Рефераты. Фотодокументирование

Для экспонирования на сайте "Победа. 1941-1945" из присланных государственными архивами копий архивных фотодокументов было отобрано 475 фотографий. Их отбор осуществлялся с учетом уникальности фотодокументов, их информационно-содержательной и тематической значимости, а также физического состояния. В фондах ряда архивов фотодокументы военного периода представлены единичными экземплярами, а их физическое состояние исключило возможность их экспонирования на сайте.

Основу экспозиции составили фотодокументы из фондов специализированных архивов - Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД Санкт-Петербурга), Центрального архива аудиовизуальной документации Москвы (ЦААДМ), хранящих наиболее полные и ценные коллекции фотодокументов по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и располагающие современным техническим оборудованием для проведения реставрационных работ с фотодокументами, изготовления их копий.

В экспозицию включены также фотодокументы, предоставленные архивными учреждениями 31 субъекта Российской Федерации, в том числе: Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкии, Республики Карелии, Удмурдской Республики, Республики Татарстан, Чувашской Республики, Приморского края, Ставропольского края, Архангельской, Брянской, Волгоградской, Кировской, Курской, Липецкой, Мурманской, Нижегородской, Омской, Орловской, Пермской, Псковской, Ростовской, Тамбовской, Рязанской, Самарской, Смоленской, Свердловской, Тверской, Тульской, Томской, Челябинской и Ярославской областей.

Фотодокументы сопровождаются информацией, воспроизводящей архивные записи о месте, дате, авторах съемок и участниках военных событий, запечатленных на фотодокументах, а также сведениями о месте их хранения и архивных шифрах. В некоторых фотодокументах отсутствуют даты съемки, сведения об авторах съемок и др.

Включенные в экспозицию фотодокументы передают широкую панораму событий минувшей войны и одновременно акцентируют внимание на ключевых её событиях и битвах, определивших победоносный для СССР исход Великой Отечественной войны. Значительная часть из этих фотодокументов ранее не экспонировалась. 

Особую военно-историческую и художественную ценность представляют размещенные в экспозиции фотоработы известных фронтовых фотокорреспондентов - Е. Халдея, О. Кнорринга, М. Альперта, Я. Халипа, В. Тарасевича, Э. Евзерихина, И. Нарциссова и др., а также ряд редких фотоснимков, авторы которых не установлены.

У экспозиции имеется рубрикатор, определяющий её четкие историко-хронологические рамки и тематическую структуру. В экспозицию включены фотодокументы по следующим основным темам: "Вставай, страна огромная!", "Суровые испытания лета-осени 1941года", "Прифронтовая Москва", "Оборона Тулы", "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой", "На оккупированных территориях", "Сталинградская битва", "Ленинградская блокада", "Все для фронта! Все для Победы!", "Партизанское движение", "Битва на Курской дуге", "Изгнание немецко-фашистских войск с территории СССР", "Освобождение Европы", "Восточно-Прусская операция", "На Берлин! ", "Капитуляция Германии", "День Победы", "Союзники", "Берлин: от войны к миру", "Парад Победы", "Пришел солдат с фронта", "Суд народов", "Не стареют душой ветераны".

Знакомство с размещенной в разделе экспозицией архивных фотодокументов и информацией о деятельности государственных архивов будет способствовать увеличению количества пользователей архивными фотофондами, более внимательному, бережному и ответственному отношению пользователей к имеющимся в их семейных альбомах фотографиям военного периода, а также позволит государственным архивам более интенсивно и результативно вести работу по пополнению своих коллекций фотодокументов новыми поступлениями.

Фотодокументы Архивного фонда Российской Федерации активно используются для создания и обновления музейных экспозиций, выставочных проектов, фотоальбомов военно-патриотической тематики, монографий, энциклопедических, учебных и справочных изданий и др. Ветераны войны используют архивные фотодокументы в качестве иллюстративного материала для своих мемуаров, преподаватели и школьники - для создания школьных музеев боевой славы. Архивные фотодокументы активно публикуются в периодических изданиях, используются для создания документальных кинофильмов и телепередач.

Таким образом, значение фотодокументов определяется задачами их создания и непосредственно самими объектами фиксации изображений. Научные явления, исторические события и человек в контексте этих событий, материальные предметы и объекты древнего и современного происхождения имеют бытовое, художественное и исследовательское значение.

Преодоление информационного “голода” является насущной задачей нынешнего столетия, и ее решение зависит, в первую очередь, от организаторов науки. При этом, конечно, необходимо объединение усилий множества ученых, архивистов, любителей фотографии с целью выявления и последующей публикации первичных данных о материалах, хранящихся в архивохранилищах разных стран.


Заключение


Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач.

В результате проведённого исследования по теме "Фотодокументирование и фотодокументы" можно сделать ряд выводов:

В связи с колоссальным ростом научно-технической и аудиовизуальной документации, а также необходимостью ее использования в научных и других целях стала постепенно складываться технотронная архивистика как самостоятельная научная дисциплина. Важно заметить, что она имеет ярко выраженную специфику в разработке приемов и методов работы с документами технотронного происхождения.

