Рефераты. Финансы, денежное обращение и кредит

Кейнсианская модель макроэкон. равновесия построена на принципах, отличных от постулатов классической школы. В кейнсианской модели отсутствует гибкость цен, так как, во-первых, в коротком периоде экономические субъекты подвержены денежным иллюзиям, кроме того в экономике в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты, монополизация и т. д.) реальная гибкость цен отсутствует. Особое значение имеет относительная жесткость номинальной зарплаты. Кейнс подчеркивал, что номинальная зарплата в коротком периоде фиксирована, так как определяется долгосрочными трудовыми контрактами, кроме того, если она и меняется, то только в одну сторону — повышения в периоды экон. подъема. Снижению же ее в периоды экон. спада препятствуют профсоюзы, имеющие большое влияние в развитых странах. В силу этого рынок труда несовершенен и равновесие на нем устанавливается, как правило, в условиях неполной занятости

Однако осн. особенность кейнсианской модели заключается в том, что реальный и денежный сектор экономики оказываются взаимосвязанными Указанная взаимосвязь обусловливается спецификой кейнсианской трактовки денежного спроса, согласно которой деньги явл. богатством и имеют самостоятельную ценность, и выражается через трансмиссионный механизм ставки процента

Важнейшим рынком в кейнсианской модели явл. рынок благ. В связке «совокупный спрос — совокупное предложение» ведущая роль принадлежит совокупному спросу. Но так как его величина корректируется в результате взаимодействия с денежным рынком, то определяющим параметром общего равновесия становится эффективный спрос, величина которого устанавливается в модели совместного равновесия.

Кейнсианская модель МЭР описывает экономику как целостную систему, в которой все рынки явл. взаимосвязанными, и изменение условий равновесия на одном из рынков вызывает изменение равновесных параметров на других рынках и условий ОЭР в целом. При этом преодолевается классическая дихотомия (разделение экономики на два сектора: реальный и денежный рынки), исчезает строгое разделение переменных на реальные и номинальные, а уровень цен становится одним из параметров общего равновесия

По Кейнсу все расходы общества состоят из 4 однотипных компонентов: — личное потребление; — инвестиционное потребление; — гос. расходы; — чистый экспорт

Согласно «основному психологическому закону», величина предельной склонности к потреблению находится между нулем и единицей, а предельная склонность к сбережению равна отношению изменения величины сбережений к изменению доходов. Когда общий доход возрастает, часть прироста будет направлена на потребление, а другая часть — на сбережение.


3.            Меркантилизм как учение и эк.политики: осн. содержание и значение для совр.России


Меркантилизм как экон. политика в странах Западной Европы нашел свое наиболее отчетливое выражение в Англии. Разделяют 2 этапа в развитии меркантилизма. Ранний этап характеризуется как система денежного баланса (форма государственного регулирования в целях обеспечения благосостояния общества, осн. принципом которой было стараться покупать у иностранцев меньше, чем продавать на иностранные рынки). Первая задача - форсирование привлечения денег в страну - ставилась перед так называемыми складочными местами, представлявшие собой официальные торговые пункты, где правительство взимало пошлины и непосредственно контролировало денежное обращение. Что касается второй цели, которая ставила перед собой система денежного баланса - удержания денег внутри страны, - то для этого употреблялись следующие средства контроля: 1) учреждение монетного двора, 2) должности королевских менял 3) должности так называемых сыщиков и таможенных надсмотрщиков и 4) закон истрачения. Весь этот комплекс особых мер исходил из правила, что оценка иностранной монеты совершалась правительственными учреждениями.

C ростом торгового и промышленного капитала в стране ранний меркантилизм, с его мелочной опекой над торговыми сделками, стал тормозить экономическое развитие страны. На смену раннему меркантилизму, монетарной системе, которая рассматривала активный баланс в качестве денежного баланса, пришел развитой меркантилизм, добивавшийся активного торгового баланса. Система торгового баланса, считавшая что сумма продаж товаров должна превышать на государственном уровне сумму покупок, представляла собой более зрелый этап экон. политики, обусловленный дальнейшим развитием производительных сил. Цель новая системой преследовалась прежняя, но способы и методы ее достижения практиковались иные, чем система денежного баланса. Если монетарная политика стремилась к накоплению денежных сокровищ в стране мероприятиями чисто административного характера, то развитой меркантилизм ориентировался на широкий вывоз товаров, осуществлял политику протекционизма (запрет на вывоз сырья, субсидии мануфактурам, госзаказы, ограничение уровня зарплаты), покровительствовал насаждению мануфактур, поощрял колониальную экспансию.

Итак, меркантилизм, как экон. политика, прошел два этапа в своем развитии, - систему денежного баланса ( ранний меркантилизм или монетарная система) и систему торгового баланса (развитой меркантилизм или мануфактурная система). Оба этапа меркантилистической политики, в конечном счете, добивались накопления денежных сокровищ в стране. Однако пути к достижению этой цели были различными.

Оба этапа меркантилистической политики, в конечном счете, добивались накопления денежных сокровищ в стране. Однако пути к достижению этой цели были различными.

