Рефераты. Защита прав потребителей

Территориальные органы Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции - департаменты по регулированию естественных монополий - способствуют усилению государственного контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей. В этих целях территориальные органы рассматривают заявления и обращения граждан, оказывают консультационную и практическую помощь потребителям по вопросам законодательства о защите прав потребителей, принимают меры по восстановлению нарушенных прав потребителей, проводят проверки хозяйствующих субъектов как по собственной инициативе, так и по заданию Агентства РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, прибегают к мерам административного воздействия: возбуждают дела по признакам нарушения законодательства о защите прав потребителей, выдают предписания, а в случае их неисполнения постановления о наложении штрафов, осуществляют досудебную и судебную защиту прав потребителей.

Важнейшим направлением деятельности Агентства РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (АРЕМ) и его территориальных органов является работа с обращениями граждан и юридических лиц.

В числе основных причин, вызывающих обращения граждан является продажа товаров с недостатками, предоставление услуг ненадлежащего качества, а также непредоставление хозяйствующими субъектами информации о товарах (работах, услугах), их изготовителях (исполнителях, продавцах), нарушение сроков исполнения услуг. Специалисты по защите прав потребителей органов местного самоуправления берут на себя основной груз рассмотрения обращений потребителей по месту их жительства, что позволяет территориальным управлениям больше внимания уделять аналитической и профилактической работе, методическому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, обучению специалистов.

Основным направлением в работе антимонопольных органов по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о защите прав потребителей является профилактика нарушений и их устранение в добровольном порядке. В этих целях антимонопольные органы используют различные формы и методы работы. Среди них - согласование нормативных правовых актов, затрагивающих права потребителей, дача специалистами центрального аппарата АРЕМ официальных разъяснений по законодательству о защите прав потребителей, информационная и просветительская работа через средства массовой информации, консультирование и оказание практической помощи в разрешении конфликтных ситуаций не только потребителям, но и предпринимателям, проведение целевых проверок отдельных секторов потребительского рынка товаров, работ, услуг и др.

Для устранения нарушений антимонопольные органы применяют предусмотренные законодательством административные процедуры - возбуждают дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей, выдают предписания, налагают штрафы за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний.

Приоритетными в деятельности АРЕМ РК и его территориальных органов (департаментов) в этой области являются меры, направленные на пресечение правонарушений.

Статьей 13 Закона РК "О защите прав потребителей" предусмотрена обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) своевременно предоставлять потребителям необходимую и достоверную информацию о качестве и месте происхождения товаров (работ, услуг), потребительских свойствах, гарантийных обязательствах и порядке предъявления претензий, способах и правилах использования продукции, ее хранения.

Законом Республики Казахстан "О конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция путем введения потребителей в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Статьями 16,17 Закона "О защите прав потребителей" установлена ответственность продавцов (изготовителей, исполнителей за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце). Статья 16 предусматривает наложение административного штрафа за нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре.

Законодательством в области технического регулирования и стандартизации установлены требования к безопасности и качеству продукции, в том числе приобретаемой для личных нужд. Эти требования содержатся в законах "О техническом регулировании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Законе РК "О ветеринарии" и др. законов Республики Казахстан.

В то же время нормы указанных законов, которыми установлены требования к информации о товаре, качеству и безопасности продукции, далеко не всегда подкреплены мерами по обеспечению их единообразного применения, в том числе требованиями к маркированию, упорядочению способов нанесения информации о товаре. Эти требования должны содержаться в государственных стандартах и иных нормативных документах, принимаемых в соответствии с положениями норм законодательных актов. Отсутствие единообразия в области технического регулирования, применения терминов и определений, классификации, маркирования и идентификации продукции приводит к нарушениям требований законодательных актов в этой области, массовым жалобам граждан-потребителей и добросовестных товаропроизводителей в связи с приобретением товаров ненадлежащего качества, не обеспеченных информацией, позволяющей потребителю сделать осознанный выбор.

