Рефераты. Контроллинг

Контроллинг

07.09.2007.

Понятие контроллинга.

1.Сущность контроллинга.

2.Функции контроллинга.

Хан. «Планирование и контроль» (ПИК).


1.Сущность контроллинга.


Понятие контроллинге не равно понятию контроля. Контроль обращен в прошлое, а контроллинг в будущее.

Контроллинг основывается на самоуправлении, на самоответственности, на полном доверии. Там, где предприятие построено централизованно, контроллингу места нет. Предприятие, имеющее децентрализованную структуру (предприятие, перешедшие на квазипредприятие) – поле для контроллинга.

Управление бизнес-процессами требует компетентного решения многочисленных проблем, обуславливаемого внутренними и внешними факторами.

Первая проблема, которая мешает нам принять решение – отсутствие сигналов не благополучия на предприятии. Отсутствие или недостаточность информации о текущем состоянии и перспективах бизнеса отсутствие информационных систем, помогающих принять мотивированное решение. Отсутствие инструментов по выявлению «узких мест» предприятия и толковых рекомендаций по их устранению.

Контроллинг – это искусство управления (система управления), направленное определение будущего состояния деятельности функционируемого предприятия и достижения его. В больших предприятиях организуются службы контроллинга. Появляется еще один пользователь – контроллер. Суть работы контроллеров - стремиться так управлять процессами, чтобы по возможности исключить любые ошибки, отклонения, и просчеты как в настоящем, так и в будущем. Система контроллинга целесообразна в случаях когда функции управления предприятием делигированны его подразделениям (отделам, службам). Стимулы контроллинга – каждый рабочий заинтересован в том, чтобы предприятие процветало. Каждый рабочий оценивается по своему вкладу. Контроллингу свойственно следующее:

-самостоятельность вместо зависимости.

-самоуправлению вместо подчинения.

-доверие вместо контроля.

Лишь такое действие механизма контроллинга приводит к изменениям во взаимоотношениях между работниками предприятия и способствует взаимопониманию между ними.

Сущность самого контроллинга в понятийном плане определено литературой по-разному. Наиболее распространенное понимание контроллинга и его методов сводится к следующему:

-планирование (подробное)

-контроль за выполнением плана

-глубокий анализ ответственности работающего

-учет (управленческий).

Контроллинг – это система управления процессом достижения конечных целей и результатов фирмы.

Контроллинг сравнивают с современным навигационным оборудованием корабля, позволяющим предприятию лучше ориентироваться в бурном мире рыночных отношений.

Контроллинг несколько по-иному трактует экономически показатели. Например, такие как: прибыль, оборот и затраты. Прибыль признается только чистая, обороты признаются по реализации. Например, в контроллинге не все затраты планируются только считается целесообразным планировать зависимые затраты от производства. Используется директ-костинг. Своеобразно строится ценовая политика.

Концепция контроллинга.

В основе концепции лежит адаптация стратегических целей к изменениям предприятия на которые повлияла внешняя среда.

Без планирования не существует контроллинга.

Планирование от стратегических планов до оперативных планов.

Планирование отдельных бизнес-процессов, их результатов.

Обеспечение менеджеров информацией.

Создание системы контроля оперативной информации.

Создание системы контроля на основе самоуправления.

Ориентация на клиента.

Система стимулирования работ низов на их вклад в достижение целей.

Синхронизация целей предприятия и личностных целей (личностный доход и карьера).

Постоянная оценка клиентов по критерию доходности.

Циклы контроллинга:

1.Планирование (сверху-вниз).

2.Снизу вверх

3.Ликвидация разногласий.

Это контроль выполнения планы в разрезе каждого ответственного.


2.Функции контроллинга.


1)Сервисное - снабжение всех работников оперативной информацией.

2)Принятие решений – методология принятия решений и их координация.

Информационное обслуживание контроллинга обеспечивается с помощью систем планирования, управленческого учета и отчетности, разработанной для подразделения

На основе такой информации рассчитывается отклонения, принимаются стратегические решения. Принятие решений базируется на таких методах, как standard cost и direct costing.

Философия доходности.

Преимущественная ориентация мышления сотрудников на рентабельность.

Отчетливое понимание контроля издержек.

Гармонизация – связь клиента и доход. Связь системы стимулирования работника с конкретным вкладом в предприятия. Синхронизация целей клиента и предприятия.

Цели контроллинга.

-достижение целей, заданных предприятием.

Для выполнения своих функция контроллинг решает такие задачи:

-создает и развивает систему планирования.

-определяет методы планирования.

-определяет исходную информацию для планирования.

-контроллинг не определяет «что планировать», а советует «как и когда».

Контроллинг разрабатывает контрольные документы, включающие сроки, содержание контрольных операций, допустимые отклонения, ответственность и т.д.

В задачи контроллинга ходит разработка архитектуры информационной системы.

