-Петербургский филиал Института социологии РАН (http://www.rokson.nw.ru/sociolog/text/preface.htm). Сайт приводит структуру института и важнейшие направления проводимых исследований. Здесь же назовем сильный исследовательский коллектив Центра независимых социологических исследований (http://www.indepsocres.spb.ru/), известного серией оригинальных социоструктурных и урбанистических проектов и изящным использованием «мягких» методов.
К этой же группе отнесены три вузовских сайта. Один из наиболее заметных российских социологических серверов создан факультетом социологии Санкт-Петербургского государственного университета (http://www.soc.pu.ru/). Прежде всего он содержит информацию о факультете и читаемых курсах. Далее, он представляет материал о Русском социологическом обществе им. М.М.Ковалевского и о проектах Центра Русская социология. На сайте расположена Галерея отечественных мыслителей - серия 15 очерков и книга профессоров И. Голосенко и В. Козловского История русской социологии XIX- начала XX вв. Однако самой дорогой жемчужиной коллекции историко- социологических исследований является фундаментальный каталог (2295 наименований) русской социологической литературы с 1869 по 1922 годы, подготовленный И. Голосенко. В целом, рассматриваемый сайт является единственным на Рунете, целенаправленно публикующим серьезные историко- социологические исследования.
Две другие образовательные структуры это Европейский университет в Санкт-Петербурге, в состав которого входит факультет политических наук и социологии (http://www.eu.spb.ru/socio/index.htm), а также Санкт-Петербургский
Государственный Университет Экономики и Финансов (http://www.uef.ru:8100/), готовящий социологов труда и исследователей рынка.
Вторая группа объединяет сайты пяти независимых организаций, специализирующихся в области прикладных социологических исследований. Направления деятельности четырех организаций - Gallup Ltd. Петербург: (http://www.gallup.spb.ru/rus/default.htm), Той-Опинион (http://www.toy-opinion.spb.ru/), ЭКРО-RG (http://www.ecro.ru/) и ГОРТИС (http://www.gortis.spb.ru/) в значительной степени пересекаются: проведение опросов общественного мнения, медийные исследования и изучение рынка. Кроме того, в начале 1999 компания Гэллап приступила к анализу городской аудитории Интернета и тестированию возможностей использования Web- сети при проведении опросов. Ею был организован один из первых российских семинаров по социальной проблематике развития Интернета, и она впервые среди городских независимых структур стала публиковать на своем сайте некоторые результаты маркетинговых и политических исследований.
Фирма «Альт» (http://www.alt.rcom.ru/) специализируется в консультировании по маркетингу и управлению, по организационому развитию и работе с персоналом, проводит социологические и социально-психологические исследования на предприятиях.
Страницы: 1, 2, 3, 4