Рефераты. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)

Согласно ст. 709 ГК требовать изменения твердой сметы (цены) не имеют права ни подрядчик, ни заказчик. Это правило действует независимо от того, что при заключении договора невозможно было предвидеть полный объем работ или расходов. Однако если стоимость материалов, предоставляемых подрядчиком, или стоимость услуг, оказываемых ему третьими лицами, возросла существенно и это нельзя было предусмотреть, подрядчик (исполнитель) имеет право требовать увеличения твердой цены. Если соглашение не достигнуто, он вправе требовать расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со ст. 451 ГК. Эта статья применяется, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, если они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Расторжение договора происходит по решению суда при наличии ряда обстоятельств, предусмотренных в ст. 451 ГК. По просьбе одной из сторон суд может определить последствия расторжения договора исходя из справедливого распределения расходов, понесенных сторонами. В исключительных случаях, например, несоразмерного ущерба от расторжения договора, суд может его изменить. Согласно ст. 34 Закона исполнитель обязан выполнить работу, определенную договором о выполнении работы, из своего материала и своими средствами, если иное не предусмотрено договором. Материал исполнителя оплачивается потребителем при заключении указанного договора полностью или в размере, указанном в договоре о выполнении работы с условием окончательного расчета при получении потребителем выполненной исполнителем работы, если иной порядок расчетов за материал исполнителя не предусмотрен соглашением сторон. Регулирование порядка оплаты материала исполнителя Законом несколько отличается от порядка, определенного ст. 733 ГК: помимо договора Закон отсылает также к правилам выполнения отдельных видов работ. Одновременно в Законе указывается на диспозитивность решения этого вопроса, т.е. возможность установления соглашением сторон иного порядка расчетов за материал подрядчика. Федеральным законом РФ от 17 декабря 1999 года №212-ФЗ ст. 34 приведена в соответствие со ст. 733 ГК. В частности, из абзаца 1 п. 1 исключено право потребителя требовать выполнения работы из своего материала. Этот вопрос решается сторонами в договоре. В абзаце 2 п. 1 уточнен характер ответственности за недоброкачественность материала, предоставленного исполнителем: такая ответственность наступает по правилам ответственности продавца за товары ненадлежащего качества, т.е. в соответствии со статьями 18-24 Закона. Разумеется, указанные правила могут применяться с учетом характера товара (материал) и предмета договорных отношений (работа, бытовой подряд). Следует подчеркнуть, что изложенные правила применяются только в связи с недоброкачественностью материала, предоставленного исполнителем. Если же недоброкачественность работы вызвана иными причинами, то ответственность исполнителя должна наступать по правилам ст. 29 и последующих статей главы III Закона, регулирующих выполнение работ (услуг). Из п. 2 ст. 34 исключена возможность регулирования размера оплаты материала исполнителя при заключении договора в правилах выполнения отдельных видов работ. Эти вопросы должны решаться исключительно в договоре. Аналогичным образом решен вопрос о предоставлении исполнителем потребителю материла в кредит (п. 3) Цыкоза Г.Н., Шахурина Ф.Р. Защита прав потребителей. 2006.. Статья 35 Закона посвящена выполнению работ из материала потребителя. В этом случае исполнитель обязан:

· предупредить потребителя о непригодности или недоброкачественности переданного потребителем материала (вещи);

· представить отчет об израсходовании материала и возвратить его остаток.

Согласно ст. 36 Закона исполнитель обязан своевременно информировать потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от потребителя, могут снизить качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок. Помимо общих норм об информировании потребителя о товарах, работах, услугах, ст. 36 возлагает на исполнителя работ и услуг специальную обязанность информировать потребителя об обстоятельствах, зависящих от него, которые могут снизить качество работы (услуги). К этим обстоятельствам относятся непригодность или недоброкачественность материала (вещи) потребителя, особые указания о способе выполнения работы (услуги) и иные подобные обстоятельства. Правила ст. 36 Закона в принципе совпадают с требованиями ст. 716 ГК. Согласно этой статье исполнитель обязан предупредить заказчика о наличии обстоятельств, которые могут отрицательно повлиять на качество работы, услуги, немедленно (в Законе ? своевременно) и до получения указаний от него приостановить работу. Если потребитель в разумный срок не заменит материал, не изменит своих указаний и т.п., исполнитель вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков. Если исполнитель в этом случае согласится на выполнение работы (услуги) на условиях потребителя, обе стороны не вправе ссылаться на указанные обстоятельства в случае возникновения между ними спора (п. 2 ст. 716 ГК). Это не лишает их права ссылаться на другие доказательства в обоснование своих требований или возражений. Однако, если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное информирование исполнителем, в разумный срок не заменит непригодный или недоброкачественный материал, не изменит указаний о способе выполнения работы (оказания услуги) либо не устранит иных обстоятельств, которые могут снизить качество выполняемой работы (оказываемой услуги), исполнитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков. Регулирование порядка расчетов за произведенную работу и оказанную услугу в Законе (ст. 37) и ГК не идентично. Согласно ГК оплата услуг осуществляется в порядке, согласованном сторонами в договоре (ст. 781). Согласно ст. 735 ГК работа оплачивается после ее сдачи заказчику, хотя договором может быть предусмотрен иной порядок расчетов. Согласно ГК оплата услуг осуществляется в порядке, согласованном сторонами в договоре (ст. 781). Согласно ст. 735 ГК работа оплачивается после ее сдачи заказчику, хотя договором может быть предусмотрен иной порядок расчетов. Несмотря на эти существенные различия, Закон содержит единое регулирование для работ и услуг, к тому же не совпадающее ни со ст. 735, ни со ст. 781 ГК. Согласно ст. 37 Закона порядок расчетов за выполненную работу (оказанную услугу) определяется договором между потребителем и исполнителем. Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу (оказанную услугу) после ее принятия потребителем. С согласия потребителя работа (услуга) может быть оплачена им при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса. Таким образом, если потребитель по каким-либо причинам отказался принять работу (услугу), он не обязан ее оплачивать. Предусмотрена возможность полной или частичной оплаты работы (услуги) при заключении договора только с согласия потребителя. Из этого следует, что отказ исполнителя от заключения договора ввиду несогласия потребителя авансировать работу (услугу) или полностью ее оплатить в этот момент является неправомерным. Это может повлечь для исполнителя неблагоприятные последствия, предусмотренные п. 3 ст. 426 ГК и п. 4 ст. 445 ГК. Вместе с тем необходимо учитывать, что указанные нормы могут быть применены, лишь если у исполнителя есть возможность предоставить потребителю соответствующую услугу, а отказ от заключения договора является необоснованным. Обязанность доказывания обоснованности отказа лежит на исполнителе. Статья 38 Закона посвящена бытовому обслуживанию потребителей. Согласно данной статьи правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг) утверждаются Правительством Российской Федерации.

