Рефераты. Анализ формирования и использования прибыли предприятия на примере БКУТП Оптовая база "Бакалея&...

а) Прибыль от операционной деятельности

б) Прибыль от инвестиционной деятельности

в) Прибыль от финансовой деятельности

3. Состав элементов, формирующих прибыль

 

 

а) Маржинальная прибыль

б) Балансовая или валовая прибыль

в) Чистая прибыль

4. Характер налогообложения прибыли

а) Налогооблагаемая прибыль

б) Прибыль, не подлежащая налогообложению

5. Характер инфляционной «очистки» прибыли

 

 

а) Прибыль номинальная

б) Прибыль реальная

6. Рассматриваемый период формирования прибыли

а) Прибыль предшествующего периода

б) Прибыль отчетного периода

в) Прибыль планового периода

7. Регулярность формирования прибыли

а) Регулярно формируемая прибыль

б) Чрезвычайная прибыль

8. Характер использования прибыли

а) Капитализированная прибыль

б) Потребленная (распределенная) прибыль

9. Значение итогового результата хозяйствования

а) Положительная прибыль

б) Отрицательная прибыль (убыток)


В обоих случаях под прибылью понимается результат хозяйствования по основной производственно-сбытовой деятельности предприятия. Основной целью финансового анализа является разработка и принятие обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта. В анализе используются следующие показатели прибыли:

- балансовая прибыль;

- прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

- прибыль от прочей реализации;

- внереализационные результаты (доходы и расходы от внереализационных операций);

- налогооблагаемая прибыль;

- чистая прибыль.

Балансовая прибыль представляет собой часть балансовой прибыли, которая служит базой для расчета налога, подлежащего внесению в бюджет. В процессе анализа определяется состав балансовой прибыли, ее структура, динамика и выполнение плана за анализируемы период. При изучении динамики и выполнения плана балансовой прибыли применяют метод сравнения: сравнение показателей отчетного периода с предшествующим в первом случае и сравнение фактических показателей отчетного периода с плановыми. На изменение балансовой прибыли оказывают влияние многие факторы. Количественно можно измерить факторы первого, второго и третьего порядков.

К факторам первого порядка относятся изменения:

1)     прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

2)     прибыли от прочей реализации;

3)     внереализационных финансовых результатов.

В свою очередь прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) зависит от следующих факторов:

1)     объема реализованной продукции;

2)     структуры реализованной продукции;

3)     полной себестоимости реализованной продукции;

4)     цен на реализованную продукцию.

Эти факторы относятся к факторам второго порядка балансовой прибыли. Более детально и наглядно факторы трех уровней представлены на рисунке 1[2].

Рисунок 1 - Структурно-логическая схема факторной системы балансовой прибыли

При расчете влияния факторов первого порядка на балансовую прибыль используется аддитивная факторную модель:

, (1)

где     ПБ - балансовая прибыль;

ПР - прибыль от реализации товаров;

ПП - прибыль от прочей реализации;

ВР - внереализационные результаты.

Количественное изменение каждого фактора равно влиянию этого фактора на изменение балансовой прибыли.

Чистая прибыль – сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений. Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия. Количественно она представляет собой разность между суммой прибыли до налогообложения и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счет прибыли. Величина суммы чистой прибыли зависит от факторов изменения прибыли до налогообложения и факторов, определяющих удельный вес чистой прибыли в общей ее сумме, а именно доли налогов, экономических санкций и др. (рисунок 2).

Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширение производства, работники заинтересованы в повышении их доли в использовании прибыли, а государство стремится получить как можно больше прибыли в бюджет. В процессе анализа необходимо изучить факторы изменения величины налогооблагаемой прибыли, суммы выплаченных дивидендов, процентов, налогов из прибыли, отчислений в фонды предприятия. Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, финансовая отчетность ф.2 «Отчет о прибылях и убытках», а также соответствующие таблицы плана предприятия.

Механизм анализа формирования и распределения прибыли представлен на рисунке 3.


1.2 Методика анализа распределения чистой прибыли

 

В процессе анализа необходимо изучить данные об использовании чистой прибыли в динамике и выяснить факторы, определяющие распределение прибыли. Дальнейший анализ должен показать, насколько и за счет каких факторов изменилась величина основных направлений использования прибыли. Основными факторами, определяющими размер капитализированной и потребляемой прибыли, могут быть[3]:

·                    изменение суммы чистой прибыли (ЧП);

·                    изменение доли соответствующего направления использования чистой прибыли (Дотч):


 (2)

Способом абсолютных разниц можно рассчитать, как изменялась сумма отчислений в соответствующий фонд за счет:

а) доли отчислений от чистой прибыли

 (3)

б) суммы чистой прибыли

 (4)

Зная факторы изменения чистой прибыли, можно определить их влияние на размер потребленной и капитализированной прибыли. Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора нужно умножить на фактическую долю соответствующего направления использования прибыли:

 (5)

Полученные результаты покажут вклад каждого фактора в формирование суммы капитализированной и потребленной прибыли.


1.3 Расчет резервов увеличения прибыли

Под хозяйственными резервами понимают возможности повышения эффективности деятельности предприятия на основе использования достижений научно-технического прогресса и передового опыта.

Резервы роста прибыли – это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения внереализационных убытков, совершенствования структуры продукции. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный. На первом этапе выявляют и количественно оценивают резервы, на втором разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением. В общем виде резервы увеличения прибыли можно представить на рисунке 4.


Рисунок 4 - Схема подсчета резервов роста прибыли


При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции.

Сумма резерва роста прибыли за счет увеличения объема продукции (работ, услуг) рассчитывается по формуле:

 (6)

где – резерв увеличения суммы прибыли;

П – плановая сумма прибыли на единицу i-ой продукции;

РПi – количество дополнительно реализованной продукции в натуральных единицах измерения.

Для выявления и подсчета резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости может быть использован метод сравнения. В этом случае для количественной оценки резервов очень важно правильно выбрать базу для сравнения. В качестве такой базы могут выступать уровни использования отдельных видов производственных ресурсов: плановый и нормативный; достигнутый на передовых предприятиях; базовый, фактически достигнутый средний уровень в целом по отрасли; фактически достигнутый на передовых предприятиях зарубежных стран. При сравнительном методе количественного измерения резервов их величина определяется путем сравнения достигнутого уровня затрат с их потенциальной величиной:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.