В соответствии с этими этапами развития меркантилизма, как системы экон. политики, находилось и развитие меркантилизма как системы экон. воззрений.

Для меркантилистов характерен анализ проблем экономики, исходя из сферы обращения; процесс производства их интересовал как неминуемое зло, необходимое для изготовления товарной массы, подлежащей реализации на внешних рынках. Меркантилисты оказывали ремеслу предпочтение по сравнению с земледелием, что вытекало из их общей концепции о зависимости активного торгового баланса от вывоза промышленных изделий, от народонаселения. Меркантилисты были апологетами привилегированных торговых компаний, что объяснялось той исключительной ролью, которую играл торговый капитал в экономике Европы в период первоначального накопления капитала.

Меркантилисты придавали большое значение в регулировании хозяйственной жизни страны государственной власти. В этом выражалась действительная, объективная роль государственной власти в деле создания капиталистического базиса в недрах разлагающегося феодального строя. В качестве представителей первой буржуазной школы политэкономии меркантилисты пытались теоретически обобщая практику торгового капитала, анализировать отдельный категории политэкономии. Стоимость они не мыслили себе иначе как воплощенной в деньгах, величину стоимости они трактовали как порождение обмена. Прибыль они выводили из “отчуждения” товаров, творческой силой, создающей прибыль, они считали внешнюю торговлю. Меркантилисты провозгласили благородные металлы в их телесной форме в качестве единственного воплощения народного богатства, - отсюда их стремление к максимальному накоплению денежных сокровищ. Производительным трудом они считали труд, применявшийся в отраслях производства, производивших товары.

Меркантилисты, конечно, ошибочно трактовали категории политэкономии. Вместе с тем нельзя не отметить, что та верховная роль, которую они отводили в экономике страны деньгам, внешней торговле, отражала большую роль их в эпоху первоначального накопления капитала, как факторов, содействовавших ускорению процесса перехода от феодального способа производства к капиталистическому. Меркантилисты, ориентировавшиеся на процесс обращения, были первыми истолкователями буржуазного способа производства. Меркантилистическая теория в грубой, примитивной форме провозгласила в качестве цели капитализма, в качестве его жизненного призвания, его подлинной сущности, - извлечение прибыли. Меркантилистическая теория представляла собой предысторию буржуазной политэкономии.

Меркантилизм как промежуточный тип хозяйственной системы представляет собой экономику, в которой существует рыночный обмен, но институциональная структура не позволяет использовать преимущества расширенного рыночного порядка. Институциональная структура такого экон. порядка характеризуется сильным регламентирующим влиянием гос-ва, которое существенно зависит от элитарных групп, получающих привилегии различного рода.

Следовательно, при меркантилизме: 1. Господствует мнение, что благосостояние народа может быть достигнуто только благодаря государственному регулированию, причем действия гос-ва часто заменяют или деформируют рыночный механизм. 2. Ведется внешняя политика, которая способствует изоляции, страны, прикрываемая лозунгом «опоры на собственные силы». 3. В политической сфере демократические институты подчинены влиянию постоянно меняющихся властных групп.

Для современной РФ идеи меркантилизма также актуальны:

1. Нефтяной бюджет Российской Федерации, т.е. значимая часть доходов бюджета состоит из продажи гос-вом за рубеж нефти, газа и т.д. В эпоху меркантилизма частным лицам запрещалось вывозить драгоценные металлы за рубеж (нефть в данной ситуации я приравниваю к драгоценным металлам), т.е. существовала гос. монополия.

2. Одним из негативных явлений меркантилизма прижившихся в современной России представляется мне факт получения основной прибыли не производителем, а продавцом и перепродавцом.


4.            Кривая Лаффера и совершенствование налогообложения в РФ


Гос. расходы и налоги активно используются властями для воздействия на экон. ситуацию. Манипулируя ими, гос-во может повлиять на совокупный спрос и ВВП. Таким образом, гос-во увеличивает или сокращает и совокупный спрос на товары и услуги, и предложение на рынке произведенных в течение года конечных товаров и услуг (ВВП). В современной экономике неуклонно повышается удельный вес государственных финансов в общем объеме ВВП (включая госбюджет с его осн.и компонентами - государственными бюджетными расходами и налогами).

Манипулирование государственными расходами и налогами связано с конкретной деловой активностью - либо в периоды спадов, либо - подъемов. С его помощью властям удается поставить в зависимость от изменений величины государственных расходов и налогов динамику совокупного спроса и ВВП, способствуя их стабилизации. В связи с выполнением этих функций некоторые госрасходы и налоги в экон. теории называют "встроенными стабилизаторами" рыночной экономики.

 Американский экономист А. Лаффер исследовал взаимосвязь между величиной ставки налога и поступлениями в госбюджет средств от сбора налогов. Он установил следующую закономерность: повышение налоговой ставки обеспечивает большую величину налоговых поступлений лишь до определенного момента, а после него дальнейшее повышение ставки налога ведет к снижению стимулов производства, и таким образом общая сумма налоговых поступлений от предприятий сокращается.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.