Рефераты. Финансы, денежное обращение и кредит

Чистая прибыль, т.е. прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется двумя способами: 1. Посредством образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и резервных фондов; 2. Путем непосредственного распределения чистой прибыли по отдельным направлениям.

Во втором случае распределение прибыли отражается в финансовом плане.

В первом случае дополнительно к финансовому плану составляются сметы расходования фондов накопления и потребления.

Фонд накопления используется на НИР, проектные, конструкторские и т.п. работы, освоение новых технологий и выпуск новой продукции, техническое перевооружение и реконструкцию, погашение долгосрочных ссуд, прирост оборотных средств, на природоохранные мероприятия, на учредительские взносы.

Фонд потребления используется на социальное развитие и социальные нужды.


31.        Гос. регулирование цен


В развитых странах мира правительства различными способами регулируют рынки: через механизм налогообложения, предоставление субсидий, установление контроля за ценами и др. Рассмотрим изменения в рыночном механизме при установлении гос-вом максимальной цены, более низкой, чем цена равновесия.

Установление гос-вом цен, более низких, чем цена равновесия, дает возможность людям с низкими доходами приобрести определенные виды жизненно необходимых товаров и услуг. Типичный пример подобного регулирования — установление государственного контроля над ценами на рынке жилья, в частности, регулирование квартирной платы. Это не исключает, однако, возможности возникновения таких негативных последствий регулирования, как появление новых государственных учреждений, регламентирующих очередь на получение жилья, возникновение черного рынка жилья и др. Оптимальным средством решения данной проблемы явл. дотации гос-ва в форме предоставления льготных кредитов с целью расширения строительства жилья.

Государственное регулирование цен целесообразно и в том случае, когда цена равновесия слишком низка. Подобная ситуация складывается в сельском хозяйстве, и связана она с особенностями ценообразования в данной сфере. Формирование общественно необходимых затрат здесь происходит в соответствии не со средними затратами (как в промышленности), а с наибольшими, предельными затратами, которые имеют место на худших по качеству участках земли, иначе цена равновесия не будет обеспечивать доход товаропроизводителям. Государственное регулирование цен в сельском хозяйстве также обусловлено потребностью стимулирования такого объема производства, при котором страна могла бы полностью обеспечить себя продовольствием, что явл. показателем экон. безопасности. В результате государственного регулирования образовываются излишки сельскохозяйственной продукции, которые страна может попробовать продать на мировых рынках по демпинговым (заниженным) ценам. При этом гос-во защищает отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя с помощью высокой пошлины на ввозимую импортную продукцию.

Практика передовых стран мира показала, что свободная рыночная экономика без государственного регулирования неспособна достичь общего равновесия, то есть одновременного равновесия на всех рынках и во всем хозяйственном комплексе. Иной подход к проблеме свойствен популярной на Западе теории общего равновесия Л. Вальраса, которую И. Шумпетер назвал «священным писанием» политической экономии. Теорию общего равновесия в модернизированном виде и сейчас считают ядром политической экономии.

Государственное регулирование цен осуществляется государственными органами прямо и опосредовано. В первом случае гос-во устанавливает цены на акцизные товары, на продукцию базовых отраслей промышленности, образующих каркас системы цен (уголь, электроэнергию и др.), которые, как правило, находятся в государственной собственности, предоставляет гос. субсидии, в том числе ценовые, устанавливает договорные цены на товары и услуги военного назначения. В рамках ЕС надгос. органы устанавливают фиксированные цены на сельскохозяйственную продукцию, унифицируют транспортные тарифы, гармонизируют налоги, социальные выплаты и т. д., что свидетельствует о прямом и опосредованном наднациональном регулировании цен.

В рамках отдельных стран опосредованное регулирование цен осуществляется через механизм ускоренной амортизации, установление налога на добавленную стоимость, стимулирование экспортной деятельности отечественных товаропроизводителей, предоставление им льготных кредитов и др. Государственное регулирование цен значительно усиливается во время кризиса.

Важной особенностью государствено-монополистического регулирования экономики в конце 70-х гг. и в последующий период в развитых странах, где к власти пришло консервативное руководство, явл. некоторое ослабление государственного вмешательства на национальном уровне при одновременном усилении государственно-монополистического регулирования на наднациональном уровне, которое осуществляется в рамках региональных экон. объединений, международных экон. организаций. Последняя тенденция еще больше усиливается на новом этапе НТР, с началом нового переворота в технологическом способе производства, который носит интернациональный характер. Эти изменения в государственном регулировании экономики на международном уровне будут влиять на национальные формы и методы регулирования.


32.        Состав и структура цены: расчет цен на основе издержек производства, на основе анализа безубыточности. Эластичность цен


Цена – это денежное выражение стоимости товара. Она относительно полно или ориентировочно отражает в денежном выражении затраты общественного труда, материала, на обязательные платежи, получение прибыли, с учетом прочих расходов на производство данного вида изделия.