Широкое распространение получила продажа товаров по образцам с применением дистанционных продаж и рекламы. При использовании этих форм торговли имеет место значительный рост нарушений прав потребителей на надлежащую информацию о товаре. Отсутствие в Законе "О рекламе" положений, предусматривающих ответственность за не предоставление необходимой информации о рекламодателе, изготовителе, продавце усложняет реализацию норм Закона РК "О защите прав потребителей", приводит к ущемлению прав потребителей при заключении и исполнении договора розничной купли-продажи.

При доставке товаров по почте с применением рекламы: не доводится информация (или представляется в искаженном виде) о его сертификации, сведения о противопоказаниях; не даются консультации по правилам применения (эксплуатации) товара. Потребители узнают о товаре и его недостатках после того как он продан. Возникающие нарушения провоцируют заметный рост устных и письменных обращений, направляемых в АРЕМ и его территориальные управления.

Увеличение продаж посредством рекламы вызвано еще и тем, что ее применение позволяет продавцу-рекламодателю в наиболее выгодном свете продемонстрировать с экрана телевизора и других средств массовой информации товар. Часто оказывается, что реклама не содержит информации о том, у кого потребитель приобретает товар, кто является его изготовителем, а сообщает только контактный телефон, по которому можно заказать рекламируемый товар. Информация о местонахождении продавца, как правило, отсутствует также и у рекламораспространителя.

Такая схема продаж позволяет недобросовестному продавцу обманывать потребителя и уходить от ответственности, предусмотренной Законом РК "О защите прав потребителей".

Данные обстоятельства порождают массовые обращения граждан за защитой своих прав. Однако, часто усилия контролирующих органов не приводят к ожидаемым результатам, поскольку установление местонахождения фирм, осуществляющих продажи посредством рекламы (в том числе, через радио- и телемагазины, по почте), требует значительных временных затрат, либо вовсе невозможно.

4. Общественные объединения потребителей

Общественные объединения потребителей осуществляют деятельность, направленную на реализацию и защиту прав потребителей, в соответствии с законодательством Республики Казахстан (глава 8 Закона).

Общественные объединения потребителей могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) общественных объединений потребителей в соответствии с законодательством Республики Казахстан об общественных объединениях.

Ассоциации (союзы) общественных объединений потребителей вправе:

- вносить предложения по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав потребителей;

- участвовать на совещаниях государственных органов, затрагивающих вопросы защиты прав потребителей;

- участвовать в качестве независимых экспертов в проверках, связанных с установлением фактов нарушения прав потребителей, инициируемых государственными органами;

- обращаться в уполномоченный орган в целях содействия в рассмотрении факта нарушения прав потребителей;

- подписывать меморандумы с государственными органами, государственными учреждениями, иными ассоциациями и представителями деловых кругов, направленных на определение и развитие программ по защите прав потребителей, а также на информирование об объеме их прав и об услугах, предоставляемых производителями;

- изучать потребительские свойства товаров, спрос на них, проводить опросы населения для выявления общественного мнения о качестве выпускаемых товаров (работ, услуг);

- составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителя и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченный и государственные органы;

- осуществлять прием, изучение и практическое решение вопросов по жалобам потребителей;

- обращаться в государственные органы с целью оценки качества товаров и услуг в случае поступления жалобы потребителя;

- представлять и защищать права и законные интересы потребителей в суде, других государственных органах, а также иных общественных объединениях в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

- исследовать и распространять информацию по проблемам и правам потребителей в средствах массовой информации;

- на осуществление критики и обнародование действий, нарушающих права потребителей в средствах массовой информации.

Ассоциации (союзы) общественных объединений потребителей обязаны:

- соблюдать законодательство Республики Казахстан;

- обеспечить своим членам возможность ознакомиться с документами и решениями, затрагивающими их права и интересы;

- предоставлять достоверные документы и иную информацию, необходимые для обнародования в средствах массовой информации действий, нарушающих права потребителей.

5. Анализ деятельности ОФ "Национальная лига потребителей Казахстана"

Общественный Фонд "Национальная лига потребителей Казахстана" (ОФ НЛПК) создана в марте 1995 года. Она объединяет 107 организаций, защищающих права потребителей и формирование цивилизованных отношений на рынке товаров и услуг через повышение доступа уязвимых слоев населения к правосудию и просвещению в Казахстане, Таджикистане, Узбекистане и Киргизии.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.