На Министерство экономического развития и торговли РФ возложена разработка политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», а также Указом Президента РФ «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства».
На ряд министерств и ведомств возлагается обязанность по внесению изменений и разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ:
— нормативно-правовое;
— финансово-кредитное;
— информационно-техническое;
— организационное;
— кадровое и консультационное обеспечение;
— внешнеэкономическая деятельность.
Для успешного эффективного функционирования малых предприятий необходима разработка эффективных программ развития малых предприятий на всех уровнях экономической структуры государства. Эти программы должны реализовываться в следующих направлениях:
- формирование инфраструктуры поддержки — одновременно на всех уровнях государственной власти;
- внесение в установленном порядке предложений о налоговых льготах для малых предприятий и ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов на осуществление государственной поддержки;
- передача малым предприятиям результатов НИОКР и инновационных разработок;
- передача в собственность малым предприятиям на льготных условиях незавершенных и пустующих объектов, а также нерентабельных предприятий;
- обеспечение возможности первоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости.
Другим направлением совершенствования государственной политики в отношении малого бизнеса должна стать борьба с негативной административной политикой. Необходимо пресечь коррупцию среди чиновников, обеспечить защиту субъектов малого предпринимательства от злоупотреблений должностных лиц, а также упростить систему регистрации малых предприятий, ослабить излишнюю нагрузку проверяющих инстанций.
Глава III. ООО «Радуга плюс»-как конкретный пример малого предприятия
3.1. Хозяйственная деятельность предприятия ООО «Радуга плюс»
Общество с ограниченной ответственностью «Радуга плюс» создано и действует в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и другими федеральными законами с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли
Основным видом деятельности Общества являются выполнение комплексных инженерных изысканий (геологических, гидрогеологических, топографо - геодезических) для проектирования и строительства.
Датой основания исследуемого Общества принято считать 18 июля 2001г.
Полное официальное наименование предприятия - Общество с ограниченной ответственностью «Радуга плюс». Сокращенное официальное наименование - ООО «Радуга плюс».
Общество является юридическим лицом. Права и обязанности юридического лица Общество приобретает с даты его государственной регистрации.
Общество имеет обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Деятельность Общества не ограничивается оговоренной в уставе. Общество осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, за исключением запрещенных законодательными актами РФ, в соответствии с целью свое деятельности.
Виды деятельности, подлежащие лицензированию, могут осуществляться только после получения лицензии в порядке и на условиях, определяемых действующим законодательством.
Уставный капитал составляет 10000 рублей. Имущество – основные и оборотные средства, стоимость которых отражается на балансе общества.
Прибыль от деятельности ООО «Радуга плюс» используется на возмещение материальных затрат, осуществление обязательных платежей и отчислений (уплату налогов), оплату труда и т.д. Оставшаяся в распоряжении чистая прибыль направляется на развитие и расширение деятельности и другие цели по усмотрению акционеров.
3.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
ООО «Радуга плюс»
Содержание и основная целевая установка финансового анализа-оценка финансового состояния и выявления возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использование финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.
В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансового анализа - внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятиями (финансовыми менеджерами). Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (например, аудитор).
Анализ финансового состояния предприятия преследует несколько целей:
· определение финансового положения
· выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе
· выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии
· прогноз основных тенденций финансового состояния.
Анализ платежеспособности предприятия.
Показатели
На начало периода
На конец
периода
Отклонение
К-т текущей ликвидности
0,9
0,7
-0,2
К-т обеспеченности собственности средствами
-0,3
-0,5
К-т восстановления
-0,12
К-т быстрой ликвидности
0,8
0,6
К-т абсолютной ликвидности
0,0002
0,0227
+0,0225
Вывод: Анализируя общую обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности на основании расчетов можно сделать следующие выводы. Полученные результаты 0,9 на начало периода и 0,7 на конец - существенно ниже норматива (2) , мало того по сравнению с началом периода показатель уменьшается, что говорит о нехватке на предприятие оборотных средств для ведения хозяйственной деятельности. При расчете первых двух показателей необходимо рассчитать К-т восстановления, он получился (-0,2),это говорит о том, что предприятие не может восстановить свою платежеспособность в течение 6 месяцев. Рассчитав К-т быстрой ликвидности на начало периода, по предприятию можно было рассчитать по своим краткосрочным обязательствам, но данные на конец периода, говорят о невозможности расплатиться с обязательствами. Скорее всего, предприятие близится к банкротству.
Анализ финансовой устойчивости.
К-т автономии
0,4
0,1
К-т финансовой устойчивости
0,2
К-т маневренности
-0,4
-2,5
-2,1
К-т концентрации заемного капитала
К-т финансовой зависимости
Выводы: На основании расчетов можно сделать следующие выводы, что на начало и на конец периода показатели ниже норматива (0,4;0,1<0,5), видно, что показатель снижается, это означает, что предприятие имеет меньшую долю вложенных собственных средств в общий капитал. К-т финансовой устойчивости ниже нормы (0,4;0,2<1), это говорит, что предприятие имеет незначительный удельный вес источников долгосрочного финансирования, которое может использоваться длительное время. К-т маневренности оказался отрицательным, говорит о том, что предприятие не оперирует собственными источниками или они не значительны. На основании данных видно, что предприятие на данный период времени находится в серьезной зависимости от внешних источников финансирования.
Анализ прибыли и рентабельности.
