Рефераты. Экономические показатели деятельности торгового предприятия

%

13,3

4,8

-8,5

-

Уровень валового дохода (в % к обороту)

%

20

67,4

47,4

337


Из представленных данных видно, что сумма валовых доходов увеличилась почти в 6,5 раз, составив 435,8 тыс. руб.

Общая сумма валового дохода на анализируемом торговом предприятии формируется за счет доходов, полученных от реализации товаров, а также за счет доходов от прочей не основной деятельности. При этом, наибольший удельный вес в составе валового дохода как в 2000 г., так и в 2001 г. приходится на доходы от основной деятельности – реализации товаров. Их удельный вес в 2001 г. составил 95% от общей суммы валового дохода, что на 8,3% больше, чем в 2000 г.

Доля доходов от неосновной деятельности снижается в 2001 г. на 8,5%, составив всего 4,8%. Но в стоимостном выражении доходы возросли более чем в 2 раза, причем в основном за счет роста доходов от услуг по проявке фотопленки, которые возросли почти в три раза, доходы от кроя возросли на 92%.

Величина валового дохода зависит от ряда факторов, основными из которых являются: объем товарооборота и уровень валовых доходов к товарообороту.

Анализ прибыли и рентабельности.

В ходе анализа прибыли и рентабельности хозяйствующего субъекта изучают динамику изменения объема балансовой, чистой прибыли, уровня рентабельности, факторы их определяющие (величину валового дохода, уровень издержек обращения, доходы от других видов деятельности, включая сальдо внереализационных доходов, размер налогов и др.).

Анализ прибыли проведем по данным таблицы 2.7.

Из таблицы 2.7 видно, что показатели, характеризующие прибыльность предприятия, увеличиваются, так, прибыль от реализации товаров увеличивается в 2001 г. на 813%. Но снижается прибыль от неосновной деятельности на 5,9 тыс. руб. или 72%, хотя ранее мы определили, что доходы от неосновной деятельности возросли более чем в 2 раза. Значительно снизились доходы по этой статье расхода, поэтому снижается прибыль. В связи с этим сумма балансовой прибыли возросла на 725%.

Таблицы 2.7

Анализ прибыльности

Показатели

2000

2001

Отклонения

Темпы роста, %

Товарооборот

335,7

646,7

311

193

Валовые доходы

67,14

435,8

368,66

649,2

Уровень валового дохода, %

20

67,4

47,4

337

Издержки обращения

167,7

328,7

152

186

Уровень издержек, %

52,6

50,8

-1,8

96,6

НДС, тыс. руб.

4,2

7

2,8

167

Прибыль от реализации

39,1

318

278,9

813

Прибыль от неосновной деятельности

4,6

-1,3

5,9

28

Балансовая прибыль

43,7

316,7

273

725

Налог на прибыль

16,6

120,3

103,7

725

Чистая прибыль

27,1

196,4

169,3

725

Фонд накопления (45%)

12,2

88,38

76,2

724

Фонд потребления (35%)

9,5

68,7

59,2

723

Резервный фонд (20%)

5,42

39,3

33,88

725


Балансовая прибыль, уменьшилась на величину налога на прибыль, дает чистую прибыль, которая увеличилась на 725%.

Чистая прибыль распределяется между тремя фондами в следующем процентном соотношении:

-         фонд потребления – 35%,

-         фонд накопления – 45%,

-         резервный фонд – 20%.

На величину прибыли от реализации оказали влияние следующие факторы:

1. рост товарооборота в 2001 г. по сравнению с 2000 г. на 311 тыс. руб. (с 335,7 до 646,7 тыс. руб.) увеличил балансовую прибыль на 152,39 тыс. руб. (311 * 49 / 100).

2. увеличение среднего уровня валового дохода с 20% до 67,4% способствовало росту прибыли на 174,7 тыс. руб. (368,66 * 47,4 / 100).

3. рост издержек обращения на 86% привел к снижению прибыли на 11,6 тыс. руб. (646,7 * (-1,8) / 100 = -11,6). Знак минус в данном случае обусловлен тем, что уменьшение издержек обращения и прибыли находится в обратной зависимости, то есть снижение издержек ведет к росту прибыли, и, наоборот, их рост – к ее уменьшению.

