Рефераты. Жилищное законодательство Республики Казахстан

3. Жилища из государственного жилищного фонда предоставляются гражданам Республики Казахстан, единственное жилище которых являлось предметом ипотеки по ипотечным жилищным займам и приобретено местным исполнительным органом в соответствии с законодательством Республики Казахстан о жилищных отношениях.

В соответствии со статьей 71 главы 10 «Учет граждан, которым может быть предоставлено жилище из государственного жилищного фонда»:

1. Учет граждан, которым может быть предоставлено жилище из государственного жилищного фонда, осуществляется по месту жительства в местном исполнительном органе района (города областного значения), города республиканского значения, столицы.

На учет ставятся граждане, перечисленные в статье 67 настоящего Закона.

2. Перечень и форма документов, необходимых для учета, утверждаются Правительством Республики Казахстан. Требовать предоставления гражданами каких-либо дополнительных документов запрещается.

3. Заявления граждан о постановке их и членов их семей на учет нуждающихся в предоставлении жилища из государственного жилищного фонда рассматриваются в течение месяца по месту жительства соответствующим местным исполнительным органом.

О принятом решении заявители извещаются в письменном виде до истечения указанного срока.

В жилищном праве Республики Казахстан дается определение найма жилища из государственного фонда жилого имущества.

Регулированием найма жилищ из государственного жилого фонда занимается глава 11 «Права и обязанности нанимателей жилищ из государственного жилищного фонда».

Так в статье 80 данной главы рассматривается понятие договора найма жилища из государственного жилищного фонда:

1. Договор найма жилища из государственного жилищного фонда заключается между местным исполнительным органом или администрацией государственного предприятия (наймодателем) и гражданином (нанимателем) в письменной форме на основании решения о предоставлении жилища. Такие договоры не подлежат

государственной регистрации.

2. Типовой договор найма жилища из государственного жилищного фонда, правила пользования жилищем, содержания жилища и придомовой территории утверждаются Правительством Республики Казахстан.

3. К отношениям, вытекающим из договора найма жилища из государственного жилищного фонда, в соответствующих случаях применяются также нормы гражданского законодательства.

Главы 14, 15, 16 регулируют порядки прекращение права пользования и выселение из жилищ государственного жилищного фонда, пользования служебными жилищами и жилыми помещениями в общежитиях государственного жилищного фонда.

Так статья 109 «Служебные жилища» дает определение жилищу относимому к служебному.

Далее следуют статьи определяющие права граждан на получение в наем служебного жилища, порядок и сроки предоставления его в наем, а также порядок расторжения данного договора.

Также данный закон регулирует порядок постановки граждан в очередь на получение жилья из негосударственного жилого фонда, а также гарантирует сохранение очередности.

Таким образом, Закон Республики Казахстан «О жилищных отношениях» является основным законодательных актом регулирующим жилищные правоотношения в Республике Казахстан.

Следующим законодательным актом в области регулирования жилищных правоотношений является Гражданский кодекс Республики Казахстан.

Гражданский кодекс Республики Казахстан в основном направлен на регулирование всякого рода имущественных споров, в том числе и жилищных.

В рамках ГК РК приводиться понятие права на неприкосновенность жилища граждан Республики Казахстан. Гражданское право Республики Казахстан. Учебное пособие (часть ощая) 2-ое издание, дополненное и изменённое. - Алматы: Институт международного права и международного бизнеса «Данекер», 1999, с.158

Так статься 146 ГК РК «Право на неприкосновенность жилища» гласит «Гражданин имеет право на неприкосновенность жилища, то есть право пресекать любые попытки вторжения в жилище помимо его воли, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами». Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27.12.1994 (Общая часть)

Статья 194 ГК РК «Право собственности и иные вещные права на жилище» гласит: «Особенности осуществления права собственности и иных вещных прав на жилище регулируются жилищным законодательством». Таким образом Гражданский кодекс РК напрямую связан с Законом РК «О Жилищных отношениях» пришедшим на смену «Жилищному кодексу» СССР.

Гражданский кодекс дает разъяснение понятию общей совместной собственности. Так в соответствии со статьей 219, общая совместная собственность существует в виде:

1) общей собственности супругов;

2) общей собственности крестьянского (фермерского) хозяйства;

3) общей собственности на приватизированное жилище.

Законодательными актами могут быть предусмотрены и другие виды общей совместной собственности.

Общая совместная собственность устанавливается и существует, если договором между ее участниками не предусмотрено иное.

Следует отметить, что к понятию общей совместной собственности относиться также и жилые и нежилые помещения.

