Рефераты. Малое предпринимательство

   Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что в самом начале экономической реформы наиболее интенсивно создавались кооперативы, а с 1992 года создавались преимущественно товарищества с ограниченной ответственностью. Многие из них учреждались на основе перерегистрации кооперативов с использованием накопленного в них капитала. Особенностью этого периода являлась тенденция к формированию частной формы малого предпринимательства.

   К числу негативных моментов этого периода относится свертывание деятельности малых предприятий в капиталоемких и наукоемких отраслях, развитие и укрепление «теневой» экономики.

   Шестой этап начался с 1995 года и продолжался до 1998 года. К этому времени практически были исчерпаны возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности, поэтому многие малые предприятия прекратили свое существование.

   В экономике страны набирала силу тенденция к концентрации и централизации капиталов, появились случаи поглощения предприятий. Нерентабельные малые предприятия не выдерживали конкуренции со средними и крупными предприятиями и свертывали свою деятельность.

   Проводимая правительством страны политика умеренно жесткой финансовой стабилизации до определенного времени не являлась препятствием для развития малых предприятий. Но ухудшение экономической ситуации в стране сильно отражалось на малом бизнесе. Начиная с 1993 – 1994гг. темпы роста малых предприятий начали снижаться. Так, по оценке Госкомстата России, в 1992 году они составляли 209%, в 1994 году – 103%.

   На замедление роста числа малых предприятий в 1994 – 1996 гг. повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий, в ходе которой они меняли организационные формы или просто ликвидировались.

ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ГРАЖДАНИНА В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ.

 

   Деятельность юридических и физических лиц, различная по своим целям, регулируется гражданским законодательством. Для обозначения любого вида деятельности, имеющей целью извлечение прибыли, используют понятие «предпринимательская деятельность». Под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск  деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

   Современное российское предпринимательство позволяет вести индивидуальную предпринимательскую деятельность. Индивидуальные предприниматели – это дееспособные граждане осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст.18,23 ГК РФ). В соответствии со ст.2 ГК РФ предпринимательской является деятельность:

·         самостоятельная;

·         осуществляемая на свой риск;

·         направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

   Эта деятельность называется индивидуальной, поскольку предпринимательской деятельностью можно заниматься с образованием юридического лица – особого субъекта гражданского права. Закон предоставляет возможность заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Законом предусмотрено, что индивидуальной предпринимательской деятельностью можно заниматься лишь после регистрации себя в регистрационной палате в качестве индивидуального предпринимателя.

   Порядок государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (ФЗ от 8.08.2001г. № 129-ФЗ):

1.          Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

2.          Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

3.          При государственной регистрации физические лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган предоставляют:

а)  подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.

б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя.

в)      документ об уплате государственной пошлины.


   В отдельных случаях дополнительно к регистрации необходимо еще получить специальное разрешение (лицензию). За осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности без регистрации, а в необходимых случаях без лицензии, граждане могут быть привлечены к административной или даже уголовной ответственности.

РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ.

   Современное состояние малого предпринимательства отличается сложным характером. По данным Госкомстата России, на 1 января  2002 года в стране действовало 843 тысячи малых предприятий. По сравнению с 2000 годом их количество  сократилось на 4,1%. В расчете на 1000 человек населения страны приходилось в среднем лишь 5,8 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза – не менее 30.

   Вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт России не превышает 10-11%. В 2001 году по единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, и по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности поступления от малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 19,2 млрд. рублей – в 1,3 раза больше, чем в 2000 году.

   Для характеристики малого предпринимательства важное значение имеет отраслевая направленность малых предприятий, свидетельствующая об их включенности в воспроизводственный процесс страны, степени влияния на темпы роста и динамику структурных сдвигов, участия в решении социальных проблем.

   Основная масса малых предприятий действует в сфере торговли и общественного питания. Доля предприятий торговли и общественного питания в объеме производимой малым бизнесом продукции и в общей численности занятых на малых предприятиях существенно ниже их доли в общей численности предприятий.

