Рефераты. Финансовая система государства

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований Российской Федерации, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

В зависимости от места размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Кредитная деятельность РФ на мировой арене регулируются Федеральным Законом "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям", принятым Государственной Думой 7 декабря 1994 г. и одобренным Советом Федерации 17 декабря 1994 г.

В настоящее время Российская Федерация является крупным заемщиком как внутри страны, так и на международной арене.

В качестве заемщиков средств федерального бюджета выступают российские предприятия и организации-юридические лица и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Предоставление ссуд юридическим лицам в период осуществления ими структурной перестройки осуществлялось в соответствии с Указом Президента РФ "О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета" от 8 июля 1994 г. № 1484.

В соответствии с "Порядком контроля за целевым использованием средств краткосрочной финансовой поддержки", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 714, контроль за соблюдением договора о предоставлении бюджетной ссуды возлагался на Министерство финансов РФ через его органы - Казначейство и Контрольно-ревизионное управление и их аппарат на местах.

Контролирующие структуры особое внимание должны обращать на целевой характер использования средств. Запрещается помещение средств на депозитные счета в качестве кредитных ресурсов, их использование для покупки свободно конвертируемой валюты ( за исключением необходимости приобретения импортных материалов), их отвлечение на другие финансовые операции. В случае выявления фактов нецелевого использования ссуды Министерство финансов РФ принимает меры по ее досрочному возврату и взысканию процентов за пользование ссудой.

Внешние ссуды. Это кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают финансовые обязательства перед РФ как кредитором.

Ежегодно утверждается предельный размер государственных кредитов, предоставляемых РФ. На 1995 г. предельный размер государственных кредитов, предоставляемых РФ иностранным государствам (за исключением государств-участников СНГ), установлен в сумме 600 млн. долл. США. Кредиты государствам СНГ ограничиваются средствами, поступающими в виде процентных платежей и сумм в погашение основной задолженности по ранее предоставленным кредитам.

7. Финансы хозяйствующих субъектов. Данный вид финансов включает финансы коммерческих предприятий и организаций (нефинансовые предприятия, кредитные организации) и финансы некоммерческих организаций.

Финансовая система может быть представлена также как совокупность трех основных звеньев:

1. Государственные финансы, которые объединяют: федеральный бюджет, бюджет субъектов Федерации, бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов, денежные средства Банка России, денежные средства государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.

Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.

В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы и прежде всего федерального бюджета Российской Федерации.

В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании усиливается.

В условиях углубления рыночных реформ основные задачи бюджетной политики состоят в следующем:

1) удержать экономику от спада производства;

2) обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо, прежде всего, предпринять неотложные меры к укреплению денежного обращения как основы успешного проведения экономических реформ. Только в условиях устойчивого и хорошо функционирующего денежного обращения возможно реализовать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного механизма;

3) стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе;

4) сократить непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;

5) укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

6) создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;

7) усилить контроль за величиной государственного долга. В Послании Президента РФ Правительству РФ "О бюджетной политике в 1997 г." подчеркивается, что основные задачи бюджетной политики состоят в полноценном финансировании социальной сферы, стимулировании инвестиционной активности, безусловном выполнении государством своих финансовых обязательств.

2. Местные финансы охватывают местные бюджеты, муниципальные внебюджетные фонды, денежные средства муниципальных банков, денежные средства муниципальных унитарных предприятий и учреждений, разовые добровольные сборы средств граждан.

3. Частные финансы — это денежные средства юридических лиц и иных организаций, основанных на праве частной собственности, и денежные средства физических лиц.

3. СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМОЙ


Еще одно представление финансовой системы основано на учете роли субъекта в общественном производстве. В этом случае финансовая система рассматривается как совокупность:

1.     финансов предприятий, учреждений, организаций;

2.     страхования;

3.     кредитования;

4.     государственных финансов.

Здесь важным является разделение субъектов финансовых отношений как организаторов страховой защиты и государственного регулирования от непосредственных участников производства.

Таким образом, в рамках финансовой системы выделяется совокупность, или подсистема, финансовых отношений, возникающих у хозяйствующих субъектов. Тем самым подчеркивается значительная роль финансов хозяйствующих субъектов в жизнедеятельности государства.

Одной из составляющих подсистем финансовой системы государства является совокупность государственных органов и учреждений, непосредственно осуществляющих финансовую работу. Для этого в стране создана разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений. К ним относятся: Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, таможенные органы Российской Федерации, кредитные органы, государственные социальные внебюджетные фонды. Кратко охарактеризуем их.

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г., является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. В систему финансовых органов входят соответствующие органы субъектов Федерации (министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и округах).

Основными задачами Минфина России являются:

·        разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики;

·        концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;

·        совершенствование бюджетной системы, разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

·        осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;

·        разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков;

·        и другие.

Федеральное казначейство Российской Федерации образовано Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. В соответствии с Положением о Федеральном казначействе РФ от 27 августа 1993 г. № 864, оно образует единую централизованную систему органов, рассредоточенных на всей территории страны. Казначейство подчиняется Минфину России.