Содержание указанных правил определяется как прямыми указаниями Закона, так и необходимостью регулирования многочисленных особенностей различных работ и услуг, которые не могут быть именно в силу этого урегулированы Законом. Закон предусматривает возможность установления в правилах: сроков выполнения работ (услуг); особенностей порядка расчетов между потребителем и исполнителем в случае расторжения договора из-за несвоевременного начала работ (услуг); укороченного (менее 20 дней) срока устранения недостатков работы (услуги); порядок оплаты материала исполнителя потребителем; предоставление исполнителем потребителю материала в кредит. В настоящее время действует значительное количество правил, утвержденных Правительством РФ. Анализ правил выполнения работ и оказания услуг показывает, что в них решаются следующие наиболее типичные вопросы:

· основания занятия исполнителем соответствующей деятельностью;

· особенности предоставления потребителю информации о предприятии и о работах (услугах);

· конкретные требования к качеству работ (услуг);

· порядок приема и оформления заказов на работы (услуги);

· права потребителя и порядок их использования;

· обязанности и права исполнителя;

· порядок оплаты работы (услуги) и установления цен;

· санкции за нарушение условий договора.

Завершает раздел о защите прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) статья 39. Согласно данной статьи «Последствия нарушения условий договоров об оказании отдельных видов услуг, если такие договоры по своему характеру не подпадают под действие настоящей главы, определяются законом». Следует обратить внимание на то, что ст. 39 Закона касается только услуг, но не работ, поскольку последствия нарушения условий договора подряда определены самим Законом.

Последствия нарушения некоторых услуг, оказываемых гражданам, определены ГК. Это относится к договорам аренды, перевозки, займа, кредита, банковского вклада и др.

Решите ситуацию

Покупатель А.Е. Столяров приобрел 2 сентября видеокамеру в магазине «Техника». Через месяц, в течение гарантийного срока видеокамера вышла из строя. Столяров потребовал замены неисправной видеокамеры на новую немедленно или в течение месяца. Директор магазина в просьбе А. К. Столярову отказал.

Каковы дальнейшие действия потребителя в данной ситуации?

Проанализируем соответствующие статьи Закона «О защите прав потребителей». Права потребителя, которому продан товар ненадлежащего качества перечислены в п. 1 ст. 18 Закона. Потребитель вправе по своему выбору потребовать:

· безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

· соразмерного уменьшения покупной цены;

· замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

· замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Таким образом, требование Столярова о замене видеокамеры на новую - законны.

Сроки замены товара ненадлежащего качества определены в ст. 21 Закона. Согласно ч. 1 ст. 21 в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) ? в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования. Следовательно, директор имел право не производить замену видеокамеры немедленно, однако срок в один месяц, выдвинутый Столяровым, превышает сроки, установленные в данной статье.

Значит, права Столярова как потребителя нарушены. Ему следует написать на имя директора магазина претензионное письмо и если реакции на него не последует, защищать нарушенные права в судебном порядке.

Решите ситуацию

Покупатель приобрел видеокамеру, которая сломалась на десятом месяце гарантии. Он сдал ее в магазин из-за отсутствия запчастей. Видеокамеру ремонтировали 6 месяцев, а потом потребовали оплаты ремонта по предлогом, что гарантийный срок службы видеокамеры закончился. На время ремонта покупателю было отказано безвозмездно предоставить аналогичный товар.

Подготовьте мотивированный ответ.

В данном случае нарушены следующие статьи Закона «О защите прав потребителей»:

1) п. 3 ст. 20. В случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.

2) п. 2 ст. 20. В отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством Российской Федерации. Видеокамеры в данный перечень не входят.

Список использованных источников

Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994.

Закон Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ «О защите прав потребителей»//СЗ РФ. 1996.

Закон о защите прав потребителей с научно-практическим комментарием ? М, 2006.

Правила продажи отдельных видов товаров; перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара; перечень непродовольственных товаров ненадлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Утвержд. пост. Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 // СЗ РФ, 1998. № 4. Ст. 482.

Селянин А.В.Защита прав потребителя. 2007.

Цыкоза Г.Н., Шахурина Ф.Р. Защита прав потребителей. 2007.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.