Фотодокумент - это документ, созданный фотографическим способом. К фотодокументам относят фотографии и диапозитивы (слайды).

Фотография представляет собой совокупность процессов и способов получения изображений на светочувствительных материалах действием на них света и последующей химической обработки. Фотография может быть черно-белой или цветной, на различных основах - гибкой полимерной (фотопленка), жесткой (металл, стекло, пластмасса) и бумажной (фотобумага). Диапозитив — это позитивное фотографическое или рисованное изображение на прозрачном материале (пленке или стекле). Диапозитив проецируют на экран с помощью диапроектора или диаскопа.

Сразу же после своего появления фотография получила широкое применение в самых различных сферах человеческой жизни: в политике, науке, культуре, искусстве, криминалистике и т. д. С фотографией тесно связано развитие отраслей, занимающихся технической обработкой информации: полиграфии, картографии, репрографии. Фотодокументам отводится важная роль в средствах массовой информации. Они являются важнейшим историческим источником. Фотография заняла прочное место в документах, удостоверяющих личность: в паспортах, студенческих билетах, водительских удостоверениях и т.п.

Такое важное значение фотодокументы приобрели, прежде всего, потому, что обладают огромной информационной ёмкостью, могут одновременно и в деталях фиксировать множество объектов. В библиотеках, архивах и музеях возникает масса проблем в связи с возможным повреждением или утратой ценнейших фотодокументов. В целях обеспечения сохранности фотодокументов и своевременного выявления возникающих на них дефектов, документы должны подвергаться периодическому контролю в процессе хранения.

Это весьма важно, если учесть, что около 80 % информации человек получает с помощью зрения. Ценность фотодокументов связана и с тем, что они возникают в момент событий и на месте событий. Наконец, фотодокументы не только несут информацию о реальной действительности, но и оказывают эстетическое воздействие на человека.

Значение фотодокументов определяется задачами их создания и непосредственно самими объектами фиксации изображений. Научные явления, исторические события и человек в контексте этих событий, материальные предметы и объекты древнего и современного происхождения имеют бытовое, художественное и исследовательское значение.

Фотодокументы организуются в фототеку — систематизированное собрание фотографий, негативов или позитивов (диа­позитивов) с целью их хранения и выдачи для пользователя.

Использование микрографической техники расширило сферу использования фотодокументов. В результате появились документы на микроформах. Это фотодокументы на плёночном или другом носителе, которые для изготовления и использования требуют соответствующего увеличения при помощи микрографической техники.

В библиотеках, архивах и музеях возникает масса проблем в связи с возможным повреждением или утратой ценнейших фотодокументов. Задача библиотеки – сохранение всех своих фондов, часто очень разнообразных. Чтобы должным образом сохранять коллекцию фотодокументов, необходимо  понимать: что же мы хотим сохранить?


Библиографический список

Литература


1.                 Длужневская Г.В.. Фотография — память народов. Материалы фотоархива Института истории материальной культуры Российской академии наук (Санкт-Петербург) // Культурное наследие Российского государства. СПб., 1998.  187с.

2.                 Кушнаренко Н.Н. Документоведение.  Киев.: Знание, 2000. 460с.

3.                 Ларьков Н.С.  Документоведение.  М.: Издательство АСТ, 2006. 427с.

4.                 Магидов В.М. О проблемах взаимосвязи архивоведения и источниковедения аудиовизуальных документов // Исторические записки. Теоретические и методологические проблемы исторических исследований. Вып. 1 (119). M., 1995. 198с.

5.                 Охотников А.В., Булавина Е.А. - Документоведение и делопроизводство. М.:  Издательство  МарТ,  2004.  288с.

6.                 Стенюков М.В. Документоведение и делопроизводство: Конспект лекций. Делопроизводство. М.: ПРИОР, 2006. 173с.

7.                 Таллер М. Что такое "источнико-ориентированная обработка данных"; что такое "историческая информатика"? // История и компьютер: Новые информационные технологии в исторических исследованиях и образовании. МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1993. 98с.


Электронные ресурсы


8. Магидов В.М. Технотронная архивистка на рубеже столетий. #"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Магидов В.М. Технотронная архивистка на рубеже столетий. #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Магидов В.М. О проблемах взаимосвязи архивоведения и источниковедения аудиовизуальных документов // Исторические записки. Теоретические и методологические проблемы исторических исследований. Вып. 1 (119). M., 1995. С. 270-271.


[3] Таллер М. Что такое "источнико-ориентированная обработка данных"; что такое "историческая информатика"? // История и компьютер: Новые информационные технологии в исторических исследованиях и образовании. МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1993. C. 5-18.

[4] Кушнаренко Н.Н. Документоведение. Киев.: Знание,2000.С.49-50

[5] Кузнецов В.В. Криминалистическая фотография. #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] Тематический раздел "Победа. 1941-1945". http://victory.rusarchives.ru/


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.