В-четвертых, юридическое лицо в гражданском обороте выступает от собственного (своего) имени. А возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени означает, что юридическое лицо может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде только под своим именем, включающем наименование, содержащим указание на его организационно правовую форму, а в предусмотренных законом случаях и указание на характер деятельности Там же.- С. 109..
Как субъект гражданского права юридическое лицо обладает гражданской правоспособностью и дееспособностью. Соответственно, применительно к гражданским правоотношениям, юридическое лицо может выступать носителем конкретных прав и соответствующих определенных обязанностей.
На практике сроки ликвидации варьируются от 6 месяцев до 1,5 лет, а могут занимать и гораздо больший промежуток времени. Все зависит от конкретной ситуации, складывающейся в отношении конкретного юридического лица. Так, если компания имеет или же в прошлом имела большой штат наемных работников, вела хозяйственную деятельность с большими денежными оборотами, то срок ее ликвидации заметно больше, нежели срок ликвидации малого предприятия с двумя работниками. Дело в том, что большую часть времени, которую необходимо затратить на ликвидацию юридического лица, занимают ликвидационные проверки в налоговой инспекции и внебюджетных фондах, и чем крупнее ликвидируемое юридическое лицо, тем большее время требуется вышеперечисленным органам, чтобы провести проверки.
Ликвидационная комиссия должна снять ликвидируемое предприятие с учета в налоговой инспекции, пенсионном фонде, фонде обязательного медицинского страхования, фонде социального страхования. Данные органы, в свою очередь, перед тем как снять предприятие с учета, обязаны проверить правильность начисления и уплаты таким предприятием налогов и обязательных сборов. Поэтому ликвидационная комиссия по очереди проходит проверки в указанных государственных органах, куда предоставляется бухгалтерская отчетность за последние 3 календарных года. Выходом из сложившейся ситуации может служит процедура признания ликвидируемой организации несостоятельной. В этом случае требования кредиторов, которые невозможно будет удовлетворить в процессе конкурсного производства, считаются погашенными. Процедура признания несостоятельными (банкротом) еще более трудоемкая, чем ликвидация, но позволяет закрыть неликвидных бизнес без нарушения законодательства Российской Федерации.
При принятии решения о ликвидации юридического лица, необходимо уделять должно внимание на исследование признаков его фактической деятельности. Конкретным примером может служить решение, изложенное в постановлении Президиума ВАС РФ от 10.12.2002 № 6614/02. Межрайонная ИМНС РФ обратилась в Арби-тражный суд Кемеровской области с иском о ликвидации ОАО «Агроснабинформ». Истец мотивировал свои требования тем, что ответ-чик систематически не представляет в налого-вый орган бухгалтерскую отчетность в соот-ветствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», имеет задолженность по налогам. Решением от 05.11.2001г. иск удовлетворен. Постановлениями апелляционной и кассаци-онной инстанций решение оставлено без изме-нения. В протесте заместителя Председателя ВАС РФ предлагалось указанные судебные ак-ты отменить, дело направить на новое рассмот-рение в суд первой инстанции. Президиум признал, что протест подлежит удовлетворе-нию по следующим основаниям.
Судебные инстанции пришли к выводу, что общество не выполняет возложенные на него как на налогоплательщика обязанности: не ве-дет бухгалтерский учет, не составляет отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, не представляет в инспекцию документы и сведе-ния, необходимые для исчисления и уплаты на-логов. Последний отчет представлен в налого-вый орган по состоянию на 01.10.2000г.
Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неодно-кратными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Исходя из этого ре-шение суда о ликвидации юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность нельзя признать правомерным. При указанных обстоятельствах состоявшихся по делу судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение Анохин В.С. Ликвидация юридических лиц// Арбитражная практика. - 2003. - № 10. - С. 12-13..
Также характерен пример, когда субъекты, не имеющие статуса юридического лица, ликвидируют в качестве последних: «ИМНС РФ по Таловскому району заявлено требование о ликвидации крестьянского фермерского хозяйства «Новинка» в связи с грубым нарушением налогового зако-нодательства. В обоснование исковых требова-ний истец сослался на ст. 61 ГК РФ, согласно которой юридическое лицо может быть ликви-дировано в случае неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов, а также на ст. 15 ФЗ «О бухгалтерском учете», обязывающую представлять бухгалтерскую от-четность. Исследовав имеющиеся в деле документы, суд не нашел требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Деятельность крестьянского (фермерского) хо-зяйства регламентируется Законом РСФСР от 22.11.90 № 348-1 «О крестьянском (фермер-ском) хозяйстве». Статья 32 указанного Закона определяет условия и дает исчерпывающий пе-речень случаев прекращения деятельности крестьянского хозяйства. Ликвидация КФХ по указанным истцом основаниям данной нормой не предусмотрена. Кроме того, ст. 23 ГК РФ предусматривает, что деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется без образования юридического лица, с определением статуса главы такого хозяйства как индивидуального предпринимателя. Решением от 12.08.2002 в иске отказано» Обзор постановлений президиума ВАС// Экономика и жизнь (Сибирь). - № 148. - 07.08.2001. - С. 15..
.
В зависимости от их вида юридические лица создаются по воле либо собственников (например, учреждения и унитарные предприятия), либо их будущих членов (например, хозяйственные товарищества и общества), либо тех, кто вносит имущественные вклады, не становясь участниками юридического лица (например, фонды). Несмотря на существенное различие отдельных видов юридических лиц, при их создании государство всегда осуществляет контроль за этой процедурой. Указанная функция государства реализуется в ходе государственной регистрации юридических лиц.
Перечень документов, которые необходимо представлять для государственной регистрации составляют: устав, утвержденный учредителями, решение о создании или договор учредителей, подтверждение оплаты не менее 50 процентов уставного капитала предприятия, а также перечисляются требования, предъявляемые к каждому из таких документов.
Учредительными документами юридического лица являются учредительный договор и устав (либо только учредительный договор). При этом учредительный договор заключается учредителями, а устав утверждается учредителями (участниками). Если юридическое лицо создается одним учредителем, оно действует на основе утвержденного этим учредителем устава. В виде исключения некоммерческие организации в предусмотренных законом случаях могут действовать на основе общего положения об организациях данного вида (например, средние специальные учебные заведения).
Что касается органов юридического лица, то им является часть юридического лица, которая формирует и выражает вовне его волю. Именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Состав органов и их компетенция определяются законом, иными правовыми актами и учредительными документами, а порядок назначения (избрания) - законом и учредительными документами.
По поводу юридических лиц в гражданском праве возникают отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, по поводу осуществления юридическими лица своих прав и обязанностей и др.
Анохин В.С. Ликвидация юридических лиц// Арбитражная практика. - 2003. - № 10. - С. 12.
Гражданское право. Учебник/ Под ред. С.П. Гришаева. - М.: Юрист, 1999. - С. 45-46.
Гражданское право. Часть 1. Учебник/ Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. - М.: Издательство ТЕИС, 1996. - С. 107.
Обзор постановлений президиума ВАС// Экономика и жизнь (Сибирь). - № 148. - 07.08.2001. - С. 15.
Орлов А. Особенности правового статуса ассоциаций (союзов) по российскому законодательству// Право и экономика. - 2002. - № 4. - С. 27.
Основы государства и права/ Под ред. О.Е. Кутафина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 1994. - С. 190.
Редакция Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ ФЗ от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ // Нормативные акты для бухгалтера. - 15.07.2003. - № 13. - С. 69.
Страницы: 1, 2