Рефераты. Законодательные и нормативные акты системы государственного регулирования лекарственного обеспечения

Для регистрации американских препаратов фирма представляет такое же полное досье, как и во всех других случаях, проводится обязательная экспертиза этой документации в Фармакологическом и Фармакопейном комитетах, но могут не проводиться экспериментальные и клинические исследования препаратов, если эти данные подробно представлены в досье.

В настоящее время подобные соглашения заключены Минздравмедпромом с Францией и с Канадой. Ведутся переговоры о заключении соглашения со Швейцарией и странами, входящими в Европейский Союз. Это позволило увеличить количество регистрируемых в России лекарственных средств из указанных стран.

Увеличение регистрации и поступления на рынок России лекарств из стран с высокоразвитой фармацевтической промышленностью способствует сокращению регистрации большого потока поступающих в Россию лекарств (в основном дженериков) из стран с менее развитой фармакологической промышленностью и боле низкого качества (Индия, Индонезия, Бангладеш и др.)

В соответствии с новой инструкцией "О порядке экспертизы, клинических испытаний и регистрации лекарственных средств и субстанций", утвержденной 10 июля 2004 г., был введен новый порядок проведения и оплаты экспертизы документации при регистрации лекарственных средств ГИДКЭЛ, Фармакологическим, Фармакопейным комитетом и другими организациями. Теперь экспертиза проводится в соответствии с договорами, заключенными этими учреждениями с Управлением и оплачивается из средств Бюро по регистрации в соответствии с техническим заданием в порядке, установленном Управлением. Срок проведения экспертизы - 90 дней. Введение нового порядка позволило усилить контроль за сроком и качеством проведения экспертизы.

В 2003 году подготовлено новое издание Государственного реестра лекарственных средств, в которое вошло более 10 000 наименований лекарственных средств. Значительно переработано содержание Госреестра, в том числе впервые приведены коды анатомо-терапевтическо-химической классификации лекарственных средств, рекомендованной ВОЗ.

Впервые начата работа по созданию Государственного реестра инструкций по применению лекарственных средств, утвержденных Фармакологическим государственным комитетом.

Система контроля качества

Важнейшим этапом деятельности контрольно-разрешительной системы является контроль качества серийно выпускаемых лекарственных средств путем сравнения образцов продукции с утвержденным стандартом.

Система контроля качества серийно выпускаемых лекарственных средств действует в России в трех уровнях. На федеральном уровне эту систему представляют:

Управление государственного контроля лекарственных средств и медицинской техники;

ГосНИИ по стандартизации и контролю лекарственных средств и Центральная лаборатория государственного контроля и изучения качества препаратов, кровезаменителей и консервирующих растворов Гематологического научного центра РАМП, имеющие функции:

1. Проведения всех типов государственного контроля:

предварительного - первых 5 серий препарата, впервые производимого данным предприятием или выпускаемого по измененной технологии, или переведенного Управлением на это вид контроля в связи с ухудшением его качества, а также импортных субстанций;

выборочного последующего (любая серия препарата, изъятая со склада предприятия-изготовителя или с места хранения, или из аптеки) по планам-заданиям, утверждаемым Управлением;

арбитражного;

сертификации лекарственных средств.

2. Аттестации и рассылки государственных стандартных образцов для контроля качества лекарственных средств.

3. Участия в инспекционных проверках, организации и осуществления контроля за качеством лекарственных средств на предприятиях и в учреждениях, производящих, хранящих и реализующих лекарственные средства, независимо от их организационно-правовой формы.

4. Консультативного и методического центра по вопросам контроля и стандартизации лекарственных средств.

5. участия в разработке законодательных актов и инструктивных материалов, регламентирующих проведение государственного контроля.

На региональном уровне система представлена контрольно-аналитическими лабораториями и центрами контроля качества, выполняющими следующие функции:

проведение контроля качества лекарственных средств, поступающих в аптечную сеть данного региона и сертификации;

надзор за фармацевтической деятельностью аптек и складов (баз). На уровне производства лекарственных средств система представлена ОТК предприятий и контрольно-аналитической службой аптек.

Сложившаяся в России система государственного контроля лекарственных средств является приемником союзной системы и призвана не допустить возможность поступления в аптечные и лечебно-профилактические учреждения недоброкачественных препаратов, как отечественного, так и зарубежного производства.

Сложившаяся к 2003 году общая экономическая ситуация в стране, при которой, к сожалению, интересы потребителя были отнесены на второй план по отношению к коммерции, не могла не отразиться и на государственном контроле. Начиная с 2001 г., наметилась тенденция спада госконтроля, которая достигла минимальной отметки в 2002 году.