   Малые предприятия сферы торговли и общественного питания мельче других предприятий, их экономический (объем услуг) и социальный (занятость) эффект в расчете на одно предприятие ниже, чем в целом по малому бизнесу. Подобное положение в немалой степени обусловлено многочисленностью предприятий указанного профиля, более высоким уровнем  конкуренции, которая вынуждает жестко контролировать цены и количество занятых. Кроме того, предприятия, специализирующиеся на торговле импортными продуктами, испытывают сильную зависимость от динамики курса доллара по отношению к рублю.

   Иная картина складывается в строительстве и промышленности. Здесь малый бизнес имеет практически одинаковые параметры. К 2000 году общее количество предприятий строительного и промышленного профиля примерно в 3 раза уступает предприятиям торговли и общественного питания. Но по числу занятых их отставание уже в 2 раза меньше, а по доле в общем объеме произведенной продукции они практически не уступают. Экономический и социальный эффект на одно предприятие в строительстве и промышленности соответственно в 3 и 1,5 раза выше, чем в торговле и общественном питании. Отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о преимущественном его развитии в сфере торговли, строительства и общественного питания (около 46% от общего количества на начало 2002г.).

   В сфере материального производства малый бизнес преимущественно действует в пищевой промышленности, производстве отдельных видов бытовых и специальных приборов, узлов, комплектующих для жилого фонда, деревообработке и другие.

   В 2002 году малые промышленные предприятия выпустили товаров (работ, услуг) на сумму 214,9 млрд.руб., что составило 25,2% от выпуска товаров и услуг малыми предприятиями по всем видам деятельности, в сопоставимых ценах в 1,1 раза больше, чем в 2000 году.

   Наблюдаемый в 1999 -2000 гг. рост производства продукции на малых предприятиях, некоторое повышение их инвестиционной активности, рост налоговых поступлений от их деятельности находились в русле общероссийских тенденций и были обусловлены, с одной стороны, сложившейся благоприятной экономической конъюнктурой (эффектом импортозамещения, восстановлением спроса населения, умеренными темпами инфляции), а с другой  - компенсационным эффектом после кризиса 1998 года. При этом рост носил преимущественно интенсивный  характер, поскольку количество действующих малых предприятий практически не увеличивалось.

   Возрастает роль малых предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию. Ежегодно они наращивают научно-технический и производственно-технологический потенциал. В радиоэлектронике и приборостроении более 35% малых предприятий связаны с разработкой и внедрением новой продукции и технологий.

   В настоящее время сложились две основные группы малых предприятий в промышленности. Одна ориентирована на дорогостоящие импортные технологии или хотя бы частичные импортные поставки сырья и комплектующих.

   Эти предприятия имеют высокую капиталоемкость и, как правило, низкую рентабельность. Их деятельность носит анклавный характер, т.е. они связаны с отечественными производителями оборудования и технологий, не участвуют в субподрядных или иных организационно-правовых отношениях с отечественным предпринимательством.

   Другая группа предприятий сориентирована на промышленное использование перспективных отечественных разработок и оборудования. Эти производства лучше интегрированы в народное хозяйство, имеют более высокие технико-экономические показатели деятельности.

   Деятельность малого бизнеса в сфере услуг значительно более активна и разнообразна. Объем платных услуг населению на 1/3 формируется за счет услуг, оказываемых частными индивидуальными предпринимателями. Доля индивидуального предпринимательства в 2000 году в объеме бытовых услуг составляет 68%, в сфере физической культуры и спорта – 46%, медицинских услуг – 53%, а в объеме правового характера она достигает 96%.

   Три названные отрасли определяют «лицо» российского бизнеса. На них приходится 3/4 числа всех предприятий, 3/4 всего объема производимой ими продукции и 3/4 всех занятых в этой сфере.

   Выделение в качестве отраслевого ядра малого бизнеса торговли и общественного питания, строительства и промышленности не означает, что прочие его сферы носят второстепенный характер, в том числе с точки зрения перспектив его развития.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.