Также в Гражданском кодексе Республики Казахстан, в статье 227 рассматриваются вопросы общей собственности на приватизированное жилище, «выкупленное или приобретенное безвозмездно нанимателем в соответствии с законодательством о приватизации жилище в домах государственного жилого фонда, переходит в совместную собственность нанимателя и постоянно проживающих с ним членов семьи, в том числе несовершеннолетних и временно отсутствующих, если иное не предусмотрено договором между ними».

Особенности права совместной собственности на приватизированное жилище определяются законодательными актами о жилищных отношениях.

Статья 235, главы 13 Гражданского кодекса РК определяет основания приобретения права собственности:

1. Право собственности на новую вещь принадлежит лицу, изготовившему или создавшему ее, если иное не предусмотрено договором или законодательством.

Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается в соответствии со статьей 123 настоящего Кодекса.

2. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица (статья 46 настоящего Кодекса).

Отчуждение имущества от собственника другому лицу помимо воли собственника не допускается, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям.

4. Члены потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом в пользование, приобретают право собственности на указанное имущество.

Таким образом, как уже было замечено Гражданский кодекс РК в основном регулирует вопросы приобретения прав собственности, в том числе и на недвижимое имущество в виде жилья. Жилищное законодательство: Комментарий отв. редакторы В.Ф. Яковлев, П.И. Седугин М. 1991, с.352

Глава 3. Иные нормативно-правовые акты РК в области жилищного права

К иным нормативно-правовым актам Республики Казахстан в области регулирования жилищного законодательства являются следующие документы:

Закон Республики Казахстан от 07.12.2000 N 110-2 «О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан».

Данный закон определяет правовые основы и регулирует отношения между субъектами системы жилищных строительных сбережений, связанные с ее функционированием а также условия, содержание формы ее государственного стимулирования.

В статье 3 данного закона рассмотрена система строительных сбережений. В соответствии с этим законом:

1. субъектами системы жилищных строительных сбережений являются жилищные строительные сберегательные банки, вкладчики этих банков и государство, обеспечивающее выплату премий государства из республиканского бюджета.

2. жилищные строительные сбережения вносятся и накапливаются только в жилищных строительных сберегательных банках в национальной валюте Республики Казахстан.

3. вкладчик вправе иметь несколько счетов по вкладу в жилищные строительные сбережения в каждом жилищном строительном сберегательном банке. При этом премия государства по выбору вкладчика начисляется только на один счет в одном жилищном строительном сберегательном банке.

3-1. Минимальный размер договорной суммы должен быть не менее пятисот месячных расчетных показателей, установленных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

4. Минимально необходимый размер накопленных денег должен быть не менее пятидесяти процентов от договорной суммы.

5. Размеры ставки вознаграждения по вкладу и ставки вознаграждения по займу устанавливаются в момент заключения договора о жилищных строительных сбережениях и остаются постоянными в течение всего срока действия договора.

При переходе вкладчика по собственной инициативе из одной тарифной программы в другую размер ставки вознаграждения по вкладу может быть изменен на условиях, определенных жилищным строительным сберегательным банком в течение всего срока действия договора о жилищных строительных сбережениях.

Размер ставки вознаграждения по жилищному займу не может быть выше размера ставки вознаграждения по вкладу в жилищные строительные сбережения более чем на три процента годовых.

6. Премии государства и вознаграждения жилищного строительного сберегательного банка направляются на увеличение основной суммы вклада в соответствии с настоящим Законом.

7. Премии государства, поступившие на счет жилищного строительного сберегательного банка, зачисляются на счета вкладчиков - граждан Республики Казахстан.

8. Жилищный, промежуточный жилищный и предварительный жилищный займы могут быть использованы вкладчиком только в целях проведения мероприятий по улучшению жилищных условий на территории Республики Казахстан, под которыми понимаются:

1) строительство (включая приобретение земельного участка), приобретение жилища, в том числе путем его обмена с целью улучшения;

2) ремонт и модернизация жилища (включая приобретение строительных материалов, оплату подрядных работ);

3) погашение обязательств, которые появились в связи с мероприятиями по улучшению жилищных условий;

4) внесение первоначального взноса для получения ипотечного жилищного займа в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций.

9. Вкладчик имеет право на досрочное расторжение договора о жилищных строительных сбережениях и получение вклада, начисленного на него вознаграждения жилищным строительным сберегательным банком. При этом вкладчик имеет право на получение премии государства при накоплении вклада более пяти лет на условиях, установленных договором о жилищных строительных сбережениях.

Глава 2 данного закона определяет правовой статус жилищного сберегательных банков, порядок создания, функционирования и прекращения деятельности жилищных строительных сберегательных банков.

