Рефераты. Жилищные права несовершеннолетних

Жилищные права несовершеннолетних

46

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

Юридический факультет

Кафедра гражданского права и процесса

Специальность 1-24 01 03 «Экономическое право»

Курсовая работа

на тему

ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Студентки 4 курса заочной формы обучения

Амельянчик Тамары Валерьевны

Научный руководитель -

старший преподаватель

Сафина Д. В.

Гродно, 2010

Оглавление

Введение 3

Глава 1 Права на жильё несовершеннолетних в Республике Беларусь 6

1.1 Постановка на учет и предоставление жилых помещений 6

1.2 О защите жилищных прав детей-сирот 11

Глава 2 Права пользования, купля - продажа жилым помещениям несовершеннолетними 19

2.1 Пользование жилыми помещениями 19

2.2 Пользование жилыми помещениями в домах ЖСК 23

2.3 Купля-продажа жилых помещений 26

Глава 3 Судебная практика по реализации прав на жилое помещение несовершеннолетних 33

Заключение 39

Список использованных источников 43

Введение

Важнейшей политической, социальной и экономической задачей является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений.

Наряду с гарантией гражданам Республики Беларусь права на жилище (ст.48 Конституции Республики Беларусь) законодательство содержит и ряд специальных норм, гарантирующих право на жилище детям. Так, ст. 18 Закона Республики Беларусь "О правах ребенка" предусмотрено, что каждый ребенок имеет право на жилище. Реализация данного права осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством Республики Беларусь.

В Законе Республики Беларусь "О правах ребенка" наряду с закреплением права каждого ребенка жить в семье, знать своих родителей, а также права на их заботу, совместное с ними проживание (за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка) определена и норма (ст.15), дающая ребенку право выбора одного из родителей для совместного проживания по достижении им десяти лет. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, при невозможности передать его на воспитание в семью определяется в государственные и негосударственные детские интернатные учреждения на патронатное воспитание (ст.30).

Все вышесказанное определяет актуальность темы данной курсовой работы.

Цель курсовой работы - комплексный анализ жилищных прав несовершеннолетних.

Цель определяет следующие задачи:

определить права на жильё несовершеннолетних в Республике Беларусь;

проанализировать права пользование жилым помещением несовершеннолетними;

описать судебную практику по реализации прав на жилое помещение несовершеннолетних.

Библиографической основой послужили работы В.Ф.Чигира, Е. Корнушенко, В. Шабалина и др. В изданиях подробно, на примерах судебной практики, проанализирован порядок рассмотрения и разрешения наиболее часто встречающихся жилищных споров, например, иски об утрате права пользования жилым помещение нанимателем или членами его семьи в случае выезда на постоянное жительство в другое жилое помещение, иск о выселении нанимателя на время капитального ремонта, иск о выселении из общежития в связи с прекращение трудового договора и т. п. В работах рассмотрены вопросы, как избежать ошибок должностным лицам, принимающим решения по жилищным вопросам, правильно организовать управление жилищным фондом предприятий.

Юристы по-разному оценивают различные аспекты исследуемой проблемы, не по всем вопросам у них существует единое мнение. Разногласия всегда были и будут в дальнейшем. Главное, что мнение каждого правоведа имеет определенную ценность и вносит заметный вклад в установление истины.

Законодательной основой курсовой работы послужили: Конституция Республики Беларусь, Жилищный кодекс Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Кодекс о семье и браки Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» и др.

Методологическую основу исследования составили принципы и категории диалектики, логический метод, методология сравнительного правоведения, а также метод системно-структурного анализа.

Глава 1 Права на жильё несовершеннолетних в Республике Беларусь

1.1 Постановка на учет и предоставление жилых помещений

В соответствии с действующим Жилищным кодексом Республики Беларусь граждане имеют право самостоятельно состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента приобретения полной дееспособности.

По гражданскому законодательству способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста. В случае, когда законодательством допускается эмансипация (ст.26 Гражданского кодекса) или вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме соответственно с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак [1]. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом [5, c. 45].

Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия -- по решению суда [5, c. 46].

До приобретения полной дееспособности дети принимаются в установленном порядке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий вместе с родителями в составе семей, в которых они проживают в данном населенном пункте. Причем семья вправе состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, а также по месту работы каждого ее члена.

Наряду с общим основанием, дающим право для принятия на квартирный учет (обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 м2), законодательство содержит и другие (не зависящие от уровня обеспеченности общей площадью) самостоятельные основания для принятия на учет семей с детьми. Так, в соответствии со статьей 43 ЖК признаются, в частности, нуждающимися в улучшении жилищных условий граждане, родившие (усыновившие) и воспитывающие детей без вступления в брак, не имеющие отдельной квартиры, а также проживающие в однокомнатной квартире или одной комнате с другим гражданином независимо от его пола, кроме супругов [3].

В целях устранения указанной коллизии Министерством образования еще в 2000 году предлагалось предусмотреть в Жилищном кодексе, что местные исполнительные и распорядительные органы, являющиеся в соответствии с Кодексом о браке и семье органами опеки и попечительства, должны осуществлять учет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся во внеочередном обеспечении жильем, с момента поступления их под опеку и до направления их в детские интернатные учреждения, к опекуну (попечителю), а не по достижении совершеннолетия. Дело в том, что большинство воспитанников выходят из детских учреждений после получения базового образования в 16 лет с правом внеочередного получения жилого помещения социального пользования. И для них вопрос постановки на квартирный учет для реализации своих жилищных прав является делом первостепенной важности. Предполагалось, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, будут приниматься на учет на основании справок отдела образования, исполняющего функции органа опеки (попечительства) в отношении данного несовершеннолетнего, об устройстве его на воспитание в детское интернатное учреждение, под опеку (попечительство), в приемную семью и отсутствии закрепленного за ним жилого помещения. В случае, если за таким ребенком было закреплено жилое помещение, но вселение в него невозможно, принимается решение местного исполнительного и распорядительного органа о невозможности его вселения в данное жилое помещение и обеспечении его вне очереди равноценным жилым помещением [2, c. 86].

В соответствии с Жилищным кодексом обязательный для всех местных исполнительных и распорядительных органов, предприятий, учреждений, организаций порядок предоставления жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, установлен Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда. Государственные организации предоставляют жилые помещения в соответствии с Жилищным кодексом, указанными Правилами и коллективными договорами. Организации негосударственной формы собственности вправе устанавливать иной порядок предоставления жилых помещений, не ущемляя при этом прав граждан, предусмотренных жилищным законодательством Республики Беларусь.

Следует отметить, что по ранее действовавшему жилищному законодательству (до введения в действие с 01.07.1999 г. Жилищного кодекса Республики Беларусь) жилые помещения предоставлялись в порядке очередности гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, преимущественно на условиях договора найма в домах государственного и общественного жилищного фонда. При предоставлении жилых помещений не допускалось заселение одной комнаты лицами разного пола старше 9 лет, кроме супругов [27, c. 64].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.