Рефераты. Защита прав потребителей. Расчетные правоотношения

Особенностью договора банковского счета является то, что вследствие достаточно детального его урегулирования в законах и банковских правилах стороны не определяют подробно в договоре взаимные права и обязанности, а лишь выражают согласие осуществлять операции на установленных условиях.

Коммерческие банки в соответствии со ст. 849 ГК РФ обязаны зачислять и выдавать средства, поступившие на счет клиента, не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета. В случае несвоевременного или неправильного зачисления на счет или списания со счета денежных средств клиента банки выплачивают проценты на сумму этих средств по ставке рефинансирования Банка России.

Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно ими распоряжаться. За пользование денежными средствами банк уплачивает проценты, сумма которых зачисляется на счет. В свою очередь клиент обязан оплатить услуги банка, если это предусмотрено условиями договора. Возникающие между клиентом и банком взаимные денежные обязательства могут погашаться путем зачета, если это не исключено договором (ст. 853 ГК РФ).

Списание денежных средств со счета осуществляется коммерческими банками на основании распоряжения клиента. В соответствии с п. 2 ст. 854 ГК РФ списание средств со счета без распоряжения клиента допускается по решению суда в случаях, установленных законом, по условиям, предусмотренным договором между коммерческим банком и клиентом.

Для расчетов между кредитными учреждениями и между кредитной организацией и Банком России на договорных началах устанавливаются корреспондентские отношения (открываются корреспондентские счета). Списание средств со счетов кредитной организации производится по ее распоряжению либо с ее согласия, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Кредитные организации на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме вкладов (депозитов), кредитов, осуществлять расчеты через создаваемые в установленном порядке расчетные центры и корреспондентские счета, открываемые друг у друга, и совершать другие взаимные операции, предусмотренные лицензиями, выданными Банком России.

Расчеты в безналичном порядке между кредитными организациями могут производиться через:

расчетную сеть Банка России;

кредитные организации по корреспондентским счетам лоро и ностро;

небанковские кредитные организации, осуществляющие расчетные операции;

внутрибанковскую расчетную систему (счета межфилиальных оборотов).

В соответствии с договором о корреспондентских отношениях через расчетную сеть Банка России кредитной организации открывается корреспондентский счет в одном из учреждений ЦБ РФ (расчетно-кассовом центре или операционном управлении) по месту ее регистрации. На этот счет, который ведется параллельно в кредитной организации и в расчетно-кассовом центре, происходит ежедневное зачисление и списание средств по всем операциям банка. Он служит также для контроля со стороны Банка России за проведением расчетных операций. Другой разновидностью расчетных отношений являются межбанковские расчеты, осуществляемые через корреспондентские счета, открытые кредитными организациями друг у друга. Под корреспондентским счетом понимают счет, открытый одной кредитной организацией другой, на котором отражаются их взаимные расчеты на основании договора корреспондентского счета. Счет, открытый кредитной организацией в другой кредитной организации, называется счетом ностро. Счет сторонней кредитной организации называется счетом лоро. Эти расчеты осуществляются в соответствии с Положением Банка России «О проведении безналичных расчетов кредитными организациями в Российской Федерации» от 25 ноября 1997 г. № 5-П. Операции, проводимые по этим счетам, подразделяются на два типа: операции по обслуживанию клиентов и собственные межбанковские операции. К первым относятся коммерческие сделки клиентов; вторые включают кредитные операции, операции по покупке и продаже валют, по торговле ресурсами на денежном рынке и др. Межбанковский клиринг -- еще один способ осуществления расчетных взаимоотношений. При этом расчеты производятся через клиринговые учреждения, создаваемые как небанковские кредитные учреждения. В основу проведения клиринговых операций положены две модели. Первая -- без предварительного депонирования средств на счетах банков -- участников расчетов в клиринговом учреждении. Окончательный расчет в этом случае должен осуществляться через ЦБ РФ.

Вторая модель -- с предварительным депонированием средств на счетах банков -- участников в клиринговом учреждении. Расчетным агентом по такой схеме выступает само клиринговое учреждение. В Российской Федерации все клиринговые учреждения работают по второй модели.

Счета межфилиальных расчетов представляют собой счета, открываемые на балансах головных организаций, филиалов для учета взаимных расчетов. При этом существуют понятия банк -- отправитель платежа и банк -- исполнитель платежа. Первый по поручению плательщика, взыскателя или по собственным платежам осуществляет операции перевода денежных средств по счету межфилиальных расчетов. Второй на основании полученных от банка -- отправителя платежа расчетных документов отражает указанные операции по счету межфилиальных расчетов. Данный способ расчетов включает систему технических, телекоммуникационных средств и организационных мероприятий, что обеспечивает возможность проведения расчетных операций между подразделениями кредитной организации.

