Рефераты. База данных для информационной системы - Таксопарк

База данных для информационной системы - Таксопарк

БАЗА ДАННЫХ

ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

«Таксопарк»

Пояснительная записка к курсовому проекту по общепрофессиональной дисциплине

«Организация баз данных»

Специальность 552800 – Информатика и вычислительная

техника

Факультет

Кафедра

Курс 3

Семестр 6

2003

СОДЕРЖАНИЕ


| |Введение | |
| | |3 |
|1 |Выбор автоматизируемых функций и информационного обеспечения |4 |
|1.1 | Описание предметной области |4 |
|1.2 | Описание автоматизируемых функций |5 |
|1.3 |Первичное описание информационного обеспечения |7 |
| |Вывод |11 |
|2 |Выявление ограничений и правил поддержания целостности |11 |
|2.1 |Целостное ограничение на уровне атрибутов |11 |
|2.2 |Целостное ограничение на уровне строк |20 |
|2.3 |Целостное ограничение на уровне базы данных |26 |
| |Вывод |29 |
|3 |Разработка локальных концептуальных моделей | |
|3.1 |Разработка исходных локальных ER-моделей |29 |
|3.2 |Нормализация локальных моделей |35 |
|3.3 |Перевод целостных и операционных ограничений на уровне локальных |39 |
| |моделей | |
| |Вывод |39 |
|4 |Разработка глобальной концептуальной модели базы данных | |
|4.1 |Выявление и синтез эквивалентных сущностей |39 |
|4.2 |Выявление и синтез обобщающих сущностей |41 |
|4.3 |Выявление и устранение дублирования атрибутов и связей |41 |
|4.4 |Графическое представление глобальной ER-модели |42 |
|4.5 |Перевод целогстных и операционных ограничений на уровне |43 |
| |глобальной модели | |
|4.6 |Вывод |42 |
|5 |Проектирование реляционной SQL-модели | |
|5.1 |SQL-код для создания реляционной модели |42 |
|6 |Проектирование представлений для автоматизируемых функций | |
|6.1 |Определение способа и формы представления автоматизируемых |46 |
| |функций | |
|6.2 |Создание запросов для выборок |46 |
| |Заключение |47 |

ВВЕДЕНИЕ

Целью данного проекта является выработка умений и навыков проектирования структуры базы данных, предназначенной для функционирования автоматизированной информационной системы. Для достижения этой цели в данном проекте выполняется разработка структуры реляционной базы данных для гипотетической информационной системы "Таксопарк".

Информационная система «Таксопарк» предназначена для упрощения регулированием системы и для автоматизации её функций.

Разрабатываемая база данных предназначена для учёта действий системы, с целью в будущем легко, если это потребуется, вернуться к прежним изменениям в системе.

Раздел 1 посвящен выбору автоматизированных функций и информационного обеспечения. Здесь дается краткое описание предметной области; производится выбор и описание автоматизируемых функций; выполняется первичное описание информационного обеспечения.

Раздел 2 посвящен выявлению ограничений и правил поддержания целостности данных, которые будут размещаться в базе данных.
Рассматриваются ограничения и правила для отдельных атрибутов, кортежей, множеств кортежей и базы данных в целом.

Раздел 3 посвящен проектированию локальных ER-моделей, соответствующих отдельным автоматизируемым функциям. Здесь выполняется составление локальных исходных ER-моделей, производится нормализация локальных ER-моделей, разрабатываются спецификации ограничений и правил поддержания целостности для локальных ER-моделей.

Раздел 4 посвящен проектированию глобальной ER-модели. Здесь производится выявление и устранение эквивалентных сущностей, выявление категорий и синтез обобщающих сущностей, выявление и устранение дублирования атрибутов и связей. Строится графическое представление глобальной модели, специфицируются ограничения и правила поддержания целостности на уровне глобальной модели.

Раздел 5 посвящен проектированию реляционной SQL-модели. Здесь выполняется перевод глобальной ER-модели в реляционную форму, специфицируются ограничения и правила поддержания целостности на реляционном уровне, записывается SQL-код для создания реляционной модели.

Раздел 6 посвящен проектированию представлений для автоматизируемых функций. Здесь выполняется определение путей доступа к данным для автоматизируемых функций, записывается SQL- код локальных просмотров для автоматизируемых функций.

1 ВЫБОР АВТОМАТИЗИРУЕМЫХ ФУНКЦИЙ И ИНФОРИАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Данный раздел посвящен выбору автоматизируемых функций и информационного обеспечения, служащих основой для дальнейшего проектирования структуры базы данных. Здесь дается краткое описание предметной области; производится выбор и описание автоматизируемых функций; выполняется первичное описание информационного обеспечения.

Результаты получены путем мысленного воспроизведения и анализа предположительного функционирования гипотетической автоматизированной системы «Таксопарк» на основе здравого смысла и опыта исполнителя.
Обследование реальных или типовых объектов данного класса не производилось ввиду ограниченного времени, отводимого на курсовое проектирование.

1.1 Краткое описание предметной области

В данном подразделе дается краткое описание предметной области, в которой функционирует информационная система «Таксопарка». Описываются среда функционирования, объект и субъект управления, цели и задачи управления.