Также в данной главе, но уже в статье 5 указаны виды деятельности жилищных строительных сберегательных банков:

1. Основными видами деятельности жилищных строительных сберегательных банков в соответствии с лицензией уполномоченного государственного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций являются:

1) прием вкладов (депозитов) в жилищные строительные сбережения, открытие и ведение счетов вкладчиков;

2) предоставление вкладчикам жилищных, промежуточных жилищных и предварительных жилищных займов на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий.

2. Жилищные строительные сберегательные банки вправе, кроме основного вида деятельности, указанного в пункте 1 настоящей статьи, осуществлять участие в уставном капитале юридических лиц, являющихся частью инфраструктуры финансового рынка и (или) осуществляющих автоматизацию деятельности жилищного строительного сберегательного банка в порядке, установленном банковским законодательством Республики Казахстан, а также другие виды операций в соответствии с лицензией уполномоченного государственного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, к которым относятся:

1) кассовые операции - прием и выдача наличных денег при осуществлении одной из банковских операций, указанных в пункте 1 и подпунктах 2), 6) пункта 2 настоящей статьи, включая их размен, обмен, пересчет, сортировку, упаковку и хранение;

2) переводные операции - выполнение поручений физических лиц по платежам и переводам денег;

Примечание

3) исключен

4) эмиссия собственных ценных бумаг (за исключением акций);

5) сейфовые операции - услуги по хранению ценных бумаг, выпущенных в документарной форме, документов и ценностей клиентов, включая сдачу в аренду сейфовых ящиков, шкафов и помещений;

6) организация обменных операций с иностранной валютой.

Также жилищные строительные сберегательные банки вправе осуществлять дилерскую деятельность в соответствии с банковским законодательством Республики Казахстан.

Статья 6 этого же закона определяет требования к содержанию договора о жилищных строительных сбережениях.

Так, договор о жилищных строительных сбережениях должен содержать:

1) предмет договора;

2) договорную сумму;

3) минимально необходимый размер накопленных денег;

4) размеры ставки вознаграждения по вкладу и ставки вознаграждения по займу;

5) размер комиссионного сбора;

6) права и обязанности сторон;

7) сроки выполнения обязательств сторонами;

8) условия предоставления жилищного займа;

9) условия изменения и порядок расторжения договора;

10) ответственность сторон;

11) иные условия в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Данный закон непосредственно определяет использование и размещение средств размещенных в подобных банках.

Глава 3 Закона РК «О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан» под названием «Государственная поддержка системы жилищных строительных сбережений» в статье 10 определяет условия выплаты премий государства по вкладам в жилищные строительные сбережения:

1. Государство обеспечивает выплату премий государства вкладчикам - гражданам Республики Казахстан.

2. Вклады граждан Республики Казахстан, не достигших восемнадцати лет, или внесенные на их имя другими лицами, также поощряются премией государства.

3. Размер ежегодной премии государства по вкладам в жилищные строительные сбережения составляет двадцать процентов от суммы поощряемого вклада. Поощряемый премией государства вклад включает в себя сумму вклада в жилищные строительные сбережения и начисленное по нему вознаграждение жилищным строительным сберегательным банком.

4. Премия государства предоставляется ежегодно по итогам года на остаток вклада в жилищные строительные сбережения с учетом начисленного вознаграждения жилищного строительного сберегательного банка по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Премия государства в текущем году не начисляется на сумму вклада, поощренную в предыдущие годы.

Поощряемая премией государства сумма накопленных денег не может превышать двести месячных расчетных показателей.

Если поощряемая премией государства сумма накопленных денег превышает двести месячных расчетных показателей, то оставшаяся не поощренной сумма накопленных денег учитывается при начислении премии государства в следующем году.

5. Деньги, необходимые для выплаты премий государства, ежегодно предусматриваются в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

6. Порядок и условия выплаты премий государства по вкладам в жилищные строительные сбережения определяются центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.

В противовес выплате премий в законе предусмотрен пункт о возврате премии государства в бюджет.

Так, премия государства подлежит возврату в бюджет в случаях нецелевого использования вкладчиком жилищного займа, осуществления жилищным строительным сберегательным банком выплат премии государства вкладчику с нарушением данного закона или договора о жилищных строительных сбережениях. При этом подлежит возврату сумма (часть суммы) премии государства, выплаченная жилищным строительным сберегательным банком с нарушениями, досрочного расторжения сторонами договора о жилищных строительных сбережениях при сроке накопления вкладов в жилищном строительном сберегательном банке менее пяти лет, уступки прав вкладчиком по договору о жилищных строительных сбережениях лицу, не являющемуся гражданином Республики Казахстан, обнаружения центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета выплаты премий государства одному вкладчику по двум и более счетам по вкладам в жилищные строительные сбережения в нескольких жилищных строительных сберегательных банках. При этом премия государства, начисленная в предыдущие годы, подлежит возврату в бюджет, за исключением премий, начисленных по одному из вкладов в жилищные строительные сбережения по выбору вкладчика.