Резко сократился контроль лекарственных средств, поступающих непосредственно в регионы, в связи с тем, что деятельность многих контрольно-аналитических лабораторий была практически свернута, значительно сократилось их финансирование, часть лабораторий осталась в составе коммерческих структур, которые стали создаваться на базе бывших ранее государственными объединений "Фармация".

В этот период Инспекцией были приняты меры по наведению порядка и усилению контроля за качеством лекарств, поступающих в аптеки, а также по укреплению контрольных лабораторий, осуществляющих эту работу. Был издан приказ Минздравмедпрома от 25 марта 2004 г. №53 "Об усилении контроля качества лекарственных средств".

Почти одновременно с приказом №53, в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", был издан приказ от 14 июня 2004 г. №118 "Об аккредитации региональных (территориальных) контрольно-аналитических лабораторий (центров контроля качества лекарственных средств) и сертификации лекарственных средств в Российской Федерации". Эти приказы стали основополагающими документами как для федеральных, так и для региональных органов государственного контроля при проведении этой работы. Можно сказать, что с момента выхода вышеназванных документов началась реанимация государственного контроля лекарственных средств в России.

Одним из основных органов контрольно-разрешительной системы является ГНИИСКЛС, осуществляющий на федеральном уровне государственный контроль качества лекарственных средств. После введения в действие нормативных документов, определяющих порядок государственного контроля лекарственных средств, количество препаратов, поступающих на контроль в ГНИИСКЛС резко возросло и продолжает увеличиваться. Так, в 2004 году объем государственного контроля возрос на 30% по отношению к 2005 году, а по отношению к 2004 году прирост составил более 80%.

Из общего числа проконтролированных брак отечественных препаратов составил 10-12%, препаратов стран СНГ и Балтии - 16-27%, препаратов зарубежных фирм - 11-16%.

Работа, проведенная Инспекцией с момента выхода приказов, показала, что с введением такого порядка контроля значительно увеличилась выявляемость брака территориальными контрольно-аналитическими лабораториями, что предотвратило поступление некачественных препаратов в аптечную и лечебную сеть.

За 2004 г. брак по зарубежным лекарственным средствам, ввозимым на территорию России, увеличился почти в 15 раз и продолжает расти. Среди забракованных зарубежных лекарственных средств большую часть составляют препараты производства Индии и Болгарии.

Такое резкое увеличение брака лекарственных средств за последние годы наряду с усилением контроля со стороны ГНИИ по стандартизации и контролю лекарственных средств и территориальными контрольно-аналитическими лабораториями можно объяснить:

снижением ответственности и контроля со стороны руководства и ОТК предприятий за качество выпускаемой продукции и соблюдение технологии их производства;

появление большого количества новых фармацевтических производств, не имеющих достаточного опыта работы в этой области и квалифицированного персонала;

грубейшие нарушения условий транспортирования, хранения и реализации лекарственных средств структурами, осуществляющими оптовую и розничную реализацию лекарственных средств;

снижение количества инспекционных проверок состояния производства и товаропроводящей сети в связи с полным отсутствием финансирования этой работы.

Все забракованные лекарственные средства немедленно изымались Инспекцией из аптечной сети. Письма об изъятии препаратов направлялись Инспекцией контрольным органам всех территорий России, а также всем министерствам и ведомствам, имеющим свою фармацевтическую службу (130 адресов).

В связи с резким сокращением выпуска субстанций на российских фармацевтических предприятиях заводы, выпускающие лекарственные средства, стали в большом количестве закупать их за рубежом, зачастую без предварительной проверки, а в ряде случаев даже сомнительного качества (Анальгин из Болгарии, Гепарин из Китая). Для того, чтобы исправить создавшееся положение Инспекцией был подготовлен приказ от 21 марта 2004 г. №52 "О введении обязательной регистрации зарубежных субстанций".

В течение 1995 г. зарегистрировано 104 субстанции. Первые серии субстанций, поступающие на заводы для производства готовых форм, подвергаются обязательному контролю в ГНИИСКЛС, а затем контролируются на входном контроле ОТК предприятий. Такой порядок должен гарантировать использование в производстве только высококачественных субстанций.

Однако, в феврале 1996 г. по предложению Управления медицинской промышленности приказом Минздравмедпрома №40 было разрешено использование в производстве лекарственных средств незарегистрированных субстанций. После выхода указанного приказа регистрация поставляемых инофирмами субстанций резко сократилась. В то же время значительно возрос объем закупок незарегистрированных субстанций и количество зарубежных фирм, которые ввозят эти субстанции в Россию. Качество субстанций, ввозимых в Россию, остается низким. При проведении предварительного контроля в ГосНИИ по стандартизации и контролю лекарственных средств бракуется более 20% поступающих на контроль субстанций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.