Рефераты. Защита личной жизни

Основными средствами, с помощью которых мы получаем и передаем информацию частного характера, являются средства связи. Федеральный закон от 17.06.99 № 176-ФЗ «О почтовой связи» ввел понятие «тайна связи (тайна переписки)», это: «тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений». Таким образом, ч. 2 ст. 23 Конституции РФ посвящена тайне связи.

Конституция РФ ставит рядом неприкосновенность частной жизни и тайну связи, тем самым предполагая, что одним из самых информативных способов проникновения в тайну частной жизни является нарушение тайны связи. Все операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи. Информация о почтовых отправлениях и передаваемых по сетям электронной связи сообщениях, а также сами эти отправления и сообщения могут выдаваться только отправителям и адресатам или их законным представителям.

Федеральный закон от 16.02.95 № 15-ФЗ «О связи» дает перечень ограничений тайны связи:

· прослушивание телефонных переговоров;

· ознакомление с сообщениями электросвязи (телеграфных, телексных, факсимильных, электронной почты и т. д.);

· задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них;

· иные нарушения тайны связи.

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи являются видами оперативно-розыскных мероприятий.

П. 9 ст. 6 Федерального закона от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при проведении оперативно-розыскных мероприятий разрешает «контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений». В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 29 УПК РФ разрешение на ограничение конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи при проведении оперативно-розыскных мероприятий, может дать только суд. При этом следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление. Ходатайство рассматривает судья районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия единолично не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства. Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве.

В исключительных случаях указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья в течение 24 часов проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми.

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятии должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны и тайну корреспонденции. За несоблюдение тайны связи, повлекшее причинение ущерба пользователю услуг связи, причастные к этому лица могут быть привлечены к ответственности, в том числе и к уголовной.

Чтобы частная жизнь оставалась тайной, недостаточно усилий одного лишь владельца, необходимо, чтобы любой гражданин, которому стали известны сведения о чужой частной жизни, не использовал их в своих корыстных целях. Этому вопросу посвящена ч. 1 ст. 24 Конституции РФ, которая предусматривает, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.

На первый взгляд, ч. 1 ст. 24 противоречит ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, которая провозглашает право любому лицу в РФ свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Однако никакого противоречия здесь нет. Ключевым элементом согласования этих двух статей Конституции РФ является согласие или несогласие лица на распространение о нем информации. Всегда найдутся люди, которые хотели бы, чтобы информация об их жизни и деятельности попала в средства массовой информации. Политики, артисты и представители ряда других профессий часто сами ищут журналистов и даже платят им огромные деньги, чтобы лишний раз оказаться в центре внимания средств массовой информации. В этом случае распространение информации законно, так как санкционировано лицом, о котором она собрана. Совсем другое дело, если журналист собирает информацию без ведома интересующего его лица и распространяет ее без согласия последнего.

Такая конституционная гарантия позволяет человеку иметь свою частную жизнь, пускать в нее только тех людей, которых он хочет там видеть, и оградить ее от нежелательного проникновения.

Другим способом вторжения в частную жизнь человека является разглашение профессиональной тайны о частной жизни человека. Исполняя свои профессиональные обязанности, врачи, адвокаты, нотариусы, священнослужители и представители некоторых других профессий становятся носителями чужих личных и семейных тайн. Закон охраняет этот вид тайны, позволяя, в некоторых случаях, не обнародовать имеемые сведения даже в суде.

В процессе оперативно-розыскных мероприятий у правоохранительных органов может накопиться большой объем сведений о частной жизни граждан. Законы РФ «О милиции», «О прокуратуре», «Об оперативно-розыскной деятельности» и другие запрещают правоохранительным органам разглашать сведения о частной жизни граждан, которые стали известны в процессе правоохранительной деятельности.