На рынке товаров цены различаются по видам: оптовые цены, возмещающие издержки и обеспечивающие прибыль предпринимателю (оптовые базы); розничные цены, по которым товары реализуются населению в торговой сети или отдельными продавцами (реализаторами); цена производства, которая, как и оптовая цена равна издержкам плюс максимальная прибыль на весь авансированный капитал (автозаправочные станции); закупочные цены на продукты сельского хозяйства, рыболовства, охоты, лесных угодий и др., закупаемых у населения, мелких предпринимателей; цена рабочей силы, выступающая в форме заработанной платы.

В зависимости от района действия цены могут быть едиными в стране (стоимость доллара) или дифференциальными по регионам. По срокам действия цены различаются: условно постоянные; временные; сезонные. Цены разнятся также по способу включения транспортных расходов и другим признакам, оказывающим влияние на ценообразование.

В рыночной экономике всеобщим инструментом механизма хозяйствования выступает цена. Все процессы планирования, регулирования и стимулирования экон. деятельности на всех стадиях воспроизводства осуществляется с помощью цен. Посредством цен достигается взаимосвязь всех элементов социально-экон. системы современного общества.

Цена выполняет ряд функций: — Учетно-измерительная – с помощью цены учитываются затраты производителей, устанавливается (измеряется) кол-во денег, необходимое для совершения товарных сделок, определяются масштабы денежной массы для осуществления платежей; — Информационная – дает покупателям и продавцам информацию об изменениях в спросе и предложении, о потребностях в тех или иных товарах, дефиците при избытке ресурсов и т.п. Тем самым покупатели и продавцы ориентируют свои действия. — Стимулирующая – стимулирует наиболее экономичные способы производства и наиболее рациональное поведение спроса; — Распределительная – производители через цену ориентируются в распределении полученного дохода;— Социальная – цены влияют на уровень жизни, структуру и объем потребляемых товаров и услуг. Манипулируя ценами, правительству регулирует уровень потребления различных слоев общества.

Любая цена включает в себя определённые элементы. Состав цены – значение элементов цены в абсолютном выражении. Структура цены – удельный вес отдельных элементов в составе цены, выраженный в % или в долях. Косвенные налоги (НДС, акциз) включаются в цену услуги, работы, прямые же устанавливаются на имущество.

 Различают два подхода в методологии ценообразования: стоимостной или затратный, и полезностный (ценностный). Затратный метод опирается на трудовую теорию стоимости Маркса. Согласно ей, цена опирается совокупностью затрат на производство, или издержками производства. К ним производители добавляют определенную сумму денег, составляющую, чаще всего, среднюю прибыль.

Затратный: Продукт – Технология – Затраты – Цена – Ценность – Покупатель.

Ценностный: Покупатель – Ценность – Цена - Затраты – Технология – Продукт

Затратный подход представляет собой пассивное ценообразование, ценностный подход активное ценообразование (более предпочтителен). Ценность товара – то кол-во денег которое покупатель готов заплатить за товар исходя из его полезности.

В современной западной экономике большинство фирм используют для формирования цен метод «полных затрат» (сумма всех издержек производства с добавлением надбавки на прибыль, отнесенные на единицу продукции). Механизм ценообразования включает следующие технологические стадии: изучение допустимого уровня цены и качества товара на различных рынках; определение уровня издержек производства и реализации товара в зависимости от объема производства и с учетом фактора времени, а также уровня цен на оборудование, сырье и материалы; оценка возможной массы прибыли и чистой прибыли при различных объемах продаж с учетом выплаты налогов, процентов за кредит и других обязательных платежей из прибыли; оценка конкурентоспособности данного товара; согласование уровня надбавок и скидок к цене с осн.и покупателями товара; постоянное изучение конъюнктуры рынка и эффективности цены, своевременное ее снижение для расширения масштабов спроса. Механизм ценообразования требует наличия достаточного объема ценовой информации и компетенции работников.

В теории ценообразования встречаются неск. методов расчета цены. Наиболее известные из них это: — расчет цены на основе себестоимости (или средние издержки плюс прибыль); — расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли; — установление цены на основе уровня текущих цен или цен конкурентов; — установление цены на основе торгов; — маркетинговый подход к формированию цены.

Самым простым явл. первый метод — расчет цены на основе себестоимости (или средние издержки плюс прибыль), суть которого состоит в том, что производитель определенного товара вычисляет себестоимость производства товара, а затем начисляет определенную наценку, которая и представляет собой прибыль производителя. Таким образом, цена товара равна себестоимость плюс наценка. Расчет цен на основе издержек производства состоит в суммировании издержек и прибыли, которую предприятие рассчитывает получить. Преимущество этого метода: простота и удобство, поэтому возможна ситуация, что при данной цене товар не будет пользоваться спросом на рынке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.