Рефераты. Юрилические лица - общая характеристика

Положения Закона о регистрации не отвечают этим требования ни с точки зрения их теоретической проработки, ни с позиций юридической практики.

Во-первых, нужно учитывать, что юридическое лицо, как любой субъект права, обладает целым комплексом вещных, обязательственных, исключительных и кор-поративных прав и обязанностей как имущественного, так и неимущественного характера. Приобрести конкретное имущество, права и обязанности в порядке правопреемства или иным способом (п. 1 ст. 129, ст. 382 ГК РФ) может только субъект права, то есть уже созданное (зарегистрированное) юридическое лицо, обладающее правоспособностью (п. 2 ст. 51, п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Думается, что и передавать весь этот комплекс прав и обязанностей от право-предшественника к правопреемнику следует до того, как реорганизуемое юриди-ческое лицо прекратит свое существование (будет исключено из государственно-го реестра).

Во-вторых, согласно пп. 1, 2, 5 ст. 58 ГК РФ переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому в процессе слияния, присоединения или преобразования осуществляется в соответствии с передаточным актом.

Возникает вопрос о правовой природе передаточного акта. Судебная практика не считает акты приема-передачи гражданско-правовыми сделками, полагая, что они являются документами, оформляющими последствия сделок, их исполнение, фактическую передачу имущества, прав и обязанностей.

В-третьих, следует учитывать, что юридическому лицу могут принадлежать следующие объекты гражданского права: ценные бумаги; недвижимое имущество; авторские права; патенты; права на товарные знаки и знаки обслуживания; нема-териальные блага (фирменное наименование, деловая репутация), иное имущество и права (ст. 129 ГК РФ). Поэтому даже если рассматривать передаточный акт как двустороннюю сделку (в смысле ст. 153 ГК РФ), совершаемую, в простей пись-менной форме, следует учесть, что сделки по передаче некоторых видов имущества либо прав, требуют соблюдения особых правил, установленных законом (ст. 163-165 ГК РФ).

Таким образом, юридический состав универсального правопреемства в процессе присоединения (поглощения) включает в себя совокупность следующих юридических факторов:

1. принятие присоединившегося юридическим лицом решения о реорганизации и форме присоединения к другому юридическому лицу;

2. принятие "принимающим" юридическим лицом решения о поглощении дру-гого юридического лица (присоединяющегося);

3. получение согласия антимонопольного органа (в случаях необходимости);

4. заключение между "принимающим" и "присоединяющимся" юридическим лицом договора о присоединении (поглощении); составление передаточного бух-галтерского баланса, отражающего состав и стоимость передаваемого имущества;

5. заключение договоров, опосредующих передачу комплекса прав и обязанно-стей (авторских, об уступке патента, о передаче исключительного права на фир-менное наименование и др.);

6. фактическая передача имущества, прав и обязанностей присоединяющегося юридического лица "принимающему" юридическому лицу, оформляемая переда-точным актом; составление сводного бухгалтерского баланса;

7. прекращение присоединяющегося (поглощенного) юридического липа (ис-ключение из государственного реестра юридических лиц).

Сложный юридический состав универсального правопреемства в процессе слияния (присоединения) юридических лиц состоит из следующих юридических фактов.

1.принятие каждым из сливающихся юридических лиц решения о реорганиза-ции в форме слияния; олучение согласия антимонопольного органа (в случаях необходимости);

2. заключение договора о слиянии; составление передаточных бухгалтерских ба-лансов, отражающих состав и стоимость передаваемого имущества;

3. государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем слия-ния;

4. заключение между каждым из сливающихся юридических лиц и созданным в процессе слияния юридическим лицом соответствующих договоров, опосредующих передачу отдельных видов имущества, имущественных либо неимущественных прав и обязанностей;

5. фактическая передача имущества, прав и обязанностей сливающихся юриди-ческих лиц созданному в процессе слияния юридическому лицу оформляемая передаточным актом; составление сводного бухгалтерского баланса,

6. прекращение юридических лиц, принявших решение о слиянии (исключение из государственного резерва).

Аналогичным образом при выделении одного юридического лица из другого сначала регистрируется новое юридическое лицо, а потом ему передается часть имущества, имущественных и неимущественных прав и обязанностей реорганизо-ванного, но сохраняющего свое бытие юридического лица. В процессе разделения сначала создаются новые юридические лица, а потом прекращается (исключается из государственного реестра юридических лиц) разделяющееся юридическое лицо.