«Мой дом - моя крепость», эта старая английская поговорка стала очень актуальной в России в наши дни. Неприкосновенность жилища является составной частью неприкосновенности частной жизни, позволяющее в своем доме или квартире делать человеку все, что ему хочется (в рамках действующего законодательства), не опасаясь, что кто-то застанет его за этим занятием. Вопросу неприкосновенности жилища посвящена ст. 25 Конституции РФ. Неприкосновенность жилища заключается в том, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения.

Конституционное право под жилищем понимает не только арендуемые, служебные, муниципальные или принадлежащие на праве собственности комнату, квартиру, дом, дачу и т. д., но и вспомогательные помещения, связанные с личной жизнью граждан или их трудовой деятельностью (например, сарай, погреб, баню и т. п.), которые расположены как непосредственно в помещении жилища, так и обособленно на территории земельного участка, принадлежащего владельцу жилища на праве собственности, аренды и т. д. Кроме этого, жилищем признается и место временного пребывания людей: гостиница, общежитие, пансионат, дом-интернат и т. п.

Основное содержание неприкосновенности жилища - гарантии против незаконного вторжения и обысков со стороны правоохранительных органов, а также использования посторонними людьми чужого жилища в своих интересах.

Принцип неприкосновенности жилища в уголовном судопроизводстве регулируется ст. 12 УПК.

Во-первых, осмотр жилища производится:

а) только с согласия проживающих в нем лиц;

б) на основании судебного решения, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

Допускается проникновение в жилище работников правоохранительных органов, если известно, что в жилище скрывается лицо, совершившее преступление, а времени на получение соответствующих санкций нет, или в случае стихийного бедствия, когда в жилище необходимо проникнуть, чтобы спасти находящихся там людей или имущество и т. д.

Во-вторых, обыск и выемка в жилище могут производиться только на основании судебного решения.

Таким образом, осмотр жилища может быть произведен по согласию проживающих в нем лиц либо по судебному решению, а обыск и выемка в жилище допускаются только на основании судебного решения независимо от согласия на то проживающих.

Реализация данных идей прослеживается в п. 4, 5 ч. 1 ст. 29, ст. 165, ч. 5 ст. 177, 182, 183 УПК.

Правом на охрану жилища обладают лица, являющиеся его собственниками, арендаторами или проживающие в нем по договору найма. Неприкосновенность распространяется на личные вещи и документы, что исключает проведение незаконных обысков и выемок.

Рассмотренные статьи Конституции РФ защищают все стороны частной жизни человека, имеют прямое действие и одновременно несут основные принципы, которыми должны руководствоваться законодатели при законотворчестве.

Рассмотрим теперь, как российское уголовное право реализует конституционные принципы о неприкосновенности частной жизни.

2. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ НА ЗАЩИТУ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РФ

Конституционное право на неприкосновенность частной жизни охраняется, в первую очередь, ст. 137 УК РФ.

По смыслу ст. 137 УК предметом рассматриваемого преступления являются только те сведения, которые составляют личную или семейную тайну лица. Как уже отмечалось, установление режима личной и семейной тайны для тех или иных сведений о частной жизни зависит в первую очередь от желания (волеизъявления) субъекта (субъектов - если речь идет о семейной тайне), которого (которых) эти сведения касаются. В этом смысле категория «личная и семейная тайна» является в значительной степени субъективной, и субъектами данных видов тайн являются только те лица, которые могут осознавать характер подобной информации, последствия в случае ее распространения и т. п. С другой стороны, уголовно-правовой защитой должны пользоваться сведения о частной жизни и тех лиц, которые не могут в силу своих психологических возможностей (из-за малолетнего возраста, психических заболеваний) осознавать характер таких сведений как личную или семейную тайну. Это согласуется с конституционными положениями о том, что субъектом права на тайну частной жизни является любой человек. В данной части представляется необходимым изменить редакцию статьи 137 УК, исключив указание на то, что сведения о частной жизни составляют личную или семейную тайну лица, поскольку указанное положение сужает объем уголовно-правовой охраны тайны частной жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.