Задача №1

Покупатель И.Г. Князева приобрела сапоги стоимостью 2500 руб. с гарантией магазина 3 месяца. Через год у сапог лопнула подошва. Князева заявила претензию, которую ООО - магазин «Обувь» отклонил в виду истечения гарантийного срока.

Вопросы:

1) какие права имеют покупатели в данной ситуации?

2) какие сроки предъявления претензий продавцу (изготовителю)?

3) правильно ли поступил магазин?

4) Составьте исковое заявление от имени покупателя.

1. В соответствии со ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителя» изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя.

Установление гарантийного срока на изделие не обязанность, а право изготовителя (продавца). Закон не обязывает его устанавливать какой-то определенный срок гарантии.

В соответствии со ст. 19 Закона РФ « О защите прав потребителей» потребитель вправе в случае обнаружения в товаре недостатков предъявить требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В данном случае продавец установил гарантийный срок 3 месяца.

Однако, эта же ст. 19 гласит: «в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента».

Таким образом, Князева имеет право в соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»:

- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Но при этом Князевой самой придется доказать, что товар имеет брак по вине изготовителя, продавца. Ей нужно обратиться в бюро товарных экспертиз или иную компетентную организацию и провести экспертизу сапог. Если будет установлено, что подошва лопнула не по ее вине при неправильной эксплуатации (использовании), сапог, то Князева сможет предъявить все вышеперечисленные требования.

2. Статья 19 Закона РФ « О защите прав потребителей» устанавливает следующие сроки предъявления претензий продавцу (изготовителю):

- требования в отношении недостатков товара - в течение гарантийного срока или срока годности, причем в отношении сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона;

- если срок годности или гарантийный срок не установлен - то требования предъявляются в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором;

- если в товаре обнаружен существенный недостаток по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, то в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы, потребитель вправе предъявить требование о безвозмездном устранении недостатков. Если недостаток устранить невозможно покупатель вправе потребовать возврата уплаченной суммы и возвратить товар.

3. В данной ситуации магазин поступил неправильно. Если Князева к претензии приложит копию акта проведенной экспертизы, которая подтвердит, что подошва лопнула не по вине Князевой, то магазин обязан будет удовлетворить ее претензию. В случае если ООО «Обувь» этого не сделает, Князева имеет право обратиться в суд.

Истец: Князева Ирина Геннадьевна

Адрес: Вологда, Ленинградская д. 28 кв. 48

Ответчик: ООО- магазин «Обувь»

Адрес: Вологда Мира 48 Цена иска: 8500 руб.

Исковое заявление

«20» ноября 2009г. В ООО-магазине «Обувь», расположенном по адресу: Мира 48, я приобрела у ответчика обувь(сапоги женские), артикул 345672, о чем свидетельствует кассовый чек № 345 от «20» ноября 2009г. Гарантийный срок на товар установлен 3 месяца, о чем свидетельствует гарантийный талон.

«21 » октября 2010г. На сапоге лопнула подошва.

Мной была подготовлена претензия (копия прилагается) с требованием вернуть деньги за некачественный товар. Сотрудники магазина отказались принять у меня претензию. Я считаю, что мне был передан товар ненадлежащего качества и, в соответствии со ст. 18 закона «О защите прав потребителей» (далее Закон), я имею право на возврат уплаченных мной за сапоги денежных средств.

Действиями ответчика мне причинен моральный вред, поскольку работники магазина отказались в добровольном порядке принять мою претензию, и я вынужден затрачивать время и средства для защиты своих нарушенных прав в суде. В соответствии со ст. 15 Закона это дает мне право требовать возмещения морального вреда, который я оцениваю в размере 6000 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 13, 15, 18, 23 Закона «О защите прав потребителей»

ПРОШУ:

1. Освободить меня от уплаты гос. пошлины (согласно п.3 ст. 17 Закона).

2. Обязать ответчика вернуть мне уплаченные за сапоги денежные средства в размере 2500 рублей (две тысячи пятьсот рублей).

3. Взыскать с ответчика 6000 рублей (шесть тысяч рублей) в качестве компенсации за причиненный моральный вред.

4. Взыскать с ответчика штраф в размере суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона).

Приложение:

1) копия искового заявления для ответчика;

2) копия кассового чеков;

3) копия гарантийного талона;

4) копия претензии с требованием расторжения договора;

5) копия письма ответчика в ответ на претензию.

Список литературы

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. - СПб.: Виктория плюс, 2001.

2. Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации. - М.: «Элит 2000»

3. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (закон о правах потребителя) от 07.02. 1992 № 2300-1 // СЗ РФ . 15.01.

4. Постановление Правительства РФ от 30.07. 2004 № 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

5. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

6. Гражданское право: Учебник. Т.1 / Под ред. Е.А. Суханова. - М.: БЕК, 2000.

7. Левшина Т.Л. Основы законодательства о защите прав потребителей. Курс лекций. - М.: Юрид. лит.,2002.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.