Таксопарк «Желтая Карета» является современным автотранспортным предприятием, которое оказывает услуги по перевозке людей на легковых автомобилях. Для состоятельных клиентов предусмотренная дополнительная услуга – VIP карта, которая позволяет накапливать скидку и оплачивать поездки со своего счета. Если поезда осуществляется одним клиентом в более чем один промежуточный пункт, а также, если нужно ждать клиента довольно продолжительное время, предусмотрена почасовая оплата с фиксированной таксой. Координирование водителей, принятие заказов у клиентов и их учет осуществляет операторская служба. Для автоматизации этого, а также и других процессов была разработана БД.

1.1.1 Среда функционирования

Среда функционирования системы «Таксопарк» включает область действий данного автотранспортного предприятия в пределах которой оно функционирует.

1.1.2 Объект управления

Объект управления представляет собой имеющиеся автомобили, водителей, рабочий персонал обеспечивающий перевозку клиентов.

1.1.3 Субъект управления (управляющая система)

Субъект управления представляет собой совокупность действий автотранспортного предприятия направленной на обслуживание клиентов, в пределах среды функционирования.

1.1.4 Цели и задачи управления

Цель управления состоит в автоматизации учёта действий по обслуживанию клиентов.

Для достижения этой цели в процессе управления решаются задачи автоматизации регистрации клиента, задачи обслуживания клиента.
1. Выбор и описание автоматизированных функций.

В данном подразделе выбираются и кратко описываются пять функций управляющей системы, которые предполагается автоматизировать с использованием разрабатываемой информационной системы. Дается сводка объектов предметной области, участвующих в реализации автоматизируемых функций.

1.2.1 Перечень автоматизируемых функций

В рамках данного проекта для автоматизации выбраны следующие пять функций автоматизированной системы «Таксопарк»:

1) Учет сведений о сотрудниках.

2) Учет принятых вызовов.

3) Учет VIP клиентов.

4) Учет материальных средств.

5) Учет сведений о контрагентах (поставщиках).

2. Функция 1 «Учет сведений о сотрудниках».

Данная функция позволяет быстро найти нужную информацию отделу кадров и операторской службе. В случае возникновения каких-либо непредвиденных ситуаций связанных с транспортным средством, также можно оперативно найти нужную информацию о нем, такую как идентификационный номер (VIN) или номер двигателя.

1.2.3 Функция 2 «Учет принятых вызовов».

Данная функция создает не только журнал вызовов, по которому можно вести отчетность, но с использованием атрибута «Флаг состояния» также позволяет следить за статусом вызова, то есть на какой этапе он находится.
Возможное изменение этого флага: заказ только принят (создана запись, но еще не один водитель не взял его); заказ взят одним из водителей и он либо едет к клиенту, либо уже выполняет заказ; заказ выполнен и водитель освободился; заказ вообще отменили.

4. Функция 3 «Учет VIP клиентов».

Данная функция позволяет хранить сведения о скидке для данного клиента и номер его договора, а также сумму его баланса, из которой он может оплатить поездку.

5. Функция 4 «Учет материальных средств».

Данная функция позволяет эффективно вести хранить данные об ответственном сотруднике и другие аналитические данные.

6. Функция 5 «Учет сведений о контрагентах (поставщиках)».

Данная функция необходима для автоматизации делопроизводства. Например, данные об ИНН поставщика ГСМ удобнее хранить в электронном виде, для их последующего использования бумажных документах, чем каждый раз их писать от руки.

1.2.7 Сводка объектов, участвующих в реализации функций
Объекты предметной области, участвующие в реализации автоматизируемых функций, сведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1 Сводка объектов, участвующих в реализации функций
|Ном|Имя объекта |Описание объекта |Функции |П|
|ер | | | |р|
|объ| | | |и|
|ект| | | |м|
|а | | | |е|
| | | | |ч|
| | | | |а|
| | | | |н|
| | | | |и|
| | | | |е|
| | | |1|2|3|4|5| |
|1 |Сотрудник |Коллектив Таксопарка |+|+| |+| | |
|2 |Транспортное |Автомобиль на котором производится|+|+| | | | |
| |средство (ТС) |перевозка клиентов | | | | | | |
|3 |VIP Клиент |Клиент постоянно пользующийся | |+|+| | | |
| | |услугами данного Таксопарка и | | | | | | |
| | |имеющий свой счёт в этой фирме. | | | | | | |
|4 |Вызов |Заявка клиента на осуществление | |+| | | | |
| | |перевозки данным транспортным | | | | | | |
| | |предприятием. | | | | | | |
|5 |Мат. средства |Запасная часть для ТС, техника, | | | |+| | |
| | |оборудование необходимое для | | | | | | |
| | |функционирования данного | | | | | | |
| | |транспортного предприятия. | | | | | | |
|6 |Поставщик |Компания или фирма, которая | | | | |+| |
| | |поставляет мат. Средства данному | | | | | | |
| | |Таксопарку. | | | | | | |
|7 |Запись |Компания или фирма, которая |+|+|+|+|+| |
| | |поставляет мат. Средства данному | | | | | | |
| | |Таксопарку. | | | | | | |

1.3 Первичное описание информационного обеспечения
В данном подразделе дается первичное описание информационного обеспечения функций, выбранных для автоматизации. Информационное обеспечение каждой функции в виде совокупности атрибутов, необходимых для ее осуществления, с указанием объектов предметной области, которым принадлежат атрибуты, отражено в табл. 1.2–1.6.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.