Премия государства не подлежит возврату в бюджет в случаях:

1) уступки прав вкладчиком по договору о жилищных строительных сбережениях или залога им прав получения жилищных строительных сбережений и (или) жилищного займа, промежуточного жилищного и предварительного жилищного займов другому лицу, являющемуся гражданином Республики Казахстан, с письменного разрешения жилищного строительного сберегательного банка;

2) смерти или полной утраты трудоспособности вкладчика;

3) когда вкладчик после заключения договора о жилищном строительном сбережении зарегистрирован в качестве безработного в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, и к моменту выплаты премии государства остается таковым в течение шести месяцев непрерывно;

4) в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 12 настоящего Закона.

В статье 12 Закона РК «О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан» определены права вкладчиков на получение суммы накопленных денег:

1. В случае невыдачи жилищным строительным сберегательным банком жилищного займа при выполнении вкладчиком требований пункта 2 статьи 8 настоящего Закона и при условии, что права по договору о жилищных строительных сбережениях не были переданы или заложены в пользу других лиц, банк несет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан, а также обязан в сроки, предусмотренные условиями договора о жилищных строительных сбережениях, в бесспорном порядке по первому требованию вкладчика выплатить ему сумму накопленных денег.

3. В случае отказа вкладчика жилищных строительных сбережений от получения жилищного займа, независимо от выполнения им требований пункта 2 статьи 8 настоящего Закона и досрочного расторжения договора о жилищных строительных сбережениях, он имеет право на получение премии после пяти лет накопления денег.

Следующим нормативно-правовым актом РК в области жилищного законодательства является закон Республики Казахстан от 07.07.2006 N 182-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития арендного сектора жилья», который внес ряд изменения в статьи Закона РК «О жилищных отношениях», Гражданского кодекса РК и в другие нормативно-правовые акты Казахстана.

В рамках закона «О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан» было выпущено постановление Правительства от 24.07.2001 N 997 «Об утверждении типовой формы договора о жилищных строительных сбережениях», утвердившее ранее разработанный типовой договор о жилищных строительных сбережениях.

Форма Правительства от 24.07.2001 N 997 «Типовая форма договора о жилищных строительных сбережениях», в состав которой после утверждения Правительством были включены следующие пункты:

2. Права и обязанности Сторон;

3. Условия ведения Счета;

4. Условия предоставления жилищного займа;

5. Ставки вознаграждения по вкладу в жилищные строительные сбережения и жилищному займу;

6. Условия передачи в залог суммы накопленных денег и/или жилищного займа;

7. Условия изменения содержания и расторжения Договора;

8. Размер комиссионного сбора при заключении Договора;

9. Ответственность Сторон;

10. Порядок и условия возврата денег Вкладчику в случае прекращения деятельности Банка;

11. Порядок исчисления вознаграждения и премии государства;

12. Порядок рассмотрения споров;

13. Срок действия Договора;

14. Другие условия Договора;

15. Место нахождения, реквизиты и подписи Сторон.

Данный утвержденный Правительством договор направлен на укрепление гарантий гражданам на сохранность их жилищных строительных накоплений.

В дополнении к главе «Кондоминиум» Закона РК «О жилищных отношениях» был выпущен приказ Министерства юстиции от 24.08.2007 N 241 «Об утверждении правил государственной регистрации объекта кондоминиума». В рамках данного приказа был установлен порядок регистрации кондоминиума.

В целях создания механизмов финансирования жилищного строительства, решения жилищных проблем широких слоев населения, снижения цен на жилье и стимулирования строительства жилья, постановлением Правительства Республики Казахстан №1290 от 21 августа 2000 года была одобрена Концепция долгосрочного финансирования жилищного строительства и развития системы ипотечного кредитования в Республике Казахстан.

В ходе проведенного анализа было выяснено, что в Республике Казахстан в настоящее время действуют несколько нормативно-правовых актов регулирующих область жилищного права. Надо заметить, что основным из всех проанализированных нормативно-правовых актов РК в области жилищного законодательства является Закон РК «О жилищных отношениях». Но данный закон в большей степени регулирует и определяет теоретические основы жилищного права Казахстана, а Гражданский кодекс РК больше ориентирован на гарантирование интересов собственников недвижимости и в частности жилья.

Глава 4. Конституционные гарантии жилищных прав граждан в Республике Казахстан

Одним из конституционных принципов является особый принцип «неприкосновенности жилища», обеспечивающий абсолютное право граждан, связанное с их имущественным правом на жилище. Важную роль в жилищно-правовом регулировании имеют конституционные гарантии жилищных прав граждан.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.