Рефераты. Законодательное оформление нацистского режима Германии

«Наше государство будет систематически заботиться о сохранении чистоты расы. Оно объявит ребенка самым ценным достоянием народа. Оно позаботится о том, чтобы потомство производили только люди здоровые. Позором будет считаться только -- производить детей, если родители больны. Величайшей честью будет считаться, если родители откажутся производить детей, будучи недостаточно здоровыми. С другой стороны, предосудительным будет считаться не рожать детей, если родители здоровы, ибо -- государству нужно здоровое потомство. Государство будет выступать в роли защитника тысячелетнего будущего, и перед волей государства должны будут склониться желания отдельных граждан. Государство даст возможность населению воспользоваться всеми действительно великими изобретениями и медициной.» Адольф Гитлер «Моя борьба» с. 78-писал Адольф Гитлер. Далее предусматривался «духовный» подъем германской нации- но уже в более отдаленном будущем, лет примерно через 600. Этот своеобразный дарвинизм нацисты переносили на человеческое общество, считая расы естественными биологическими видами. «Единственной причиной вымирания культур было смешение крови и, как следствие, снижение уровня развития расы. Ибо люди гибнут не в результате проигранных войн, а в результате ослабления силы сопротивления, присущей только чистой крови», - утверждал Гитлер в своей книге Моя борьба. Отсюда следовал вывод о необходимости «расовой гигиены», «очистки» и «возрождения» германской «арийской расы» с помощью «народного сообщества людей немецкой крови и немецкого духа в сильном, свободном государстве». Другие «неполноценные» расы подлежали подчинению или уничтожению. Особенно «вредными», с точки зрения нацистов, были народы, живущие в разных странах и не имеющие собственного государства. Многие поверили в «расовое ученье», и всерьез стали считать себя высшей расой.

На основе «концепции расовой гигиены» осуществлялась захватническая политика нацистов, выполнялись различные проекты очищения немецкой расы, например «Программа умерщвления Т-4».

Уже в 1935 г. был издан закон «Об имперском гражданстве». В нем (п.2) прямо говорилось, что гражданином рейха может быть лишь тот германский подданный, у кого в жилах течет «немецкая или родственная кровь». К родственным расам германские «расоведы» относили, например, фельскую расу, более «низкую», чем арийская, но давшую тем не менее немцам таких государственных деятелей, как Бисмарк или Гинденбург. И уже в первом, изданном два месяца спустя, Указе на основе закона было зафиксировано: «Еврей не может быть гражданином Рейха. Ему не положено иметь право голоса в политических вопросах, он не может занимать административный пост…» Мельников Д.Е. Черная Л.Б. Империя смерти. Аппарат насилия в нацистской Германии. с 139. . В законе «О восстановлении профессионального статуса чиновничества» от 27 сентября 1933 года говорилось, что «все нечистокровные чиновники, служащие и рабочие в пределах рейха подлежат увольнению». Поначалу делались исключения для участников первой мировой войны, инвалидов и сирот, но вскоре закон заработал в полную силу. Чисто символическую роль играл закон «О запрещении евреям вывешивать флаг со свастикой». Но указ «О запрете смешанных браков» имел более значительные последствия - категорически запрещались браки между арийцами и евреями, между «евреями на одну четверть» и евреями, запрещались внебрачные связи между арийцами и не-арийцами. В п. 11 Указа оговаривалось, что за преступления, выражающиеся в «расовом позоре» ответственен мужчина. Ответственность выражалась в заключении в концлагерь, либо казнь. Ближе ко второй мировой указы посыпались один за другим. Евреям запрещалось посещать концерты, спектакли. Указом 1938 г. евреям запрещалось носить не-еврейские имена и фамилии, с 1939 года- заниматься ремеслом. И все это венчал «Указ о желтой звезде».

И в этой расовой политике, направленной на создание мощного государства сверхличностей. Гитлер был последователен до конца - до последней минуты существования национал-социализма проводилось уничтожение миллионов евреев и сотен тысяч цыган, до апреля 1945 года продолжали функционировать пресловутые Liebensborn- «фонтаны жизни».

4. Приход нацистов к власти. Расклад политических сил в этот момент

После спада популярности НСДАП в середине 30-х годов 20 века к концу десятилетия движение стало вновь набирать силу. Связано это было с глобальным экономическим кризисом, который особенно стремительно проявлялся в Германии, связанной Версальскими репарациями. Правящие круги Германии стремились выйти из кризиса за счет роста цен, повышения налогов, снижения заработной платы, сокращения социальных расходов. Ответом на это было острое состояние социальной нестабильности, которое выразилось в резкой поляризации политических сил в этот момент. Основными центрами притяжения стали КПГ и НСДАП. 30-е годы проходили под знаком укрепления нацизма в капиталистическом мире как идеологии и политической системы. Он еще себя не дискредитировал. В нем видели не одну, а две стороны, и он еще рассматривался многими как приемлемая альтернатива социализму, рабочему и национально-освободительному движению Но основой прихода к власти национал-социалистов, по моему мнению, стала личность Гитлера и менталитет немецкого народа.