4. общее влияние факторов на прибыль от реализации:

152,39 + 174,7 – 11,6 – 27,5 = 278,9 тыс. руб.

Снижение прибыли от прочей деятельности с 4,6 тыс. руб. до (-1,3 тыс. руб.) привело к соответствующему снижению величины балансовой прибыли.

Общее влияние на сумму чистой прибыли складывается из влияния факторов на объем прибыли от реализации, снижения прибыли от прочих операций, роста налога на прибыль:

278,9 – 5,9 – 103,7 = 169,3 тыс. руб.

С положительной стороны работу торгового предприятия характеризуют показатели рентабельности. По сравнению с 2000 г. рентабельность продаж возросла более чем в 4 раза (по прибыли от реализации) и на 36% (по балансовой прибыли) – более чем в 3,7 раза и на 22,3% или более чем в 3,8 раза (по чистой прибыли).

Рентабельность затрат, соответственно, возросла на 74,6% (или более чем в 4,4раза).

Прибыль в расчете на кв. м. торговой площади увеличилась на 0,9%, хотя по значениям это относительно небольшие цифры.

На каждого работника в 2001 г. приходится на 14,2% прибыли больше, чем в 2000 г.

 

 

 

 

Таблица 2.8

Показатели рентабельности

Показатели

2000

2001

Отклонение

Темпы роста

Рентабельность продаж, %

11,6

49,2

37,6

424

Рентабельность затрат, %

22,1

96,7

74,6

438

Фондорентабельность, %

0,06

0,33

0,27

550

Прибыль в расчете на один кв. м. торговой площади, тыс. руб.

0,16

1,06

0,9

663

Прибыль в расчете на одного торгового работника

1,7

15,9

14,2

935

 

Это говорит о том, что в 2001 г., деятельность магазина была эффективнее, чем в 2000 г.


3.     РЕКОМЕНДАЦИИ по  ОПТИМАЛЬНОМУ ПОВЫШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ показателей деятельности  предприятия

 

На основе проведенного анализа показателей деятельности ООО “Камелия” можно предложить ряд рекомендаций  по совершенствованию экономического механизма осуществления его коммерческой деятельности. Торговое предприятие является прибыльным, кроме того, в наличии имеются резервы увеличения рентабельности. 

Таким образом, предлагается проведение мероприятий по совершенствованию функций контроля в сфере закупок, целью которых является увеличение продаж и, следовательно, товарооборота.

В частности, имеет место необходимость по реализации следующих мероприятий:

-         мероприятия по совершенствованию работы с поставщиками и размещению заказов;

-         мероприятия по совершенствованию ассортимента;

-         мероприятия по совершенствованию системы обслуживания посетителей (потенциальных и реальных покупателей).

Кроме того, следует принять ряд мер по разработке и внедрению системы планирования и прогнозирования экономических показателей деятельности.

Рассмотрим основы методики планирования товарооборота.

План розничного товарооборота торгового предприятия состоит из следующих разделов: реализация (продажа) товаров по общему объему и отдельным товарным группам (структура товарооборота); товарные запасы и товарооборачиваемость; поступление товаров (товарное обеспечение).

Все разделы плана товарооборота взаимосвязаны, между ними существует балансовая связь:

Пф = <=Рт,

где Пф – покупательные фонды;

Т – объем товарооборота;

Рт – товарные ресурсы.

Прогнозы бывают двух типов: «от общего к частному» (от объема к структуре) и «от частного к общему». Второй подход более эффективен для небольших и средних предприятий.

Существует несколько методик планирования розничного товарооборота:

-         с учетом потребности в прибыли,

-         метод технико-экономических расчетов (нормативный),

-         методы, основанные на учете покупательского спроса.

Опробируем третью разновидность методик[2].

Удовлетворение покупательского спроса населения является важнейшей функцией торгового предприятия. В связи с этим целесообразно использовать для прогнозирования розничного товарооборота метод, основанный на применении коэффициента эластичности, который показывает, насколько изменится товарооборот при изменении покупательских фондов (доходов) населения на 1%. Коэффициент эластичности (Е) можно рассчитать по формуле:

,

где Iт – индекс (темп) роста розничного товарооборота;

Iпф - индекс (темп) роста покупательских фондов населения.

