Рефераты. Государственное регулирование РЦБ

- выделение из всех видов ценных бумаг так называемых ин­вестиционных — выпускаемых массово, сериями, рынок ко­торых может быть быстро организован. Именно такие бума­ги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку опе­рируя подобными инструментами, злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

- максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка — эмитентах, круп­ных инвесторах и профессиональных участниках;

- обеспечение конкуренции как механизма объективного по­вышения качества услуг и снижения их стоимости. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирую­щими органами;

- разделение полномочий между регулирующими органами. Нормотворчество и нормоприменение не могут совмещать­ся в одном лице;

- обеспечение гласности нормотворчества, широкое публич­ное обсуждение путей решения проблем рынка;

- соблюдение принципа преемственности российской систе­мы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей опреде­ленную историю и традиции;

- оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударствен­ными органами управления - коммерческими и обществен­ными организациями.

Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг сво­дится к следующему:

- идеологическая и законодательная функция (концепция раз­вития рынка, программа ее реализации, управление програм­мой, законодательные акты для запуска и развития рынка);

- концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели строительства и в первую очередь на опережающее создание инфраструктуры;

- установление «правил игры» (требований к участникам опе­рационных учетных стандартов);

- контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рын­ка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистра­ция ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инве­стиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, при­менение санкций);

- создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг, ее открытость для инвесторов;

- формирование системы защиты инвесторов от потерь (госу­дарственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

- предотвращение негативного воздействия на фондовый ры­нок других видов государственного регулирования (моне­тарного, валютного, фискально-го, налогового);

- предупреждение чрезмерного развития рынка государствен­ных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предло­жения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизво­дительных расходов государства).

Большинство этих задач в настоящее время еще не нашло сво­его решения либо находятся в стадии проработки. Государство выступает также:

- крупнейшим эмитентом (финансирование государственно­го долга) и инвестором (государственная собственность в цен­ных бумагах предприятий и банков, централизованные ка­питальные вложения через инвестиции в ценные бумаги);

- макроэкономическим регулятором, используя инструменты рынка ценных бумаг в операциях на открытом рынке для проведения своей денежной политики;

- крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.


2.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг



Государство на российском рынке ценных бумаг выс­тупает в качестве:

- инвестора - при управлении крупными портфелями акций промыш­ленных предприятий;

- эмитента - при выпуске государственных ценных бумаг;

- профессионального участника - при торговле акциями в ходе при­ватизационных аукционов;

- регулятора — при написании законов и подзаконных актов;

- верховного арбитра в спорах между участниками рынка - через систему судебных органов.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это регули­рование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования рынка включает:

- государственные и иные нормативные акты;

- государственные органы регулирования и контроля.

Государственное управление рынком имеет следующие формы: пря­мое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.

Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:

- установления обязательных требований ко всем участникам рын­ка ценных бумаг;

- регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

- лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

- обеспечения гласности и равной информированности всех участ­ников рынка;

- поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осу­ществляется государством через находящиеся в его распоряжении эко­номические рычаги и капиталы:

- систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобожде­ние от налогов);

- денежную политику (процентные ставки, минимальный размер за­работной платы и др.);

- государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджет­ные фонды финансовых ресурсов и др.);

- государственную собственность и ресурсы (государственные пред­приятия, природные ресурсы и земли).

Структура государственных органов, регулирующих рынок цен­ных бумаг на федеральном уровне, достаточно сложна. Подобную сложность обусловливают:

- смешанная (банковская и небанковская) модель рынка, в ре­зультате в качестве регулирующих инстанций выступают Цент­ральный банк РФ и небанковские государственные органы;

- масштабная приватизация, в ходе которой значительная часть государственных предприятий превратилась в акционерные общества, возникли инвестиционные фонды, произошло в огромных масштабах первичное размещение акций прива­тизированных предприятий. Все это привело к активному вмешательству в регулирование рынка приватизационного агентства (Мингосимущества России);

- неустойчивость и конкуренция российских властных структур.