Основные задачи, возложенные на органы казначейства, следующие:

·        организация и контроль над исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства;

·        регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, контроль над поступлением и использованием внебюджетных средств;

·        сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации;

·        ведение операций по учету государственной казны РФ;

·        управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего долга.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам создано Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. вместо Государственной налоговой службы РФ. Это министерство входит в систему федеральных органов исполнительной власти, подчиняется Президенту РФ и Правительству страны, имеет территориальные подразделения в субъектах Федерации и городах с районным делением.

Главными задачами данного министерства являются:

·        контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах;

·        контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующие бюджеты налогов и иных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Таможенные органы Российской Федерации являются правоохранительными органами и представляют собой единую систему, в которую входят: Государственный таможенный комитет, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты. Положение о Государственном таможенном комитете РФ утверждено Указом Президента Российской Федерации от 25 октября 1994 г.

Таможенные органы выполняют следующие основные задачи в области финансов:

·        обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность и защищают экономические интересы страны;

·        взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

·        участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, реализуют эти меры;

·        ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства;

·        осуществляет валютный контроль в пределах своей компетенции.

Система кредитных учреждений возглавляется Центральным банком РФ (Банком России), который осуществляет руководство в области кредита и контролирует всю сеть кредитных органов. Банк России действует в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. (в ред. от 26 апреля 1995 г. с последующими изменениями). Он является юридическим лицом, осуществляя при этом функции органа государственного управления, имеющего властные полномочия. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. (Более подробные сведения о деятельности главного банка Российской Федерации будут даны в последующих материалах настоящего пособия.)

Государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ) созданы с целью реализации прав трудящихся России, гарантированных им Конституцией РФ. Средства фондов имеют строго целевое назначение и находятся в ведении органов государственного управления с одноименными названиями. Фонды действуют как самостоятельные юридические лица.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона “О введение в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации” от 05.08.00 изменен порядок сбора платежей в государственные социальные внебюджетные фонды. С 1 января 2001 г. взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования уплачиваются в составе единого социального налога (взноса). При этом контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения взносов в указанные фонды возложен на налоговые органы Российской Федерации.

Главным внутренним источником всех централизованных и децентрализованных фондов государства являются финансы хозяйствующих субъектов. Именно в процессе деятельности предприятий и организаций создается национальное богатство, которое в последующем распределяется и перераспределяется посредством воздействия властных финансовых рычагов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансы отличаются от денег. Если деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты общественного труда, то финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода. Это своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение финансов - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль рублем за расходом денежных средств. Финансы выражают денежное отношение, в результате которого обеспечивается планомерное образование, распределение и использование денежных фондов и фондов государства, организаций и населения.

В самом общем виде финансовая система представляет собой совокупность и взаимодействие всех финансовых институтов определенного государства. В настоящей статье финансовая система рассматривается как элемент государственного хозяйства, обеспечивающий взаимосвязанное развитие всех его территориальных частей. Другими словами,  речь идет  о региональной (территориальной) проекции финансовой системы, то есть об организации финансовых потоков между центром, регионами и населением. Целью данного сегмента системы государственных финансов является  согласование локальных (региональных) и общих (государственных) интересов в социально-экономическом развитии страны.

Особенности становления понимаемой таким образом финансовой системы России определялись, в первую очередь, особенностями устройства государства, отличавшими наше отечество от  европейских стран.

Развитие  финансовой системы России происходило в непосредственной связи с эволюцией институтов ее государственного устройства. Более того, можно утверждать, что само формирование перечисленных институтов в значительной мере стимулировалось  поисками оптимальной организации материальных и финансовых потоков в государстве. Об этом свидетельствуют уже первые известные  факты  экономической истории нашей страны.

Под финансовой системой понимается система форм и методов планомерного использования различных фондов денежных средств.

Структура финансовой системы:

1.                 бюджетная система;

2.                 внебюджетные целевые фонды;

3.                 финансы предприятий и организаций;

4.                 фонды имущественного и личного страхования;

5.                 кредит (государственный, муниципальный и банковский).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Заявление Правительства и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике на 2002 год. 7 марта 2002 г.

2. Социально-экономическое положение России. 1993 - 1994. М.: Государственный комитет Российской Федерации по статистике. 1995.

3. О ходе выполнения Уточненного плана действий Правительства Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию “Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)” и программы Правительства Российской Федерации “Развитие реформ и стабилизация российской экономики”. М. 2002 г.

4. Проект программы Правительства Российской Федерации “Реформы и развитие Российской экономики в 1995 - 1997 годах.” М. 24 марта 1998 г.

5. Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 1994. С. 341 - 349.

6. Денежно-кредитная система России: состояние и пути выхода из кризиса // Деньги и кредит. 1994. № 2. С. 3 - 6.

7. Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы Россиии // Деньги и кредит. 1993. № 1. С. 3 - 23.

8. Заявление правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике в 1994 году // Деньги и кредит. 1994. № 4. С. 3 - 7.

9. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика. Баку. 1992. Т. 1. Гл. 17.

10. Обухов Н. П. Кредитный рынок и денежная политика // Финансы. 1995. № 2. С. 21 - 22.

11. Самуэльсон П. Экономика. М. 1992. Т. 1. Гл. 16, 17.

12. Фишер С. Дорнбуш Р. Шмальгези Р. Экономика. М. 1993. Гл. 27, 29.

13. Чекмаева Е. Н. Межбанковский кредитный рынок и его регулирование // Деньги и кредит. 1994. № 5-6. С. 68 - 71.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.