По данным статистического ежегодника[3], индекс покупательских фондов населения в 2001 г. составил 1,1, а розничный товарооборот 1,02.

Тогда коэффициент эластичности будет равен:

.

В предстоящем периоде (2002 г.) покупательские фонды возрастут на 6%, если не произойдут другие изменения, то с увеличением покупательских фондов объем розничного товарооборота возрастет на 30% (5 * 6), то есть расчетный товарооборот для магазина ООО «Камелия» составит 840,7 тыс. руб. (646,7 * 1,3).

Как известно, спрос может быть выражен в виде формулы:

С = NMB * Кn,

где N – число покупателей;

М – место;

В – время;

Кn – средний коэффициент совершения покупки.

Как было выяснено ранее, при анализе структуры товарооборота, наибольший удельный вес в объеме товарооборота приходится на парфюмерные изделий.

Так, по выборочным наблюдениям было зафиксировано, что парфюмерные товары ежемесячно покупает 580 человек, по 2 единицы, тогда их совокупный месячный спрос составит 1160 ед. Средняя розничная цена единицы равна 67 рублей, тогда планируемый объем продаж парфюмерных товаров составит 777,52 тыс. руб. ((1160 ед. + 67 руб.) * (92,5%)).



Заключение

       

 В настоящее время основными экономическими показателя­ми, характеризующими результаты коммерческой деятельно­сти торговых предприятий, выступают товарооборот, валовой доход, другие доходы, издержки обращения, прибыль и рентабельность.

Цель анализа объемных показателей деятельности - выявление, изучение и мо­билизация резервов роста доходов, прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества обслуживания покупателей. В процессе анализа проверяют степень выполнения планов по товарообороту, доходам, издержкам, прибыли, рентабель­ности, изучают их динамику, определяют и измеряют влияние факторов на результаты коммерческой деятельности предпри­ятий, выявляют и мобилизуют резервы их роста, особенно прогнозные. Система экономических показателей деятельности коммерческой фирмы включает в себя:

·        Товарооборот

·        Валовой доход

·        Издержки обращения

·        Прибыль и рентабельность

По результатам проведенного нами анализа экономических и финансовых показателей деятельности розничного магазина «Камелия», можно сказать, что в 2001 г. предприятие работало эффективно и улучшило результаты работы по сравнению с 2000 гг. по показателям товарооборота, валового дохода, прибыли от реализации, балансовой прибыли и чистой прибыли. Негативным моментом явилось увеличение суммы издержек обращения, хотя их доля в процентном соотношении к товарообороту снизилась.

Значительно возросли показатели рентабельности: рентабельность продаж, затрат, фондорентабельность; получено больше прибыли в расчете на 1 кв. м. торговой площади, кроме того, увеличилась сама торговая площадь магазина. На одного торгового работника приходится почти в 10 раз прибыли больше, чем в 2000 г.

Несмотря на улучшение экономических показателей деятельности торгового предприятия имеют место резервы повышения прибыли и рентабельности, в частности, посредством совершенствования действующей системы закупок, управления торговым ассортиментом, обслуживания покупателей, внедрения системы планирования и прогнозирования экономических результатов деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.     Валевич Р.П., Давыдов Г.А. Экономика торгового предприятия. - Мн.: Высшая школа, 1996.

2.     Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле и общественном питании. – Мн.: Высшая школа, 2000.

3.     Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Экоперспектива, 1998.

4.     Сергеев И.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 1997.

5.     Торговое дело: экономика и организация / Под ред. Брагина. – М.: Экономика, 1997.

6.     Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.


[1] Мосин Е.Ф. Налогообложение прибыли и доходов предприятий и организаций: современное состояние и ближайшие перспективы. - 2- е изд, перераб. И доп.-  СПб: ЗАО "ЭЛБИ", 1999. –  С. 52.

[2] Валевич Р.П., Давыдов Г.А. Экономика торгового предприятия. – М.: Высшая школа, 1996. – с. 50 – 51.

[3] Российский статистический ежегодник: Статистический сборник / Госкомстат России. – М., 2002. – с. 523.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.