К основным государственным органам, регулирующим рынок ценных бумаг в России относятся:

а) Глав­ное правовое управление и Контрольное управление Администра­ции Президента РФ - первое непосредственно участвует в работе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг; второе осуществля­ет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Пре­зидента РФ, связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг;

б) Правительство РФ - Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием рынка ценных бумаг через феде­ральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляя подготовку проектов указов и распо­ряжений Президента РФ, а также федеральных законов в области ценных бумаг, назначает и контролирует работу головных испол­нителей по подготовке нормативных актов (Мингосимущество, Минфин, Минэкономики России и т.д.). Порядок указанной ра­боты утвержден постановлением Правительства РФ «Об утверж­дении временного Положения о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» от 19 июня 1994 г. № 733;

в) Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) - образована Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314, согласно которому ФСФР России является федераль­ным органом исполнительной власти по проведению государ­ственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бу­маг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

          ФСФР принимает решения по вопросам регу­лирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нор­мативных актов о ценных бумагах. Решения Федеральной службы принимаются в форме постановлений.

ФСФР России издает распоряжения по вопросам выдачи, при­остановления и аннулирования генеральных лицензий на осуще­ствление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и иных лицензий, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующим принятия постановлений в соответствии с федеральным законом. Распоряжения ФСФР России принима­ются при согласии не менее половины ее членов и подписывают­ся председателем ФСФР России или его первым заместителем. Распоряжения ФСФР России подлежат опубликованию в случа­ях, предусмотренных законодательством РФ.

г) Министерство финансов РФ (Минфин России) - Министерство финансов выступает на рынке ценных бумаг в качестве:

- представителя эмитента государства, выполняющего все функ­ции по выпуску государственных ценных бумаг на федераль­ном уровне;

- государственного органа регулирования рынка.

В качестве эмитента государства Министерство финансов Рос­сии разрабатывает цели и условия выпуска ценных бумаг, заклю­чает договоры на первичное их размещение, оказывает организа­ционно-техническое содействие в создании первичного и ликвид­ного вторичного рынков государственных долговых обязательств, создает систему льгот, обеспечивающих спрос на них, определяет цены первичного размещения и т.п.

Будучи государственным органом регулирования рынка, Мин­фин РФ:

- устанавливает правила совершения операций на рынке, уче­та и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами (на практике для всех участников, за исключением банков, депозитариев, регистраторов, из сферы регулирования Мин­фина выведен также оборот валютных ценностей);

- аттестует специалистов на право ведения операций с цен­ными бумагами (за исключением персонала банков), конт­ролирует использование квалификационных аттестатов, при­меняет санкции;

- регистрирует выпуски ценных бумаг (за исключением цен­ных бумаг банков и акций чековых инвестиционных фондов);

- регулирует совместно с Банком России выпуск и обраще­ние государственных ценных бумаг;

- ведет Единый государственный реестр зарегистрированных в РФ ценных бумаг (за исключением акций банков и чековых инвестиционных фондов) и обеспечивает его публикацию;

- контролирует приобретение крупных пакетов акций. Кроме того, Минфин РФ:

- лицензирует производство и ввоз на территорию РФ блан­ков ценных бумаг;

- ведет государственный реестр акционерных обществ;

- ведет реестр инвестиционных институтов;

- осуществляет подготовку специалистов по ценным бумагам через подведомственную систему финансовых колледжей.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Центральный банк является профессиональным участником рынка ценных бумаг, активно ведущим операции с ценными бумагами, а также государственным органом регулирования рынка. Будучи агентом Правительства РФ по размещению государственных ценных бумаг, Банк России по сути выполняет функции инвестиционной компании по обслуживанию первич­ного размещения ценных бумаг. При этом, вкладывая в государ­ственные фондовые ценности собственные ресурсы, Банк России выступает в качестве дилера. Кроме того, Банк России создает вторичный рынок государственных ценных бумаг, выступая на нем в качестве финансового брокера, работающего по поручению Пра­вительства. Он также выполняет функции депозитария, клирин­гового и расчетного центра по операциям с отдельными выпуска­ми государственных ценных бумаг (например, 30-летний облига­ционный заем 1991 г., государственные краткосрочные облигации), являясь в этом смысле специализированной организацией по уче­ту, хранению, расчетам по операциям с фондовыми ценностями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.