Теория, согласно которой «сильная личность делает историю» очень стара. Э. Дауэрлейн считает, что «национал-социализм исторически определяется одной-единственной личностью, которая ввергла немецкий народ в величайшую катастрофу» Л.Н. Бровко «Германская социал-демократия в годы фашистской диктатуры 1933-1945» с 243. Многие историки придерживаются этой точки зрения. Мое же мнение заключается в том, что проблема находится во многом в менталитете германского народа, в крови которого всегда будут жить идеи шовинизма, расизма, «пангерманизма», убежденность в германском превосходстве. Столетия господствовало монархическо-бюрократические государство, прививавшее своим подданным верноподданиченский образ мышления. История преподносилась, как поле деятельности Фридриха II, Бисмарка, Вильгельма завоевателя и других великих личностей. Империалистические программы всех германских рейхов были основаны на одних и тех же планах всемирной агрессии, захвата новых источников сырья, рынков сбыта. дешевой рабочей силы, достижения гегемонии в Европе или в целом мире. Требовался лишь вождь.

В то же время, философ и историк Э. Нольте считал, что главные особенности национал-социалистического развития Германии следует искать еще в процессах Реформации, в катастрофе Тридцатилетней войны и в продолжающемся столетия раздроблении страны. в стремлении преодолеть последствия катастроф минувшего и в поисках своих путей обновления «Германия- неизвестная величина» Д.М. Проэктор «Фашизм: путь агрессии и гибели» с. 12- писал он в своем труде «Фашизм в его эпохе».

Но как тогда объяснить сходство в развитии фашистского государства в Италии и Германии?

На ноябрьских выборах в Рейхстаг 1932 года СДПГ набрала почти 30 % голосов, КПГ почти 25% голосов, нацисты получили 48 %. Существовали все условия для создания единого антифашистского фронта с целью недопущения прихода фашистов к власти. Но противоречия, существовавшие между социал-демократами и коммунистами помешали созданию коалиционного правительства и окрыли нацистам путь к легальному овладению властью. Внеочередные выборы в рейхстаг 5 марта 1933 года укрепили позиции нацистов. Путем политических игр А. Гитлер добился права сформировать однопартийное правительство.

И вот, 30 января 1933 г. Гитлер стал рейхсканцлером. Потянулись бесконечные факельные шествия. Началась эпоха 3-го Рейха.

5. Законодательство Германии в период 1933-1945 г.

Ядро фашистской идеологии составляют идеи расового неравенства, военной экспансии, классовой гармонии, вождизма, всевластия государственной машины. В соответствии с этими требованиями создавались нормативно-правовые акты страны.

Основной закон страны - Веймарская конституция 1919 г. действовал весь период существования фашистской диктатуры. Руководство рейха вполне устраивали заложенные в ней принципы, такие, как строгая регламентация сферы общественных отношений, личной жизни граждан, ограничение прав земель, возможность применения к ним т.н. «экзекуции», предоставление Президенту Германской империи сильных исполнительно-распорядительных полномочий, таких, как право роспуска Рейхстага, права издания чрезвычайных декретов, право на использование вооруженной силы. Рейхсканцлер также обладал весьма широкими полномочиями и правами. Рейхсканцлер, согласно конституции председательствовал в имперском правительстве и руководил его деятельностью (Рейхсканцлер председательствует в имперском правительстве и руководит его делами по наказу, принятому правительством и одобренному президентом империи - статья 55), устанавливает руководящие линии политики и несет за это ответственность перед Рейхстагом (статья 56), имел решающий голос при решении вопросов в правительстве. Объединение этих должностей в одном лице могло предоставить ему почти диктаторские полномочия.

Несмотря на предоставленные гражданам широкий круг свобод, в том числе в свободе совести, слова, неприкосновенности жилища в тексты многих статей были включены оговорки, согласно которым граждане могли лишаться определенных прав на основе имперских законов. Например, статья 114 гласила- «Свобода личности неприкосновенна. Ограничение или лишение личной свободы публичной властью допускается только на основании законов». Статья 117 касающаяся тайны корреспонденции гласила: «Тайна переписки, равно как и тайна почтовых, телеграфных и телефонных сношений, неприкосновенна. Исключения могут быть допущены только на основании имперских законов». Статья 123 содержала в себе норму, описывающую право германских подданных на собрания: « Все немцы имеют право собираться мирно и без оружия, не спрашивая особого разрешения. Для собраний под открытым небом имперский закон может устанавливать обязательность предварительного заявления, и, в случае непосредственной опасности для общественного спокойствия, запрещать их». Первым случаем применения этой оговорки стало ограничение нацистским правительством немецких коммунистов в сборах под открытым небом (залов им давно никто не давал). А 2 предыдущие вышеупомянутые статьи позволили используя принимаемые нацистским большинством в правительстве законы беспрепятственно вмешиваться в личную жизнь граждан. После создания А.Гитлером в марте 1933 года однопартийного правительства НСДАП получила возможность проводить в жизнь любые нормативные акты. И одним из первых, и важнейшим для законодательного оформления нацистского режима явился Закон «Об устранении бедственного положения народа и государства» от 24 марта 1933 года. Закон утверждал абсолютное превосходство исполнительной власти над законодательной. Например, статья 2 Закона гласила: «Законы, принятые имперским правительством, могут уклоняться от имперской конституции, если они не имеют предметом устройство рейхстага и рейхсрата. Права президента империи остаются неприкосновенными», т. е. правительство наделялось неограниченными законодательными полномочиями Правительство также наделялось неограниченными правами в области государственного бюджета- в области, которая всегда являлась прерогативой парламента. Согласно этому закону, заключение и исполнение договоров с иностранными государствами даже не нуждалось в согласии парламента.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.