Прошлый период
Отчетный период
Динамика
Валовая прибыль
6200
7280
117,4
+1080
Прибыль (убыток) от продаж
4312
5517
128,1
+1205
Прибыль до н/о
-208
-108
-
Выводы: Валовая прибыль по сравнению с прошлым периодом увеличилась на 117,4 %, в сумме на 1080 рублей, прибыль(убыток) от продаж выросла на 128,1 %. Если же говорить о прибыли до налогообложения, то она получилась отрицательной, на что повлияло увеличение статьи (Прочие расходы) в отчете о прибылях и убытках.
Для расчета таблиц использовались: бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.
3.3. Оценка финансового состояния и деловой активности
предприятия.
Основную часть средств предприятия составляют оборотные активы, и их доля за рассматриваемый период равна 57 % из общего капитала. Наибольший вес в оборотных активах имеют запасы сырья, материалов, а так же дебиторская задолженность. А в связи с тем, что кредиторская задолженность так же повысилась с 2126 т.руб. до 32286 т. руб., можно сделать вывод, что финансовое состояние предприятия неустойчиво и требуется провести меры по его стабилизации.
Внеоборотные активы представлены таким образом: основные средства, сумма которых составляет 16582 на начало периода, а затем в конце периода произошло увеличение статьи на 19760,9. Такое резкое увеличение суммы основных средств свидетельствует о расширении инвестиционной деятельности ООО «Радуга плюс». Так же если рассматривать внеоборотные активы, следует выделить такую статью как «незавершенное строительство», что говорит нам о снижение ликвидности баланса.
Основным источником капитала является заемный капитал. В абсолютном отношении наблюдается постоянный рост сумм заемного капитала. К примеру, к началу 2006 года он составлял в сумме 22853 рублей, но уже к концу года он составил 37196 рублей т.е. у предприятия увеличивается задолженность перед внешними источниками получения средств, эта ситуация говорит о зависимости предприятия и потери автономии. В основном это задолженность перед прочими кредиторами и поставщиками и подрядчиками. К концу 2006 года была полностью погашена задолженность перед персоналом организации.
Также следует отметить не очень высокую рентабельность ООО «Радуга плюс», которая свидетельствует о возможности налаживания более эффективной работы предприятия и повышении его доходности.
В общем, финансовое положение ООО «Радуга плюс» за годы своей деятельности является недостаточно стабильным. В его работе наметились негативные тенденции, за последний год предприятие стало не только убыточным, но и не получил прибыль. Для увеличения эффективности работы необходимо ввести оперативный контроль над финансовым положением и разработать комплекс мер по увеличению эффективности, возможно с привлечением специалистов со стороны, следует отметить, что предприятие арендует здание, в котором идет основной поток работы, что также говорит о снижении эффективности работы предприятия и его зависимости.
Заключение
Главный вывод, который необходимо сделать в данной работе – это тот факт, что основная часть всех трудностей, с которыми сталкивается малый бизнес в России, лежит в области взаимоотношений с государством. Самая главная проблема российских малых предприятий – это непродуманность именно государственной политики, невнимание власти к негативной ситуации, складывающейся вокруг субъектов малого бизнеса. Следовательно, именно государственной власти необходимо активно действовать в направлении ликвидации тех барьеров, которые ею ранее были созданы. Именно государственные органы должны без промедления начать действовать по направлениям, охарактеризованным в заключительной главе работы.
Главенствующее место в процессе работы мелких предприятий занимает фактор государственного отношения к ним, степень поддержки, глубина заинтересованности в повышении эффективности их деятельности. На государство возложен ряд функций, в том числе и в области обеспечения нормальных условий существования малого бизнеса, в России не все из этих функций выполняются должным образом. Однако пути выхода из сложившейся ситуации есть, и о них говорилось в данной работе. Приоритетными направлениями исправления создавшейся ситуации должны стать: формирование политики государства в области развития и регулирования малого предпринимательства, устранение текущих недостатков; разработка и реализация совместно с федеральными министерствами и ведомствами, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральной программы развития малого предпринимательства; активизация органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по развитию малого бизнеса, в том числе и в рамках соответствующих межрегиональных, региональных и муниципальных программ ; безотлагательное принятие мер по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в создании и развитии малых предприятий; обеспечение формирования системы инфраструктуры функционирования и развития малого предпринимательства, оказание ему консультативной, информационной и финансовой поддержки; совершенствование системы подготовки кадров для малого предпринимательства, а также специалистов для органов власти всех уровней, занятых регулированием малого предпринимательства; принятие мер по совершенствованию налогообложения, а также механизма финансово-кредитного регулирования субъектов малого бизнеса; защита законных прав и интересов предпринимателей, учет и обобщение мнений малых форм предпринимательства.
Если не медлить более с претворением в жизнь вышеупомянутых мер, то сегмент малых предприятий сможет заработать в полную силу и стать неким подобием локомотива, способного поднять уровень российской экономики в целом на качественно новый уровень.
Список использованных источников.
1. Налоговый кодекс РФ ч.2, гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения", гл.26.3 " Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
2. Федеральный закон РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" N88-ФЗ от 14.06.1995г.
3. Постановление Правительства РФ от 03.02.94г. № 65 «О фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере». Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994 № 6.
5. Агурбаш Н.Г. Система государственной поддержки малого предпринимательства в России. — М.: "Анкин", 2000.С-200
6. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М,2003. С-248
7. Экономика предприятия: Учебник / Под ред.Горфинкеля, В.А. Швандра-М-ЮНИТИ-ДАНА,2006. С-670
8. Экономика организации: Учебник / Под ред.А.Е. Карлика и М.Л.Шухгальтера. М.: ИНФРА-М,2004. С-455
Страницы: 1, 2, 3, 4