Здесь представляется необходимым уточнить нормы действующего законода-тельства, согласно которым в случае выделения или разделения переход имущест-ва, прав и обязанностей от одного юридического лица к другому осуществляется в соответствии с разделительным балансом.

Представляется, что юридический состав универсального правопреемства при выделении (разделении) включает совокупность следующих юридических фактов:

1. принятие юридическим лицом (либо иным субъектом в случае принудительной реорганизации) решения о реорганизации в форме выделения (разделения), определение имущества, прав и обязанностей, подлежащих передача выделяющемуся юридическому лицу (создаваемым юридическим лицам); составление разделительного баланса;

2. государственная регистрация выделяющегося юридического лица (создавае-мых юридических лиц);

3. заключение договоров, опосредующих передачу выделившемуся юридиче-скому лицу (создаваемым юридическим лицам) конкретного имущества, прав и обязанностей;

4. фактическая передача реорганизуемым юридическим лицом части имущест-ва, прав и обязанностей выделившемуся юридическому лицу (создаваемым юридическим лицам), оформляемая передаточным актом (актами).

Кроме того, при реорганизации в форме разделения разделившееся юридическое лицо исключается из единого государственного реестра юридических лиц.

С учетом изложенного становится очевидной неточность отдельных положений действующего законодательства, устанавливающих момент завершения государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.

Между тем, Закон о регистрации должен был закрепить, что реорганизация юридического лица в форме разделения считается завершенной с момента исключения из единого государственного реестра разделяющегося юридического, а реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента исключения из государственного реестра сливающихся юридических лиц.

Восполнить все указанные пробелы был призван именно Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц». Будучи специальным законом, регулирующим отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц, только он мог изменить правила, содержащиеся в Гражданском Кодексе РФ и других федеральных законах об отдельных видах юридических лиц. Подзаконные правовые акты не смогут устранить имеющиеся противоречия, поскольку согласно п. 3 ст. 5 ГК РФ указы Президента РФ и постановления Правительства РФ не могут противоречить федеральным законам, а в ст. 1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" указано, что Гражданский кодекс РФ является составной частью законодательства РФ о государственной регистрации. С учетом сказанного представляется совершенно необходимым доработать столь поспешно принятый ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" и внести в него соответствующие изменения и дополнения.

§2. Правосубъектость юридического лица

Под правосубъектностью юридического лица понимается наличие у него качеств субъекта права, т. с. правоспособности и дееспособности.

В науке гражданского права принято различать общую (универсальную) и специальную правоспособность. Общая правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые, гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Именно такой правоспособностью обладают граждане. Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.

До недавнего времени юридические лица в России могли обладать лишь специальной правоспособностью, что, несомненно, сдерживало развитие рыночных отношений. Новый Гражданский кодекс РФ 1994 г. наделил частные коммерческие организации общей правоспособностью. Было бы ошибочным, однако, полагать, что теперь правоспособность юридических лиц носит, по общему правилу, универсальный характер. Анализ ст. 49 ГК показывает, что общим принципом для юридических лиц, как и прежде, остается специальная правоспособность. Универсальная же правоспособность носит характер исключения из общего правила (которое, как известно, не может толковаться расширительно) и действует лишь в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц. Этот вывод ничуть не колеблет даже тот факт, что ныне такие организации составляют численное большинство в стране.

Сохранение специальной правоспособности за многими видами юридических лиц не только оправданно, но и необходимо. Так, создавая некоммерческую организацию (учреждение, фонд и т. п.), ее учредители, очевидно, преследуют вполне определенные социальные, культурные, иные общеполезные цели. Освобождение такой организации от любых уставных ограничений, предоставление ей полной свободы действий привело бы к игнорированию интересов учредителей. Аналогичным образом и государство, закрепляя за унитарным предприятием свое имущество, заинтересовано в его использовании по определенному назначению в соответствии с тем предметом деятельности, который определен уставом предприятия.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

Объем правоспособности юридического лица определяется не только ее общим или специальным характером. Юридическое лицо не может обладать такими правами, которые в силу своей специфики могут принадлежать лишь гражданам. Осуществление некоторых видов деятельности требует получения от государства специальных разрешений (лицензий). Кроме того, законом могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.