Контроллер разрабатывает архитектуру ИС от сбора информации до принятия решений. В задачи контроллинга так же входит проведение специальных сииледований, связанных с изучением тенденций развития организации в рыночных условиях. На основе обобщения опыта ведущих предприятий мира, отобраны идеальные функции:

-учет.

-разработка и внедрение внутреннего учета.

-унификация методов и критериев оценки деятельности организаций и подразделений.

-функция планирования (совершенствование всей архитектуры системы планирования).

-координация всех планов с общими планами организации.

-контроль и регулирование (определяет научно допустимые границы отклонений величин).

-информационное обеспечение контроллинга (определяются носители информационного обеспечения, порядок обмена информацией, порядок корректировки, обмен откорректированной информацией и обмена ею).

С точки зрения контроллинга определить задачи, в которых можно применить контроллинг с использованием реинжиниринга.

Виды контроллинга в системе управления.

1.Стратегический контроллинг.

2.Оперативный контроллинг.


1.Стратегический контроллинг.

Различают следующие аспекты контроллинга:

-«делать правильное дело» - стратегический контроллинг.

-«делать дело правильно» - оперативный контроллинг.

Стратегическое планирование по сути дела определяет потенциал успеха предприятия. При этом различается потенциал внешний и внутренний.

Внешний потенциал зависит от успешной комбинации «продукт-рынок».

Внутренний предполагает информационное, структурное, техническое, финансовое, кадровое обеспечение и т.д.

Стратегическое планирование в контроллинге имеет следующие фазы:

-поиск и формулирование стратегической цели.

-оформление и оценка стратегии и принятие стратегических решений.

Оформление и оценка стратегий – на этой фазе фиксируется исходная ситуация, потенциалы и «стратегические» люки. Люк - разность между возможными реальными результатами.

Стратегическое решение принимается после устранения люков через реструктуризацию или через создание новой структуры (реинжиниринг). Осуществляется на основе плановых показателей путем сравнения факта и плана. Большую роль играет сравнение с нормативами. Стратегически контроль ведется не только по предприятию в целом, но и по его подразделениям. При этом возникает проблема измерения показателей и их интеграции.

Стратегический контроль предполагает формирование контролируемых величин, проведение контрольной оценки.


14.09.2007.

Банковский контроллинг.

Фазы стратегического контроллинга:


1.Фомирование контрольных величин (цели, стратегии, потенциалы успеха, шансы и риски, факторы успеха, разрабатывается сценарий, рубежи контроля и последствия контроля (если – то)).

2.Проведение контрольной оценки (определяются и оцениваются эффективность текущих процессов, созданной в соответствии с реинжинирингом структуры предприятия, правильность поставленных целей, принятие решений по результатам стратегического контроллинга). На это фазе генерируются все выявленные отклонения, дается им оценка, и принимается какое-то решение (если – то). Для того, чтобы стратегические планы были более обоснованны, необходимо иметь хорошее информационное обеспечение для реализации этих задач. Для разработки плана нужна следующая информация:

-статистическая – накопленные динамические ряды данных за многие годы.

-привлекаются внешние данные такого рода, как мировые достижения других государств, внешние индикаторы (политика государства), хорошо проанализировать «здоровье и самочувствие» своего предприятия.

Обладая таким информационным обеспечением контроллинг обязан предложить методику планирования и консультационную помощь, подобрать мат. методы, а затем разработать систему раннего обнаружения тенденций и факторов, способных принести или выгоду или ущерби (или и то и другое).

Стратегическое планирование в развитых странах базируется на стратегическом учете и стратегических балансах (внешние, внутренние). внешние дают предусмотреть роль во внешней среде, внутренний – для своевременного выявления узких мест, оценки сильных и слабых сторон деятельности.

2.Оперативный контроллинг.

Роль – обеспечение реализации стратегических планов. Контроллинг обязан обеспечить исполнителей методической, информационно и инструментальной поддержкой за выполнение постоянного контроля хозяйственной деятельности предприятия.


Признаки

Стратегическое планирование

Оперативное планирование

Иерархические ступени

В основном на уровне высшего руководства.

Включат все уровни, но больше касается среднего и нижнего.

Неопределенность

Выше

Меньше

Вид проблем с точки зрения их структуризации

Большинство проблем не структурируется

Все хорошо структурировано

Временной интервал

Среднесрочное и долгосрочное планирование

Краткосрочное

Потребность в информации

Архивная, внешняя информация

Внутренняя информация самого предприятия

Альтернативы планов

Широкий охват показателей

Охват показателей уже

Охват деятельности

Важные крупные проблемы

Функциональные

Степень детализации

Не высокая

Большая

Контролируемые величины

Захват рынка, опережение конкурента в объемах деятельности

Прибыль, рентабельность, ликвидность


На потенциал успеха предприятия

На реализацию этого успеха

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.